Вместе с мостами на территорию приходит цивилизация

История становления и сегодняшний день Верхнетоемского района неразрывно связаны с большими и малыми реками, мостами и переправами. Жители северной глубинки, как никто другой, знают, что без них невозможны ни бизнес, ни нормальная жизнь целых поселков. О мостах и проблемах мостового хозяйства Верхнетоемского района рассказывает гендиректор специализированного предприятия «АвтодорМост» Михаил Свитолин.

Мост через Пинегу

Его личная «мостовая» история в районе началась ровно 20 лет назад, когда он, тогда еще прораб Вельского мостового управления, работал на ремонте моста через реку Пинегу (именно в Верхнетоемском районе берет свое начало эта красивейшая река).

— Работая в районе зимой, я оценил всю суровость этого края нехоженых лесов. Очевидно, что именно дороги и мосты приводят в эти места цивилизацию. Однако любая работа здесь усложняется очень непростой транспортной доступностью — это и переправа через Северную Двину, и качество местных дорог, еще недавно являвшихся обычными зимниками, — рассказывает Михаил Геннадьевич.

После того ремонта мост через Пинегу служил верой и правдой еще более полутора десятков лет. Вплоть до того момента, когда современные нагрузки сделали свое дело и пришла пора его капитально ремонтировать. Тогда человек и мост снова встретились. Работы были проведены в 2019 году силами предприятия «АвтодорМост», где Михаил Свитолин работал уже в качестве генерального директора.

Уникальная конструкция

Исторически содержанием мостов в Верхне­тоемском районе занималось Поморское мостовое управление. С 2012 года, когда в региональной дорожной отрасли прошли масштабные преобразования, эта задача легла на плечи специалистов «АвтодорМоста». Сегодня предприятие содержит 13 мостовых сооружений на дорогах района, построило здесь три новых моста и поучаствовало в строительстве еще одного, через речку Большую Свагу.

72 метра — длина уникального моста на реке Верхней Тойме
72 метра — длина уникального моста на реке Верхней Тойме

Первым серьезным объектом для предприятия стало строительство в 2018 году моста через Верхнюю Тойму на автодороге, идущей от райцентра до Черного Ручья. Направление ведет к целому кусту деревень и лесным делянкам, при этом настоящего автомобильного моста в этом месте не было никогда, поэтому пересекать реку приходилось вброд либо по соседнему висячему пешеходному мосту. Новый объект длиной 72 метра — к слову, первый построенный в районе за два десятка лет — по‑своему уникален. Возведен он был в рекордные сроки на базе конструкции военного моста и является полностью металлическим. Использование массивных металлических опор было связано с невозможностью забить сваи в жесткий грунт. Других подобных строений на региональных дорогах нет.

Связь с «большой землей»

В прошлом году предприятие построило в Верхнетоемском районе два больших моста — уже упомянутый 80‑метровый через Пинегу, сменивший своего предшественника, и 40‑метровый мост через реку Охтому. Оба объекта находятся на автодороге Двинской — Белореченский, ведущей к нескольким крупным селам, расположенным в труднодоступной лесной глубинке района. Прежние мосты за время эксплуатации пришли в негодность и были закрыты для проезда, машины шли через временные технологические низководные переправы. Дороги часто размывались дождями, поэтому работать мостовикам пришлось в поистине экстремальных погодных условиях.

Строительство моста на реке Охтоме
Строительство моста на реке Охтоме

— 2019 год был очень тяжелым в плане паводков, которые продолжались почти весь строительный сезон. Достаточно сказать, что за лето технологический мост через Пинегу, установленный на время строительства основного моста, затапливало четыре раза! Необычайно трудно было доставить материалы до места стройки — мы порвали не один десяток колес, чтобы просто туда добраться. Конечно, все это увеличивает стоимость объекта. Однако все трудности были преодолены с помощью помогавших нам техникой и материалами местных лесных компаний. И в октябре 2019 года мост был торжественно открыт. Приятно было видеть неподдельную радость и благодарность на лицах местных жителей. Да мы и сами, конечно, радуемся, когда режем очередную красную ленточку! — рассказывает Михаил Свитолин.

Мост через Пинегу: Современные технологии — залог долговечности мостовых сооружений
Мост через Пинегу: Современные технологии — залог долговечности мостовых сооружений

Для всего Верхнетоемского района завершение строительства этих двух объектов стало настоящим событием, которое серьезно изменило качество жизни многих людей. Благодаря новым мостам движение по дороге осуществляется круглый год, тогда как до этого связи с «большой землей» в период осеннего и весеннего паводка — то есть иногда месяцами! — у нескольких населенных пунктов просто не было. Впрочем, обычному городскому жителю, который привык жаловаться на качество асфальта на ежедневном маршруте от дома до работы, этой специфики жизни северной глубинки, пожалуй, не понять.

Среди ближайших планов, которые руководство Верхнетоемского района вынашивало уже давно, — еще один мост, через речку Илешу. Его появление даст возможность обеспечить круглогодичной связью с райцентром население еще нескольких крупных деревень, а также продлить региональную дорогу Двинской — Белореченский и вывести ее в соседний Пинежский район — к Сосновке и далее на Карпогоры. Сейчас планы по устройству этого моста прорабатываются в областном дорожном агентстве «Архангельскавтодор», готовится проектная документация. Работы на объекте могут быть начаты уже в текущем году и завершены в 2021‑м.

13 мостовых сооружений содержит предприятие сегодня на дорогах района