Известный художник и скульптор — о своих главных героях 2021 года
Памятник Михаилу Ломоносову в Холмогорах, Луке Войно-Ясенецкому в Котласе, Борису Розингу в Архангельске, Розе Шаниной в Устьянах и женке-труженице в Верколе: что их объединяет, кроме имени автора? Наверное, общее — это главная тема всей мировой культуры: горение и передача этого огня другим. Творческий диалог, который делает человека человеком.
— Идею поставить в Холмогорах памятник Михаилу Ломоносову в год его 310‑летия выдвинул Ломоносовский фонд, и в частности Галина Павловна Добрунова. Памятник открыли накануне Ломоносовских чтений: в этом году выездное заседание Российской академии наук проводили в Архангельске, но, конечно, академики побывали в Холмогорах и Ломоносово, съездили к отцу своему родному.
— Сергей Никандрович, это же ваш второй Ломоносов, и он совсем другой…
— Он молодой. И это очень здорово. Ровно десять лет назад, в 2011 году, в фойе САФУ был установлен мой Ломоносов, который смог вернуться домой. Подумайте: ведь каждому мужику, который достиг каких‑то вершин, хочется вернуться на родину и показать, каким он стал. Настоящему Михаилу Васильевичу это, к сожалению, не удалось.
Поэтому он вернулся вот так — в моих мыслях, в моей скульптуре. Ломоносов там непривычный: он сидит, подбоченясь, как мой отец сидел, когда возвращался с вахты. Он работал на лесопункте в десяти километрах от дома, приходил домой в бане помыться, и мать жаловалась ему на нас, детей, — кто что напроказил. Отец садился на стул и слушал — и я Ломоносова вот так же посадил. Он смотрит на студентов, своих земляков, вроде бы строго, но и с любовью.
И когда я сделал новый памятник в 2021 году, получилась такая перекличка: этот Ломоносов совсем молодой, он еще только готов отправиться в путь. Плечи, как крылья, расправлены, шея, как у лебедя… Главное было — показать его несокрушимое стремление к наукам, передать это в повороте шеи, во взгляде. А через это — убедить школьников, что, и в деревне живя, можно весь мир впитать и, имея такие хорошие корни, вырасти до мировых вершин.
Многие делают скульптуру статичной, помпезной, но я хочу, чтобы она вступала в диалог со зрителем, находилась в движении. Посмотрите, как у молодого Ломоносова волосы разлетелись от ветра… Ветер для меня — стихия сопротивления. То есть мой Ломоносов еще даже не знает, что будет на его пути столько трудностей и преград. Но он преодолеет их.
— Когда вы над ним работали — рассказывали ему, что его ждет?
— Когда я работаю, я всегда разговариваю со своими героями. Вначале‑то, пока идет накидка глины, нет. А вот потом, когда среда уже создалась и ты почувствовал себя творцом… Это счастье, это самый большой кайф художника! Даже и не хочется доделывать работу до конца, хочется продлить это состояние. Вот тогда и разговариваешь со своим творением.
Я и со Степаном Писаховым так разговаривал, и с протопопом Аввакумом, и с моей мадонной северной деревни, как я называю памятник абрамовской женке, который мы поставили в прошлом году в Верколе. Эта скульптура самая трогательная для моей деревенской души. Впервые на открытии этого памятника женщины плакали, и у меня навернулись слезы. Местные старушки, подходя к скульптуре, крестятся, как перед иконой. Вот как дорога им память о своих предках! Слова Льва Додина укрепляют во мне сыновью любовь к моей матушке: «Я посмотрел фотографию памятника, и мне понравилось, мне кажется, что это очень трогательная и, если можно так сказать, элегантная скульптура».
— Вам понравилось место, где установили памятник Ломоносову?
— Месту я обрадовался сразу. Памятник стоит на улице Ломоносова рядом со школой, тоже названной в его честь, — вот и хорошо. Школьники будут постоянно видеть Михаила Васильевича, общаться с ним и впитывать его несокрушимый дух.
На бронзовом постаменте я впервые сделал в рельефе путь Ломоносова из Холмогор в Москву.
— Бронзу вы использовали и в постаменте памятника изобретателю электронного телевидения Борису Розингу…
— Верно. Памятник Борису Розингу открыт 29 октября у Архангельского колледжа телекоммуникаций на улице Папанина. У колледжа такое хорошее крыльцо — широкое, ступени длинные, и мы долго думали, куда поставить памятник. Отличную мысль нам подсказал известный архитектор Дмитрий Яскорский: установить бюст ровно в центре крыльца, чтобы студенты обязательно с ним встречались, когда идут на занятия, чтобы полюбили его и приняли себе в душу. И он достойно вписался. Над крыльцом же еще есть советский барельеф, получилась хорошая перекличка.
— Расскажите про памятник Луке Войно-Ясенецкому.
— Бюст у входа в Котласскую городскую больницу открыли этим летом, его приурочили к 90‑летию пребывания Луки Войно-Ясенецкого в Котласе в ссылке. Он же был хирургом и ученым с мировым именем, продолжил лечить, даже став епископом, и из‑за своего сана пострадал. Котласская горбольница — единственная больница в области, которая имеет такой вход, где Лука встречает медиков и настраивает их на праведную работу.
— Сергей Никандрович, в этом году в журналах «Фома», «Русский дом», «Свой», в «Литературной газете» и газете «Культура» вышли серьезные материалы о вашем творчестве. Чудесная публикация появилась в элитном журнале «Русское искусство», который издается при Третьяковской галерее. Но это закономерно. А вот что было неожиданностью — это ваши иллюстрации к поэме «Бэмби» Николая Бурляева, изданной в этом году. Показалось сначала, что почва эта — не ваша. Потом стало понятно — нет, вы смогли сделать ее своей… В федеральных СМИ отметили, что вслед за Винни-Пухом, Чиполлино, Буратино наконец‑то Бурляев и Сюхин переселили на русскую почву Бэмби.
— Мы с Николаем Петровичем дружим давно. Я постоянно участвую в его международном фестивале славянских искусств «Золотой витязь». Бурляев в 1984 году написал поэму «Бэмби» (у Феликса Зальтена это сказка в прозе), в свое время они с Натальей Бондарчук поставили по ней спектакль. У него получилась история не только для детей — в ней очень много смыслов заложено для взрослых. А тут ему исполнилось 75 лет, он решил издать свою поэму и попросил меня нарисовать иллюстрации: «Сережа, только ты сможешь так животных очеловечить». И я нарисовал.
— Вы давно мечтали населить наш Архангельск ангелами. Идея начинает сбываться?
— Мой любимый город через все разрушительные сломы эпох пронес свое небесное имя — Архангельск. Наш Архангел Михаил — Архистратиг всего небесного воинства, а в городе нет ни одного ангела — воина с тьмой! Вот и спустился с небес первый ангелок на детскую площадку. Ангела-хранителя всем вам, дорогие земляки! Даст Бог, и Архистратиг в новом году град Архангельский посетит.
Цифры
- 2020-й — год присуждения Сергею Сюхину главной областной общественной награды «Достояние Севера»