проходит в Архангельском техникуме строительства и экономики

О том, как выстроить учебный процесс, чтобы рынок труда получил по‑настоящему нужных ему работников, рассказывает заместитель директора Архангельского техникума строительства и экономики по учебно-методической работе Марина Симакина.

О переходе на новые стандарты

В условиях современной экономики, новых вызовов обострилась нехватка квалифицированных рабочих кадров, которые являются основой любого производства. В стране реализуются различные программы, направленные как на модернизацию среднего профессионального образования, так и на его популяризацию.

Марина Симакина, заместитель директора Архангельского техникума строительства и экономики по учебно-методической работе
Марина Симакина, заместитель директора Архангельского техникума строительства и экономики по учебно-методической работе

— Сокращение сроков обучения по многим образовательным программам предполагает, что благодаря реализации этой программы выпускники техникумов и колледжей смогут быстро освоиться на рабочих местах, а работодателям не придется тратить время и средства на их дополнительное обучение или даже переобучение, как это было прежде. Новая программа делает упор на практическую подготовку, а также на тесное сотрудничество с будущими работодателями. Это также позволяет актуализировать учебные программы, выстроить учебный процесс так, чтобы подготовить по‑настоящему нужных рынку работников, — рассказывает Марина Николаевна.

Например, организации или частному лицу требуется произвести замеры земельного участка. Студенты, которые проходят геодезическую практику, выезжают на участок и под руководством преподавателя производят необходимые работы. Заказчик в итоге получает необходимую схему участка, студенты — реальный практический опыт, а также совместно с педагогом — оплату своего труда.

— Наша задача — обеспечить выполнение работ студентами на реальных объектах, дать шанс ребятам присмотреться к потенциальным работодателям, условиям труда и выполнения конкретных видов деятельности, — отмечает Марина Симакина.

Монетизация диплома

Будущие архитекторы сегодня уже задействованы в работе с реальными заказами. Об этом говорит тот факт, что в 2023 году дипломная работа выпускницы техникума Екатерины Кореевой была выполнена под целевой заказ и оплачена.

— К нам обратились коллеги из Архангельского политехнического техникума с просьбой создать проект благоустройства территории. И студентка с честью справилась с поставленной перед ней задачей, — рассказывает Марина Николаевна.

По словам Екатерины Кореевой, она с радостью взялась за эту работу. Проект был выполнен в программах ArchiCad и Lumion. Площадь территории техникума достаточно большая — 1,6 гектара. Имеющиеся там объекты — парк, спортплощадку, парковочные места — нужно было объединить общей идеей.

— Куратором моего диплома была преподаватель Марина Ивановна Шкаева. Я очень благодарна ей за помощь! В целом обучение в техникуме в большей степени носит практический характер, мы прошли очень много различных учебных и производственных практик, — отмечает Екатерина. — Кроме знаний преподаватели учили нас мыслить масштабно. В архитектуре мало «придумать», необходимо также учесть все этапы реализации и последующего использования объектов — ведь мы проектируем для людей.

На защите диплома Екатерины присутствовал директор политехнического техникума, который остался доволен результатом. Предварительные работы по благоустройству уже начались. А дипломный проект вошел в портфолио выпускницы и поможет ей найти достойную работу в сфере архитектуры.

Найти свою нишу на рынке

— У нас есть еще один подобный заказ — Архангельский педагогический колледж также выступил в роли заказчика проекта благоустройства своей территории. То есть у ребят имеется возможность реализовать знания на практике, создав реальный проект, который после одобрения заказчика воплотится в жизнь. Это мотивирует студентов на качество, повышает их ответственность, дает шанс увидеть реальные результаты своего труда, — продолжает Марина Симакина

Еще одно направление обучения, студенты которого участвуют в работе с реальными объектами, — «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции». Ребята на практике создали 3D-модель водопроводных сетей пятиэтажного здания общежития техникума. Сегодня модель используется специалистами административно-хозяйственной службы при текущем обслуживании сетей. Такие виды работ вполне конкурентоспособны и могут занять свою перспективную нишу на строительном рынке города.

Работая в связке «строитель — архитектор — градостроитель», в техникуме планируют запустить проект создания цифрового двойника города.

— Считаю, что все предпосылки для работы с такими проектами у нас имеются. Обновление материально-технической базы позволит работать в цифровых системах Model Studio CS Строительные решения и генплан, CadLib, NanoCad 3D, ReClouds, тем самым занимаясь в процессе обучения технологиями развития городов и территорий. Цифровой двойник — цифровая технология, использующая данные в режиме реального времени и работающая как ее аналог из реального мира. Цифровой двойник является высокой информационной технологией развития городов и территорий для создания и функционирования «Умного дома», «Умного города», «Умного региона», — отмечает Марина Николаевна. — Необходимо также провести анализ рынка на основе тех направлений работы студентов, которые востребованы сегодня. Строительство — деятельность очень ответственная, но мы уверены в своих компетенциях и заинтересованы в том, чтобы наши студенты проходили полноценную производственную практику и получали за свой труд достойную оплату.

Мнение

Приоритет развития

Мария Фофанова, директор Архангельского техникума строительства и экономики:

— Создание сильной материальной базы — один из приоритетов развития техникума, залог развития у студентов стойких теоретических и практических навыков. Наши ребята обучаются на новейшем оборудовании, что помогает им ежегодно занимать призовые места на региональных и показывать хорошие результаты на всероссийских чемпионатах профессионального мастерства.

К примеру, у нас имеется модульная мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей. На этой площадке сдают демонстрационные экзамены будущие автомастера и из других профессиональных образовательных организаций.

Для обучения студентов по специальностям «Землеустройство» и «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» нами также было приобретено самое современное оборудование.

Считаю, что модернизация образовательного пространства техникума, а в дальнейшем и открытие учебно-производственного комплекса позволит оперативно реагировать на актуальные запросы рынка труда, способствуя подготовке и занятости конкурентоспособных специалистов.

Официальная группа Архангельского техникума строительства и экономики в соцсети «ВКонтакте»