В центре герба Няндомского района — золотое паровозное колесо. Появилось оно неслучайно. Железная дорога вот уже больше ста лет дает работу местным жителям. Есть ли в районе другие локомотивы экономического развития, «Достоянию Севера» рассказал глава МО «Няндомский район» Вадим Струменский.
Амбиции агропрома
— Вадим Георгиевич, на уровне области ваш район хорошо знают по бренду «Няндомская птицефабрика». Сейчас она закрыта. Где трудятся и чем живут ваши земляки?
— К сожалению, тенденция последних лет не обошла стороной и наш район — число жителей сокращается. Особенно в тех населенных пунктах, где закрылись производства. О восстановлении знаменитой в свое время Няндомской птицефабрики сейчас уже даже речь не идет.
Основные налоговые отчисления в бюджет района поступают от функциональных филиалов ОАО «РЖД» и структурных подразделений Северной железной дороги.
Отмечу, что нам удалось сохранить с советских времен несколько крупных сельхозпроизводителей. Это Ступинское сельхозпредприятие, СПК «Колхоз имени Ленина», СХ МУП «Дружба», ООО «Агропромышленная компания». Дела у них идут неплохо, предприятия развиваются, радуют надоями. Три из них — племенные. Так что есть амбиции сделать брендом Няндомского района племенной крупный рогатый скот.
Идем навстречу инициативам
— Как в районе чувствует себя лесной бизнес?
— В лесной отрасли у нас, к сожалению, представлена только заготовка, глубокой переработкой почти никто не занимается. Для развития нужны лесные ресурсы, а отсутствие новых делянок тормозит рост предприятий.
Крупный участник рынка — ООО «Шалакушалес» — хоть и работает на нашей территории, но это, считай, архангельское предприятие. Они лес только заготавливают, переработкой не занимаются и увозят его в Архангельск.
Отмечу молодое предприятие Николая Кочурова в Моше. Он занимается изготовлением оцилиндрованных бревен. Кроме того, есть у него хорошая задумка — реализовать проект лыжного центра на озере Островичное — наподобие устьянской Малиновки.
— Вы поддерживаете этот проект?
— Конечно, мы идем навстречу всем начинаниям, которые улучшают жизнь людей в районе. Условия для создания инфраструктуры для отдыха и туризма у нас есть. Территория района находится на Няндомской возвышенности, кругом естественные склоны и подъемы, подходящие для оборудования различных лыжных трасс.
Для развития туристического бизнеса на Островичном практически все готово. Трасса и склоны расчищены, построен гостевой домик. В ближайшее время Николай Кочуров планирует оборудовать склон подъемниками. Кстати, сноубордисты уже облюбовали эти места для своих полетов. Для возрождения на озере лодочной станции сейчас ищем инвестора.
— На кого будет рассчитан этот проект?
— Считаю, что на местных жителей. Из Москвы, Питера, даже Архангельска вряд ли к нам поедут, у всех есть базы поближе. Поэтому расценки должны быть щадящие, но уровень хочется сделать солидный.
Строительство — двигатель прогресса
— Вадим Георгиевич, как обстоят дела в районе со строительством жилья?
— К сожалению, после закрытия строительного комбината в 1997 году, отрасль практически не развивается. За последние годы построены лишь несколько домов в рамках программы переселения жилья. И хотя программу мы реализовали, но потребность в жилье большая. В администрации района в очередь на жилье стоит 631 человек, еще 200 — на железной дороге.
Как глава района уверен, что развитие территории происходит тогда, когда создаются предприятия, есть производства. Считаю, что строительство — двигатель прогресса. Оно влечет развитие и смежных отраслей, а также торговли и социальной инфраструктуры. Если строительства не будет — развития я не вижу.
— Получается, вся надежда на торговлю?
— Торговля вроде идет, но предприятиям и магазинам конкурировать с федеральными сетями очень сложно. То ли не хватает средств, то ли время упущено. А скорее — и то, и другое.
Отмечу, что проектов развития производств было немало. Например, построить сапропелевый завод в Моше, а в Шалакуше — завод по производству брикетов из торфа. Но сейчас, когда инвесторы начинают просчитывать экономику, свои расходы и предполагаемую выгоду, многие пугаются и уезжают.
Лечить и учить — задача любой власти
— Вадим Георгиевич, удается ли в районе создать условия для доступной медицинской помощи?
— В Няндоме открыт и достойно работает медицинский межрайонный центр. У нас даже сложные операции проводят, пациенты приезжают из Коноши, Плесецка и Каргополя. Но само здание районной больницы старое, требует ремонта.
— Многие главы районов жалуются, что учить детей сейчас — дорогое удовольствие. А у вас недавно открылась потрясающая школа искусств — настоящий дворец!
— Да, школа искусств — это наша гордость, это позитив. Это пример сотрудничества всех уровней власти — районной, областной и федеральной.
В сфере образования трудности есть. Содержать школы и детские сады дорого, а бремя это лежит на районном бюджете. Сюда инвесторов точно не затащишь.
Город разделен железной дорогой на две половины. В одной — хорошая школа. На другой стороне здание старое, оттуда еще солдаты уходили на Великую Отечественную. Потом там размещалась воинская часть, казарма. Вот там планируем обновить школу. Но, в первую очередь, школа нужна в Шалакуше. А вообще, мы, няндомцы, гордимся своим городом, районом. Считаю, двигаться нужно только вперед, основываясь на том, что оставила нам история.
Цифры
- 2310 человек трудятся на железной дороге.
На ремонт площади Ленина в Няндоме в 2016 было выделено:
- 18 млн 700 тыс. Р из областного бюджета;
- 1 млн 195 тыс. Р из городского бюджета.
Культурные мероприятия
- «День Няна» в августе;
- Фестиваль «Благодатное небо» в июле.