Жители мезенской глубинки получают весь комплекс почтовых услуг

Доставлять почту в дальние деревни всегда было трудно, но в советское время туда чаще летали самолеты, ходили амфибии, работали все отделения связи, не было кадровых проблем. В наш век структуризации и оптимизации расходов доставлять корреспонденцию адресатам стало в разы сложнее, но почтовики справляются

Крайне сложная логистика

Надежда Александровна ПотроховаНачальник обособленного структурного подразделения Мезенский почтамт УФПС АО — филиала ФГУП «Почта России» Надежда Александровна Потрохова трудится на почте 42 года и считает свою работу очень интересной и многогранной.

— Я начинала почтальоном. Моя мама тоже работала почтальоном, а я ей помогала. Школу окончила с хорошим аттестатом, но в институт не пошла, потому что безумно нравилось работать на почте. Выучилась на оператора связи в Нарьян-Маре, позже окончила Архангельский колледж телекоммуникаций и Санкт-Петербургский университет им. Бонч-Бруевича. Работала оператором, начальником отделения связи, заместителем начальника почты, а с 2006 года — начальником Мезенского почтамта. Работу почтамта знаю сверху донизу, очень уважаю всех наших сотрудников, — рассказывает Надежда Александровна.

— Если сравнить настоящее время с тем, что было 40 лет назад, что изменилось в доставке корреспонденции?

— В 2003 году Мезенский почтамт объединили с Лешуконским. Мы стали обслуживать территорию Мезенского и Лешуконского районов. Почту нам всегда завозили на самолете. Раньше самолет из Архангельска летал 5–6 раз в неделю и не по одному рейсу в день, во все населенные пункты, которые не имеют дороги. А сейчас летает 1–2 раза в неделю. В советское время в сторону Лешуконья ходили не машины, а амфибии. Из Лешуконского района приходила амфибия, привозила нам почту, а мы перегружали почту, которая шла на Лешуконье, — работать было просто шикарно! Но амфибии требовали много топлива, были неэкономичны, их заменили на автомобили. В начале 1990-х машины с почтой ходили пять раз в неделю. Все отделения связи работали полный рабочий день и полную рабочую неделю. Постепенно система доставки почты стала рушиться.

— По каким причинам?

— Начались финансовые трудности, сокращение штата. В крупных населенных пунктах — в Койде и Долгощелье — почта и сейчас работает пять дней в неделю, в Дорогорском — четыре дня, остальные перешли на трехдневку. Есть отделения, которые работают всего два дня в неделю. И в Лешуконском районе имеются населенные пункты, где почта открыта два-три раза в неделю. Все отделения связи в Лешуконье труднодоступные. Когда нет зимника, самолет летает только в Вожгору и Койнас. Зимой в каждую деревню можно добраться по зимнику, а летом в часть отделений по реке Мезени почту доставляем на лодке, что очень сложно и небезопасно, особенно когда большая вода, сильное течение. У нас крайне сложная логистика.

«Почта Банк» — огромный плюс

— Надежда Александровна, какова структура Мезенского почтамта по работе с клиентами?

— В нашей структуре несколько групп: прием и обработка почты, продажи, подписка, бухгалтерия, группа технической поддержки, группа эксплуатации сети почтовой связи, административно-хозяйственный участок. Это наш функционал.

— С появлением электронных средств связи почтовые услуги не теряют своей актуальности?

— Если сравнивать с советским периодом, то сейчас количество корреспонденции сократилось в разы, но люди стали активно заказывать товары в интернет-магазинах, а получают их на почте. По этой причине у нас возросла входящая корреспонденция, объем посылок не падает. А вот количество денежных переводов сокращается — в деревню пришел Интернет, сельчане пользуются карточками «Почта Банка».

Наша работа — это не только корреспонденция. «Почта России» предлагает населению огромный спектр услуг: это денежные переводы, выплата пенсий, подписка на печатные издания, страховые услуги, продажа железнодорожных билетов. Мы оказываем населению все финансовые услуги. На почте можно оплатить коммунальные платежи, капремонт, услуги Ростелекома и сотовой связи. Молодежь пользуется «Личным кабинетом», а пенсионеры предпочитают оплату по квитанции.

В деревнях, где нет Интернета, финансовые услуги можно получить только на почте. Отделения Сбербанка у нас только в Мезени и Лешуконском, поэтому во всех отделениях связи мы поставили терминалы «Почта Банка». В «Почта Банке» люди берут кредиты, открывают вклады, получают пенсию. Через наши терминалы бюджетники в деревнях могут получать зарплату. «Почта Банк» в труднодоступных деревнях — огромный плюс для жителей.

Мостик к людям

— В дальних поселениях почта — это единственная связь с миром. Услуги связи в глубинке удается сохранить?

— Было время, когда в дальних деревнях закрывали отделения связи. Я была против этого, настаивала на том, чтобы оставлять почтальонов в поселениях, иначе сельские жители не получат пенсии и другие социальные услуги. В деревне почта выполняет огромную социальную роль. Кроме предоставления традиционных услуг «Почта России» широко занимается торговлей. Для жителей дальних поселений это счастье, когда прилетает самолет и они могут купить муку, сахарный песок, подсолнечное масло, крупы, консервы, кондитерские изделия, одежду и моющие средства, потому что в их магазинах пустые полки. Цены на наши товары такие же, как в Мезени.

Чтобы доставить почту в труднодоступные поселения, куда не летает самолет, мы заключаем договоры гражданско-правового характера с жителями этих поселений. Они забирают почту из отделения связи и увозят в свою деревню. Другого пути у нас нет, но в деревнях люди стареют, у них нет автомобилей, водительских удостоверений, что является необходимым условием для заключения договора.

С каждым годом все труднее найти людей, которые бы развозили почту в дальние поселения. Сейчас сложно найти подмену на период отпуска и начальникам наших почтовых отделений. Они работают на почте одни. Уходят в отпуск, а заменить их некем, потому что все почтовые операции проходят через компьютер, а многие сельские жители не являются его пользователями. Раньше, когда квитанции выписывались вручную, люди охотно соглашались подменить на время отпуска начальника отделения связи. В этом плане электронные средства связи мешают нашей работе.

— Сколько человек трудится в Мезенском отделении связи?

— Территорию Мезенского и Лешуконского районов обслуживает около 150 почтовых работников, в основном это люди предпенсионного возраста. В Мезени трудятся и молодые кадры. Все работники почтовой связи очень ответственно относятся к своим обязанностям, стремятся выполнить план. Последние четыре года Мезенский почтамт по итогам работы занимает 1–2-е место в рейтинге среди других почтамтов Архангельской области. Коллектив у нас замечательный, я благодарна людям за их добросовестный труд.