Как сохранить его для всех?

О няндомском наследии основателя Северной железной дороги, русского промышленника и мецената Саввы Мамонтова «Достоянию Севера» рассказала доцент кафедры РРАН СПбГАСУ, архитектор, кандидат искусствоведения, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Нина Петухова (г. Санкт-Петербург).

Нина Петухова — кандидат искусствоведения
Нина Петухова — кандидат искусствоведения

Новый образ Севера

— Узкоколейная железная дорога Вологда — Архангельск была пущена в 1896–1898 годах. Когда Савва Иванович ее строил, его все осуждали: «Что за глупая затея, что вы по ней будете возить?» А потом, когда началась Первая мировая война, эта дорога стала дорогой жизни. Модерн пришел в северный край, во многом благодаря Савве Мамонтову, который заказал проекты всех зданий комплекса Льву Кекушеву — одному из первых архитекторов этого стиля в России. Потом он в близком стиле строил особняки под Москвой. Поскольку строилось заново, в лесу, был создан уникальный единый ансамбль протяженностью в 600 км, формировавший асболютно новый образ Севера. Ведь пассажир, проезжая по железной дороге, видел только станции и железнодорожные постройки, а не традиционные поморские деревни, располагавшиеся вдали от нее. И у него создавался определенный образ Северного края — новой русской Норвегии, — как мечтал Савва Мамонтов.

Станционный колокол (1895 г.) стал экспонатом местного музея
Станционный колокол (1895 г.) стал экспонатом местного музея

Отмечу, что в те годы стиль модерн осуществлял комплексную эстетизацию жизненной среды. Продумывалось все, начиная от инфраструктуры железной дороги до дверных ручек в жилых зданиях. На тот момент, в 1894—1896 гг., у нас не было зданий в стиле модерн, он только еще начал приходить в Россию. Это первый подобный комплекс, и его обязательно нужно охранять.

Дома узнаваемы по характерному силуэту со сложными высокими полувальмовыми крышами. Очень хорошая сохранность у фундаментов из гранитных блоков. Кстати, их везли из Новодвинской крепости. Удивительный факт: в некоторых домах до сих пор сохранился старинный интерьер. Входные двери, изразцовые печи. В квартирах много пространства, большие комнаты, высокие 4-метровые потолки, большие окна.

На практику в Няндому приехали студенты питерского архитектурно-строительного университета
На практику в Няндому приехали студенты питерского архитектурно-строительного университета

Уберечь и показать

— Наша цель — поставить историческую станцию Няндома как памятник регионального значения — достопримечательное место, под охрану. Работа организована Инспекцией по охране объектов культурного наследия Архангельской области. Необходимо определить историко-культурную ценность элементов застройки. Сейчас мы проводим исследования, чтобы определить типологию зданий и время их постройки.

На основании исследований нам необходимо определить границы исторической застройки, предмет охраны, а также режим использования и регламенты возможной застройки в установленных границах. В предмете охраны мы детально прописываем, что конкретно должно сохраняться без изменений. Эти элементы и характеристики различны для каждого дома, в зависимости от их историко-культурной ценности и сохранности — от общего объема и силуэта до отдельных элементов декора, расстекловки окон и даже сохранившихся элементов исторических интерьеров (печей, дверей).

В целом необходимо, чтобы не менялись габариты здания, масштаб, конфигурация и габариты крыши, цветовое решение, наружные стены, обшивка, система и элементы декора. Для чего? Чтобы сохранить целостность образа исторической станции.

Выявление достопримечательного места — это очень серьезная работа. Далее идет система согласований в региональном министерстве культуры, потом в Минкульте России и Минюсте. На эти согласования, сложно сказать точно, но, думаю, может уйти полгода-год. И когда объект будет включен в реестр, необходимо будет разрабатывать стратегию его развития.

Водоемное здание — сохранившаяся часть единого ансамбля станции Няндома. Паровоз-памятник за ним маркирует место утраченного исторического здания вокзала
Водоемное здание — сохранившаяся часть единого ансамбля станции Няндома. Паровоз-памятник за ним маркирует место утраченного исторического здания вокзала

Маршрут длиной 600 километров

— Будущее нашего проекта связано с туризмом. Считаю, что Няндома — идеальное место для турмаршрута. Логическое начало путешествия в Каргополь, который является признанным туристическим центром, историческим поселением федерального значения.

В нашем стремлении мы чувствуем поддержку местной власти. Няндома удобно расположена. Это узловая железнодорожная станция, где сходятся пути из Москвы и Санкт-Петербурга. Причем при путешествии на поезде не надо гостиницы, туристы будут жить в вагоне. Целостный туристический маршрут длиной около 600 километров — это уникальный потенциал.

Мнение

Елена Кузнецова, научный сотрудник краеведческого центра «Дом Няна»:

— Продвигать идею сохранения оригинальной жилой застройки времен Саввы Мамонтова мы начали десять лет назад. В октябре 2016 года состоялась презентация проекта «Станция в стиле модерн. Няндома Саввы Мамонтова». Благодаря этому появились туристический маршрут по историческому центру города, информационные беседки, открытый выставочный комплекс «Дом-ледник». В погреб можно заглянуть и познакомиться со способом хранения продуктов в конце 19 века. В 2016 году мы предоставили проект на соискание президентского гранта. Совместно с РЖД, при условии получения гранта, в дорогу отправятся архитекторы, художники, писатели, журналисты и создадут фильм о сегодняшнем дне наследия Саввы Ивановича Мамонтова.

Савва Мамонтов
Савва Мамонтов

«Лицо станции — вокзал и пассажирская платформа. Вокзал — единственное здание, обшитое тесом и покрашенное охрой. Вокзал стоит как дворец, здесь все к месту и в меру. Пакгауз для багажа и грузов, зал ожидания, будочка с кранами холодной воды и кипятка, бачок с кипяченой водой и медной кружкой на цепочке»

Из книги Е.Петрова «Год рождения -1917»

Цифры

  • 19 станций были застроены по проектам Льва Кекушева, но лишь в Няндоме наиболее полно сохранился их уникальный комплекс