В 2020 году Архангельский речной порт отметит 100‑летие официального пассажирского сообщения на Северной Двине. В юбилейный год Речпорт выйдет на завершающий этап строительства пассажирского вокзала. Об итогах навигации-2019 и перспективах на будущий год рассказывает генеральный директор АО «Архангельский речной порт» Андрей Разговоров

— Андрей Владимирович, Архангельский речной порт ведет деятельность по нескольким направлениям: перевалка грузов через терминал «Жаровиха», добыча песка и организация пассажирских перевозок на Северной Двине. Самым чувствительным для Архангельска и социально ответственным для вас, наверное, все‑таки является организация пассажирских перевозок. Навигацию на реке Архангельский речной порт завершил значительно раньше, чем в прошлые годы. С чем это связано и как она прошла в целом?

— Пассажирская навигация была сложной, и прежде всего по погодным условиям. Все мы знаем, каким выдалось в этом году на Севере лето: холод, дожди. Тепла почти не было, конечно, это отразилось и на пассажиропотоке, и на работе теплоходов. Теплоходами перевезли 720 тысяч пассажиров. Это очень низкий показатель. В основном речным транспортом пользовались жители островов. Дачники и любители пляжного отдыха оставались в городе. Туристические программы были свернуты — и все из‑за непогоды.

Для сравнения: в 2018 году мы перевезли на теплоходах 830 тысяч человек. В прошлые годы, к примеру, в 2015‑м и 2016‑м, пассажиропоток достигал 1 миллиона 100 тысяч пассажиров за сезон. Тем не менее свои обязанности как перевозчика мы выполняли. Флот был в отличном состоянии. Вывели на линии еще один теплоход — «Аквамарин». Это уже второй теплоход, который мы приобрели для замены старых судов. Вторую навигацию на Северной Двине работает «Сапфир».

Архречпорт постепенно обновляет флот за собственный счет, планируем приобретать и третье судно. В следующем году перестанет работать теплоход «Коммунар». Ему уже 80 лет. Думаем, что на его базе со временем сделаем музей. Нет только четкого представления, где он будет размещен. Конечно, хотелось бы где‑то на набережной. Но пока этот вопрос в проработке. Нужна заинтересованность и города в проекте.

Сейчас навигация завершена, теплоходы отправятся на плановые ремонты и будут готовиться к юбилейной навигации. В 2020 году речному пассажирскому сообщению на Северной Двине исполнится 100 лет.

— Долго и сложно решался вопрос со строительством речного вокзала. Его необходимость Архречпорту удалось обосновать. Когда он откроет свои двери для пассажиров?

— Вокзал однозначно социально важный объект, прежде всего для города. Мы считаем, что не зря потратили много сил и времени на то, чтобы доказать его необходимость, пройти всю процедуру согласований, археологических изысканий. Вокзал Речпорт строит за свой счет. Инвестиции, по предварительным расчетам, должны были составить около 100 млн рублей. Но уже видим, что будет больше. Архитектура здания — современная, проект вписывается в концепцию и стилистику возведенных там объектов — бизнес-центра «Дельта» и ЖК «Омега-Хаус». А главное — он сделает комфортной инфраструктуру пассажирского сообщения. Вокзал станет прекрасным подарком городу к 100-летию пассажирского речного сообщения, которое Архречпорт отметит в следующем году.

— Чтобы вкладывать такие внушительные суммы в социальные объекты, надо сначала заработать. А зарабатывает предприятие на перевалке грузов через центральный грузовой район «Жаровиха» и добывая речной песок. Насколько успешно прошла для предприятия грузовая навигация?

— Общий грузооборот речного порта составил 1 млн тонн различных грузов за навигацию. Мы удерживаем достойный показатель. В этом году наиболее интенсивное направление — это Соловки. Туда, где идет развитие, реализуются новые проекты, и устремляются грузопотоки. В конце ноября состоялся первый авиарейс на Соловки. За лето на архипелаге обновили взлетно-посадочную полосу. Можем смело сказать, что это и наша заслуга. Только аэродромных плит мы доставили на архипелаг больше 8000 штук, а еще десятки единиц спецтехники, модульные дома для рабочих, строительные материалы — одного песка 132 тысячи тонн. Очень большой объем, учитывая, что один сухогруз за рейс перевозит около трех тысяч тонн песка. В эту навигацию на Соловках работали круглосуточно два плавкрана, чтобы переработать такой объем грузов. Контракт исполнен успешно и в срок. Теперь аэропорт имеет новую взлетно-посадочную полосу длиной 960 метров и сможет принимать Ан-24, L-410. А главное, что авиасообщение с островами будет круглогодичным.

— Ежегодно Архангельский речной порт обеспечивает перевалку грузов в рамках северного завоза. Грузопотоки отправляются в районы Крайнего Севера через грузовой район «Жаровиха». Все планы выполнены, а грузы доставлены?

— Северный завоз прошел хорошо, главное — без сбоев. Погодные условия внесли коррективы в нашу внутреннюю работу, но не отразились на сроках исполнения контракта для заказчиков. Нужно отдать должное и поставщикам наших заказчиков, которые вовремя провели торги и обеспечили доставку грузов в порт. В НАО отгружали дрова и уголь для жилищно-коммунальной сферы Заполярья, завозили топливо на островные территории Приморского района и Архангельска, транспортировали различные грузы для нужд военных в самые отдаленные части Крайнего Севера. Транспортная отрасль очень зависима — мы развиваемся в тех направления, которые задает государство. Где новые проекты, туда повезут и грузы.

— Архангельский речной порт — основной поставщик песка на стройплощадки Архангельска. В каких проектах на данном направлении участвовали в этом году?

— Да, Архангельский речной порт добывает речной песок и поставляет его для нужд гражданского и дорожного строительства. Так было с советских времен. Полгорода построено на песке речного порта. С этого года у нас работают два полноценных комплекса по добыче песка и два земснаряда. Это инвестиции с прицелом на перспективу. Как вы знаете, в этом году открылся гипермаркет «Лента», где мы принимали участие в строительстве на начальном этапе — обеспечивали поставку песка и щебня. Сотрудничаем со всеми дорожно-строительными компаниями, задействованы в возведении Ягринского моста и других проектах по дорожному строительству. Мы всегда с интересом откликаемся на новые проекты, потому что это стимул к развитию, а мы заинтересованы в расширении предприятия. Сегодня в нашем коллективе трудятся 400 человек. Архречпорт является крупным налогоплательщиком в регионе. Налоговые отчисления за последние три года составили порядка 500 млн рублей в бюджеты различного уровня. Благодаря поступательному развитию порта выигрывают все участники экономического рынка: увеличивается количество рабочих мест, наши подрядчики и партнеры получают стимул к развитию, регион — дополнительные налоги. Но для этого бизнесу нужна благоприятная среда для развития: комфортные условия кредитования и возможность спокойно и результативно выполнять свою работу. Архангельский речной порт ведет социально ответственный бизнес. Наши проекты видны архангелогородцам — это и новые теплоходы, строящийся вокзал, а главное — работающее предприятие.