Чем вдохновляется учитель технологии МОУ «СОШ № 2 имени В. И. Захарова» Новодвинска Александр Беляков
25 лет назад Александр Николаевич Беляков и его ученики сделали первый большой тематический проект, который назывался «Русская деревня». С тех пор таких проектов было еще тридцать: «Космодром Плесецк», «Малые Корелы», «Архангельский ЦБК», «Сийский монастырь», «Соловки», «Куликовская битва», «Ледовое побоище» и многие другие — а уроки технологии Александра Белякова стали известны на всю область.
Орешек оказался по зубам
Тридцать первым проектом, над которым ученики (и даже выпускники!) Александра Николаевича работали осенью, стал макет крепости Орешек — ей в этом году исполнилось 700 лет. Огромный, во всю классную комнату макет уже готов, и о нем даже вышел сюжет на областном телевидении, но нам посчастливилось застать строительство крепости на самом начальном этапе. Вот школьники вытачивают палочки-бревнышки, калибруют их шкуркой, с помощью напильника выбирают пазы и собирают срубы. А Александр Николаевич ходит от одного строителя к другому — следит, чтобы срубы были ровными…
— Чем отличаются наши уроки технологии? Мы делаем большие коллективные тематические проекты, — рассказывает Александр Беляков. — Исходя из собственного мальчишеского опыта, я поставил себе задачу поддерживать интерес ребят к предмету. Для меня важно заинтересовывать учеников, побуждать к творчеству, расширять их кругозор, мотивировать, развивать моторику рук — потому что, если ребенок научится работать руками на уроках технологии, у него и с другими предметами будет все хорошо.
Когда ребята входят в проект, я представляю все так, как будто они сами его придумали. Поэтому они увлекаются всерьез. И часто бывает, что макет уже готов, его пора показывать, а парни продолжают сидеть над ним по вечерам после уроков — совершенствуют.
Случайности неслучайны
Александр Николаевич родом из Красноборского района. В 1980 году он окончил физико-математический факультет АГПИ и пришел на работу в архангельскую вечернюю школу № 12, затем преподавал в средней школе станции Шалакуша Няндомского района, а с 1984‑го началась его новодвинская биография.
— Меня приняли на работу учителем физики, но довольно скоро назначили завучем по воспитательной работе, — вспоминает Александр Беляков. — Этот опыт очень пригодился мне впоследствии: я понимаю, насколько ценны с точки зрения воспитания наши проекты. Отработав семь лет заместителем директора по воспитательной работе, я хотел вернуться к физике, но вакансии оказались закрыты. Зато было свободно место учителя технологии — тогда как раз вводили эту новую дисциплину. Попробовал, понравилось.
Директор МОУ «СОШ № 2 имени В. И. Захарова» Татьяна Кривоногова рассказывает, что знакома с Александром Николаевичем со школьных лет: сначала он был ее учителем физики, потом, когда она стала секретарем комсомольской организации, — наставником от педколлектива. А затем Татьяна Александровна пришла работать в родную школу учителем истории и обществознания.
— И вот почти тридцать лет мы с Александром Николаевичем коллеги, — улыбается она. — Это педагог, который выходит за рамки урока и привносит в свою работу очень много творчества. Мальчишки, скучающие на уроках русского, химии и математики, по вечерам добровольно остаются у него в кабинете и мастерят. Он учит детей работать руками и головой и, что очень важно, вовремя дает ребятам возможность реализовать себя.
«Триколор» сохраняет память
А в мае этого года отпраздновало свое 15‑летие юношеское объединение по интересам «Триколор», которым тоже руководит Александр Беляков. Участники «Триколора» устраивают праздники, помогают детским садам, занимаются благоустройством дворов и улиц города, ухаживают за могилой ветерана войны Валентина Ивановича Рыбкина — единственного в Новодвинске участника Парада Победы — и воинским захоронением на острове Ягодник.
— Сохранение памяти, пожалуй, самое важное направление нашей работы, — подчеркивает Александр Николаевич. — Во время войны на острове Ягодник, который расположен в русле Северной Двины напротив Новодвинска, находился аэродром, имевший важное стратегическое значение. Там осталось кладбище, где похоронены летчики и работники аэродрома. В свое время мы нашли его с трудом — кладбище было заброшено. На протяжении шести лет мы с ребятами ездим на Ягодник: ухаживаем за могилами, красим оградки, устанавливаем новые. И меня очень радует, что в прошлом году захоронение было официально благоустроено.
Работа — жизнь
Где Александр Николаевич берет идеи для своих проектов? В путешествиях. Каждое лето он отправляется на новое место: Дальний Восток, Калининград, Мамаев курган, Байкал, Севастополь… В прошлом году побывал на Камчатке и вернулся вдохновленный идеей сделать макет полуострова. Работа заняла год. В ход пошли пенопласт, монтажная пена, фанера, а для имитации вулканов школьники построили дым-машину.
Отвечая на вопрос о планах, учитель смеется: планы у него с учениками — грандиозные! После крепости Орешек они собираются построить макет мусороперерабатывающего завода, а затем — макет кампуса Дальневосточного федерального университета, где Александр Николаевич прожил десять дней в гостях у внучки-студентки.
— Что для меня работа? Это моя жизнь! — утверждает он. — Я могу в школе дневать и ночевать, потому что для меня это очень важно — заниматься делом, которое нравится. И с ребятами мне скучать некогда, они мне не дают стареть — наоборот, говорят, что я молодею с каждым годом!
Факт
Александр Беляков награжден памятной медалью «Патриот России», знаком «Отличник народного просвещения», в 2010 году отмечен благодарностью главы администрации Архангельской области. В 2019 году Владимир Путин подписал распоряжение о поощрении Александра Белякова почетной грамотой за заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу.
Официальная группа Средней общеобразовательной школы № 2 имени В. И. Захарова в соцсети «ВКонтакте»