Заслуженный врач России, профессор Валерия Макарова отмечена общественной наградой «Достояние Севера» за вклад в развитие педиатрической службы региона

«Я буду здесь учиться», — сказала однажды девятиклассница Валерия своей маме, когда они проходили мимо Архангельского государственного медицинского института. В тот момент наша героиня сама не предполагала, как тесно свяжет ее судьба с этой альма-матер.

Получив диплом в 1972 году, с институтом Валерия Макарова по большому счету не расставалась. Врачебную практику совмещала сначала с учебой в ординатуре, а потом с должностью ассистента кафедры педиатрии. В дальнейшем стояла у истоков создания кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, которую возглавляет до сих пор, стала наставником для многих поколений студентов. За плечами Валерии Ивановны серьезные научные работы, десятки методических рекомендаций, монографии.

1977 год. Обход профессора Марии Владимировны Пиккель. Клинический ординатор — Валерия Макарова
1977 год. Обход профессора Марии Владимировны Пиккель. Клинический ординатор — Валерия Макарова

Кандидатом можешь ты не быть…

— Валерия Ивановна, многие педиатры и кардиологи разных поколений называют вас учителем, благодаря которому выбрали специальность. А у вас были наставники, которые помогли найти себя?

— Мне повезло, что на моем пути встретились Таисия Петровна Левитина, Мария Владимировна Пиккель, Владимир Владимирович Юрьев.

Доценту Таисии Петровне Левитиной на пятом курсе я сдавала экзамен по педиатрии. Ответила на вопросы билета, а она поинтересовалась, кем я собираюсь быть после института. Узнав, что акушером-гинекологом, сказала: «А зря, из тебя получится неплохой педиатр». Мечта об акушерстве и гинекологии появилась после того, как на практике мне разрешили присутствовать на родах. Представляете впечатления от рождения ребенка? У меня перевернулся мир внутри. Но после реплики Таисии Петровны я много размышляла и поняла, что меня привлекает не гинекология как таковая, а новорожденные дети.

Мария Владимировна Пиккель привела меня в специальность. Ординатуру я проходила на кафедре детских болезней, которую она возглавляла. Это уникальный человек, таких в природе, наверное, больше не будет. Наблюдать за тем, как она осматривает детей и общается с ними, как взаимодействует с коллегами, студентами и ординаторами, — это было бесценно.

Помню, когда только пришла на кафедру, меня ей представили: «Мария Владимировна, у нас новый ординатор, скажите, когда будете у нее зачеты принимать». Та посмотрела на нас: «Никаких зачетов я принимать не буду. Мне важно видеть, как человек работает». Она говорила, что только работа с пациентами сделает из тебя специалиста.

Даже когда она ушла из института и сосредоточилась на переводах литературных произведений (и впоследствии была признана лучшим переводчиком стихов Райнера Марии Рильке в России), мы постоянно ее навещали: Елена Николаевна Сибилева, Леонид Александрович Зубов и я. По сути, были с ней до конца ее жизни и продолжали учиться у нее. Когда в 1987 году в институте появилась кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, меня избрали на должность заведующей. Дело новое, так что обратилась за помощью к Марии Владимировне. Два года она у нас официально была профессором-консультантом.

Очень многое мне дала работа под руководством профессора Юрьева в кардиоревматологическом отделении во время обучения в аспирантуре в Ленинграде. Владимир Владимирович своих аспирантов не жалел: требовал полного погружения в клиническую работу, а диссертацию пиши в свободное время. Он говорил: «Кандидатом можешь ты не быть, а клиницистом быть обязан».

Со своими ординаторами я применяю тот же принцип. Да, есть зачеты, но разве это главное — прочитал, вызубрил и рассказал. Прежде всего покажи, как работаешь.

— Почему вы решили стать врачом? Когда появилась эта мысль?

— В доктора я никогда не играла и кукол не лечила, но желание пойти в медицину появилось рано. В четвертом классе меня с перитонитом увезли в Первую городскую больницу. Дети там лежали вместе со взрослыми, и на ту пору я оказалась единственным ребенком в отделении. Мне нравилось смотреть, как работают медицинские сестры, я стала за ними ходить следом. Со временем мне стали разрешать подавать материал во время перевязок и даже клеолом мазать вокруг раны…

Все это запало мне в душу, а люди в белых халатах казались небожителями. К девятому классу я четко понимала, что хочу учиться в медицинском институте, стала глубоко изучать профильные предметы. Поскольку окончила школу с золотой медалью, то сдавала всего один вступительный экзамен — химию, но она у меня была подготовлена по учебникам для высшего учебного заведения. В 1966 году я поступила на лечебный факультет.

После окончания института по распределению стала работать участковым педиатром в больнице имени Н. А. Семашко, а когда отучилась в ординатуре — перешла из поликлиники в детское отделение стационара. В 1979 году мне предложили прийти на кафедру педиатрии в АГМИ, в институте готовились открывать педиатрический факультет (его в то время не было), требовались кадры. Я согласилась при условии, что останусь на базе больницы имени Семашко. Так что работаю здесь уже больше 50 лет.

С Еленой Казакевич — директором Северного медицинского клинического центра имени Н. А. Семашко
С Еленой Казакевич — директором Северного медицинского клинического центра имени Н. А. Семашко

Лечить детей сложнее, чем взрослых

— Работа участковым педиатром стала для вас погружением в профессию. Чем вспоминается этот период?

— Первый год было сложно, ведь я окончила лечебный факультет, педиатрию мы изучали всего две недели. Приходилось много заниматься самообразованием. Сил и времени на это не жалела, я перфекционист.

Быть участковым педиатром мне нравилось. Я своим студентам сейчас говорю: не бойтесь этой работы, она очень многое дает. И прежде всего — умение быстро и самостоятельно принимать решения. Это не стационар, где у тебя за плечами есть заведующий отделением, коллеги и в течение дня можно несколько раз подойти к больному.

Нравилось работать с родителями, это тоже было непросто, но общий язык находили… Даже сейчас иногда идешь по улице — и вдруг к тебе бросается какая‑то женщина: «Ой, Валерия Ивановна, здравствуйте! А вы помните нас? Мы с Коленькой к вам ходили». — «Лет‑то сколько Коленьке?» — «Сорок уже…»

— Лечить детей сложнее, чем взрослых?

— Конечно. Сложнее даже диагноз ставить, ведь он зиждется на анамнезе, на контакте с пациентом. Это у взрослого можно подробно расспросить, что болит, как болит. Младенец вообще ничего не расскажет. Дошкольники хоть и говорят, но интуитивно боятся человека в белом халате и не станут все честно рассказывать. Более того, в этом возрасте на вопрос: «Что болит?», как правило, всегда стандартный ответ: «Живот». Что бы у него ни болело, он будет говорить про живот… Подростки тоже своеобразные пациенты, там аггравация (преувеличение симп­тома. — Прим. авт.) или, наоборот, — «я не хочу, чтобы меня считали больным». Так что педиатру надо быть немного психологом, чтобы чувствовать, какой характер перед тобой.

Еще фактор — мама рядом, по крайней мере до 15 лет. Мы же и с ней беседуем. Мама может изложить жалобы ребенка по‑своему и не всегда правильно. Здесь важно не ошибиться, определить, в каком направлении двигаться и какие исследования назначать.

Северный тип развития

— Как в вашей жизни появилась научная работа?

— В науку меня привел мой будущий муж Александр Иванович Макаров, с которым учились в одной группе и дружили. Он предложил вместе заниматься в научном кружке, я согласилась. И вот мы с ним изучали диафрагмальный нерв, писали статьи, он выступал, я была соавтором. Меня эта работа увлекла. Как я сейчас говорю своим студентам, от науки нет иммунитета. Если ты вирусом науки заразился — будешь болеть им всю оставшуюся жизнь.

Валерия Макарова с супругом — доктором медицинских наук, доцентом, академиком РАЕ, заведующим кафедрой общей, оперативной и госпитальной хирургии СГМУ Александром Макаровым
Валерия Макарова с супругом — доктором медицинских наук, доцентом, академиком РАЕ, заведующим кафедрой общей, оперативной и госпитальной хирургии СГМУ Александром Макаровым

Моя кандидатская диссертация была посвящена ревматизму у детей, а докторская — особенностям физического развития и здоровья детей на Севере.

Проблемы развития и формирования здоровья детей на Европейском Севере изучала почти десять лет, сравнивала юных жителей Коми, Ненецкого автономного округа и Архангельской области. Выяснила, что они отличаются по пропорциям строения тела, и даже придумала определение «северный тип развития детей». Не все с этим согласились, тем не менее результатом этой моей десятилетней работы стало внедрение в практику врачей дошкольных учреждений новой системы мониторинга состояния здоровья и организации физического воспитания детей.

— Вы и другим открываете путь в науку, работаете с молодыми учеными…

— Под моим руководством защитились 30 кандидатов наук, четыре доктора наук. Очередной аспирант готовится к защите 12 февраля в Санкт-Петербурге. Талантливый молодой кардиолог Антон Викторович Шумов изучал состояние сердца у детей-спортсменов. Он пришел к выводу, что не все дети выносят тренировочную нагрузку даже при хорошем состоянии здоровья, и разбирался, как уловить момент, когда работа сердца начинает «уходить» в сторону патологии.

Июнь 2023 года. Актовая речь в день выпуска педиатрического факультета
Июнь 2023 года. Актовая речь в день выпуска педиатрического факультета

— Недавно команда СГМУ успешно выступила на Всероссийской олимпиаде по педиатрии. Студенты часто участвуют в таких состязаниях?

— Действительно, в этом году наши ребята заняли первое место в дисциплине «Тестирование» и попали в десятку лучших в конкурсе практических навыков на Всероссийской олимпиаде по педиатрии, которая традиционно проходит в Санкт-Петербурге в третью неделю ноября. В этот раз участвовало 37 команд со всей России.

А началось все это после проведения в 2014 году внутривузовской олимпиады по педиатрии. Мы стали ездить на всероссийские соревнования. Готовим ребят к олимпиадам вместе с ассистентом нашей кафедры Анастасией Игоревной Поскотиновой. Анастасия Игоревна тренирует их на интеллектуальные конкурсы, я с ними решаю задачи и дочитываю, добираю теорию — то, что не успевают или не получается пройти на практических занятиях.

Июнь 2023 года. С очередным выпуском педиатров
Июнь 2023 года. С очередным выпуском педиатров

Секрет семейного золота

— Под руководством вашего супруга — профессора кафедры хирургии Александра Ивановича Макарова — команда СГМУ успешно выступает на олимпиадах по хирургии. Это такое семейное увлечение?

— Он меня и втянул в это дело. Александр Иванович погружен в студенческое олимпийское движение лет пятнадцать. И мне постоянно говорил: «А ты не хочешь со студентами олимпиадой позаниматься?» Я отвечала: «Тебя постоянно нет дома, а если еще и меня не будет…» — «Нет, все равно займись».

К его работе я отношусь с большим уважением. Сколько он делает для студентов-хирургов, наверное, не делает никто у нас в институте. Его заслуга еще и в том, что создано хирургическое объединение «Лигатура», появилась студенческая операционная, аналогов которой нет в России.

Сейчас они с ребятами готовятся к проведению отборочного этапа Всероссийской олимпиады по хирургии в Северо-Западном федеральном округе, который пройдет в Архангельске. То, что суббота — рабочий день, понятно. Но и в субботу вечером говорит: «Я завтра уйду на час». В итоге где час, там и два, три… Так и живем, в 2020 году отпраздновали золотую свадьбу.

— Валерия Ивановна, в чем секрет семейного счастья?

— С возрастом я начинаю понимать, что у мужа и жены должен быть примерно одинаковый уровень развития и интересов. Необязательно одна профессия… Но когда всегда есть о чем поговорить, скучно не станет.

Хотя то, что мы в одной профессии, — тоже плюс. Мой муж — хирург, и я его понимаю. Понимаю, каким он приходит после дежурств или сложных операций, какой мне надо быть, если человек в раздрае и с больными что‑то не так… Жена должна быть терпеливой.

— Дети не пошли по вашим стопам?

— Нет. У нас двое детей: сын Игорь и дочь Юлия, оба окончили факультет иностранных языков. Конечно, хотелось, чтобы кто‑то из них продолжил династию. Но у нас с мужем всегда был принцип: не «ломать» детей никакими своими желаниями, давать им возможность самим принимать решения.

— Какие человеческие качества помогали вам в работе, что, помимо профессионализма, обязательно нужно педиатру?

— Любовь к ребенку. Детей надо любить априори, несмотря ни на что, и тогда все получится. И ты будешь делать все так, чтобы этому ребенку было хорошо.

Факт

Валерия Ивановна Макарова — заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Северного государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии естествознания, заслуженный деятель образования и науки, заслуженный врач России, почетный доктор СГМУ.