В этом году Северодвинская станция скорой медицинской помощи отмечает 85‑летие
Служба, которая всего лишь чуть‑чуть помладше самого города, сейчас отрабатывает до 70 тысяч вызовов в год и остается на своем посту и в будни, и в праздники. Помогая, спасая, нередко вытаскивая буквально с того света. Чутко и очень быстро реагируя на вызовы — как к больным и пострадавшим, так и на вызовы времени.
Сначала пешком
Начиналась история северодвинской «скорой» в двух крошечных комнатках деревянного дома на улице Беломорской, 7. Дрова медработникам приходилось заготавливать самостоятельно, печи топить, чтоб согреть помещение, — тоже. А первый собственный транспорт у городской станции скорой помощи появился лишь спустя шесть лет с начала работы. До этого до больных добирались пешком, пациентов доставляли в больницы на попутных подводах, на санях, иногда грузовую машину выделял завод.
Интересный факт: бензина на первое авто «скорой» в то время выделялось 50 литров в месяц, а в настоящее время на одну машину в смену приходится примерно 20 литров, пробег составляет от 50 до 100 километров за 12 часов.
Транспорт и связь
— Что такое «скорая»? Помимо кадров это, конечно же, транспорт и связь! Наше рабочее место — это автомобиль, а без связи невозможно представить саму суть скорой помощи, — рассказывает руководитель Северодвинской станции скорой медицинской помощи Елена Павлова.
Сейчас при слове «скорая» абсолютно любой подумает про машину с мигалкой и красным крестом. Без авто специалисты просто не смогли бы работать в разросшемся городе: в зону обслуживания станции входят весь Северодвинск, включая остров Ягры, деревни Солза, Большая Кудьма, Уйма, Таборы, Бармино, Личка, Лахта, Шихириха, поселок Рикасиха, Водогон, Куртяево, все СНТ, почти сто километров Онежского тракта и 30 километров трассы Северодвинск — Архангельск. И при этом среднее время попадания на срочный вызов в пределах города составляет 10–12 минут.
С декабря прошлого года в состав северодвинской «скорой» вошла также Онежская подстанция, с 1 марта 2024 года — Лешуконская, там сейчас специалисты дежурят в формате командировок и получают отличные отзывы и благодарности от местных жителей.
Но вернемся к машинам. Они с каждым годом становятся все совершеннее. Сейчас в автопарке станции 45 автомобилей, оборудованных по последнему слову техники. Суперсовременное оснащение «скорой» — это ответ на новые требования. Все машины оснащены по федеральному стандарту, а это значит, имеют все необходимое для оказания помощи в самых критических и сложных ситуациях.
В диспетчерской «скорой» все четко, слаженно, в последние годы — максимально компьютеризировано и, конечно, отработано до мелочей. Помощь начинается здесь, поэтому крайне важно грамотно принять звонок, чтобы дальнейшая цепочка действий привела к спасению жизни. За сутки на Северодвинскую станцию СМП поступает до тысячи звонков. Не все, конечно, по делу — настоящих вызовов около двухсот, но диспетчер отрабатывает каждый. Нельзя оставить без помощи людей, действительно в ней нуждающихся.
Оперативный отдел «скорой» оснащен цифровой многоканальной системой. Поступающие звонки размещаются в базе данных фонограмм с регистрацией телефонных номеров, даты и времени записи, направления звонка и дополнительной информации. Бригады на вызовы отправляются с планшетами c мобильной связью, которые содержат электронный справочник — помощник врача и позволяют держать оперативную связь с диспетчерской службой по общему чату, еще быстрее оказывать скорую медицинскую помощь на догоспитальном этапе, а также оформлять электронные карты вызовов.
Золотые люди
Чтобы машина «скорой» могла оперативно выехать на вызов, требуется слаженная работа десятков людей: автомеханики должны позаботиться об исправности всех авто, водители — виртуозно и аккуратно домчать бригаду на вызов и, если потребуется, пациента в стационар, диспетчеры — верно и точно записать необходимую информацию о больном, врачи, фельдшеры, медсестры должны быть готовы к любым ситуациям на месте вызова и к тому, что решения нужно принимать очень быстро. Здесь все работают в одной связке, буквально как единый организм, понимая друг друга с полувзгляда, полуслова. Поэтому здесь нет людей случайных.
— Чтобы работать в «скорой», точно нужен особый склад характера. Необходимо быть беззаветно преданным этой работе, любить адреналин, непредсказуемость, дорогу, свободу, быть гибким и по‑настоящему готовым к переменам. Я горжусь тем, что в моей трудовой книжке лишь одна запись о месте работы — Северодвинская станция скорой медицинской помощи. И очень горжусь коллегами. Они — настоящее золото, лучшие люди, наши верные кадры! — отмечает Елена Павлова.
Время первых
Помимо самоотверженной работы сотрудники еще и беспрерывно учатся, практикуются и осваивают новшества. «Скорая» не только первой прибывает на помощь, но и всегда в лидерах по внедрению инноваций, и именно Северодвинская станция СМП зачастую становится новатором и первооткрывателем в Архангельской области.
Так, к примеру, в «скорой» города корабелов несколько лет назад открыли первый в области учебный класс. В нем регулярно проходят практику сотрудники полиции, ГИБДД, аварийно-спасательной службы, администрации. Сюда на экскурсии приходят школьники. И, конечно же, раз в полгода здесь сдают зачеты и сами сотрудники «скорой».
Также несколько лет назад все бригады Северодвинской станции скорой помощи были обучены проведению тромболизиса. Сейчас его делают до 70 раз в год, и это основная часть всего проводимого на догоспитальном этапе тромболизиса в Архангельской области!
— Сегодня все меняется очень стремительно: техника, оборудование, люди. И мне радостно видеть, что мы четко и быстро отвечаем на вызовы времени, — делится руководитель станции Елена Павлова. — «Скорая» меняется, прирастает молодыми энергичными кадрами — приходит много молодежи, внедряет новые технологии, но одно остается неизменным всегда — здесь всё и все работают на то, чтобы максимально быстро оказать помощь любому нуждающемуся в ней человеку.
Цифры
- 45 автомобилей сейчас в автопарке станции
- 12 минут составляет среднее время попадания на срочный вызов в пределах города