АО «АвтодорМост» отмечает 10‑летие успешной работы в Поморье

Сегодня практически все мосты в Архангельской области содержит и эксплуатирует АО «АвтодорМост». Качественная работа специалистов и мощная производственная база позволили предприятию чувствовать себя уверенно на рынке Поморья.

История становления

В 1993 году по инициативе федерального «Росавтодора» и территориального «Архангельскавтодора» в Архангельской области появилась государственная компания по содержанию мостов — ОАО «Поморское мостовое управление». Оно стало первой компанией подобного рода в России. Позднее, в 2003 году, было создано ОАО «Вельское мостовое управление». Эти два предприятия полностью отвечали за жизнь мостов в регионе.

Спустя десять лет, в июне 2013 года, в ходе реструктуризации были соединены активы ОАО «Поморское мостовое управление» и ОАО «Вельское мостовое управление». Новое акционерное общество получило название «АвтодорМост», и это стало точкой отсчета его деятельности.

Алексей Прожерин, генеральный директор АО «АвтодорМост»
Алексей Прожерин, генеральный директор АО «АвтодорМост»

— Создание единого специализированного предприятия было обусловлено спецификой работ, требующих квалифицированных кадров, мощной производственной базы и контроля за качеством, — рассказывает генеральный директор АО «АвтодорМост» Алексей Прожерин. — Мой брат Сергей Владимирович Прожерин встал у руля нового предприятия, взяв на себя полную ответственность за его жизнеспособность. Он пользовался огромным уважением коллег, досконально знал свою работу. К большому сожалению, его уже нет с нами. Моей задачей на посту генерального директора стало продолжение начатого им курса на максимально эффективную работу предприятия. Этим я и занимаюсь с 2020 года.

Показатели удвоены

Увеличение объемов работ, оптимизация кадрового состава, расширение сферы деятельности в капитальных ремонтах и строительстве — такие задачи ставил перед собой Алексей Прожерин. О том, что выбранная стратегия развития предприятия была верной, сегодня говорят цифры. И в первую очередь это количество взятых под опеку мостовых сооружений. Если 10 лет назад на содержании АО «АвтодорМост» было 266 мостов общей протяженностью 15,8 тысячи погонных метров, то сегодня это уже 405 объектов общей протяженностью 18,3 тысячи погонных метров в 19 районах Поморья.

Большинство мостовых сооружений на региональных дорогах перешло АО «АвтодорМост» от дорожных предприятий. Благодаря комплексному и профессиональному подходу к выполнению работ по содержанию объектов выросло их качество.

— За годы работы на 16 мостовых сооружениях проведен капитальный ремонт, произведены работы по ремонту на четырех объектах, проведено 37 планово-предупредительных ремонтов, нанесено более 10 тысяч километров линий горизонтальной дорожной разметки и один мост — через реку Устью у деревни Лихачево — построен вновь. Оснащение современной техникой, использование качественных материалов, профессиональный подход к делу позволяют на высоком уровне выполнять поставленные задачи, — подытожил текущие итоги деятельности Алексей Владимирович.

Первая стройка

Красавец-мост через реку Устью вывел «АвтодорМост» на новый уровень. Это первый серьезный строительный объект, созданный предприятием за два года с нуля. Мост на автомобильной дороге Шангалы — Квазеньга — Кизема был сдан в ноябре 2022 года и стал гордостью коллектива.

Генеральным подрядчиком на объекте выступало АО «Котласское ДРСУ», которое является главным акционером АО «АвтодорМост».

— Мы выполняли работы по субподряду, а дорожники занимались устройством подходов протяженностью пять километров. Соединив берега, мы обеспечили транспортную связь трех муниципальных образований Устьянского округа с районным центром, — подчеркнул Алексей Владимирович. — В 2022 году из всех мостов, отремонтированных по программе «Безопасные качественные дороги», мост через Устью стал единственным объектом строительства в Архангельской области.

Полностью железобетонный, длиной почти 130 метров, с шестью опорами и пятью пролетами, мост надежно встал на свое место в речном русле. Габарит объекта — 10 метров с двумя тротуарами по метру каждый. Пролетное строение — из железобетонных балок в количестве 30 штук. Объем железобетонных конструкций составил 1300 кубических метров, объем приготовленной бетонной смеси на объекте — 1400 кубометров. Для прохождения паводка и ледохода конуса берегов укреплены габионными конструкциями матрасно-тюфячной формы с заполнением бутовым камнем крупных фракций.

В процессе строительства иногда возникали непредвиденные ситуации, из которых специалисты предприятия всегда находили выход.

— Например, при возведении некоторых промежуточных опор нам пришлось серьезно корректировать проект, так как погружаемый металлический шпунт для ограждения котлована уперся в плотный грунт, — вспоминает генеральный директор предприятия. — Необходимо было изменить проектные отметки заложения ростверков опор. Проектная компания провела необходимые расчеты и выдала положительное заключение с измененными отметками. Затраченное на перепроектирование время не повлияло на сдачу объекта в отведенные контрактом сроки.

Сложным для мостостроителей стало удаленное расположение объекта. Из-за этого его снабжение инертными материалами и конструкциями велось как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.

Под крылом профессионала

— Много теплых слов хочется сказать в адрес прораба участка Сергея Николаевича Медведева, который руководил строительством объекта, — поделился Алексей Прожерин. — Опытный специалист, он возвел все три железобетонных моста через Устью. К сожалению, сегодня его тоже нет с нами, но память о нем жива.

Вся трудовая биография Сергея Медведева связана с мостостроительной отраслью. После армии он устроился работать в ДРСУ, затем его пригласили в мостоотряд № 61 мастером на строящийся через реку Устью мост у села Строевское.

После сдачи этого моста стало понятно, что Сергей Николаевич нашел призвание на всю жизнь. По воспоминаниям родных и коллег, они не встречали людей, настолько влюбленных в свою работу. Мосты в Устьянском округе через реки Ворбазу, Соденьгу, Устью построены под его руководством. Сдавал он объекты и в других регионах страны — Вологодской, Ярославской, Воронежской областях.

Сергей Николаевич награжден почетной грамотой губернатора Архангельской области. Он был хорошим наставником, опытным руководителем. Десятки молодых специалистов после окончания вуза начинали свой трудовой путь под его крылом, так же, как и он, посвящая свою жизнь строительству дорог и мостов.

Нацпроект в действии

В приоритете предприятия сегодня — эксплуатация и содержание мостовых сооружений. АО «АвтодорМост» выполняет весь цикл мостовых работ в соответствии с действующими российскими нормативами и стандартами. Предприятие обслуживает все типы мостов и путепроводов — бетонные, деревянные, комбинированные. Текущие и планово-предупредительные ремонты, очистка от снега в зимний период, надзор за эксплуатацией — таков лишь малый объем работ, которыми ежедневно занимаются сотрудники предприятия, делая мосты долговечнее.

География присутствия АО «АвтодорМост» — от Лешуконья до Вельска. Эффективно трудиться на такой обширной территории помогает четкая организация работы. В Вельске находятся головной офис предприятия и производственная база Южного участка, в Архангельске создано обособленное подразделение.

— К сожалению, более 180 мостов Поморья сегодня находятся в неудовлетворительном состоянии, пять из них — в аварийном. На некоторых из них введены строгие ограничения по массе автотранспорта. Обнадеживает, что ситуация находится под постоянным контролем правительства Архангельской области. В этом году благодаря региональному и федеральному финансированию пять мостовых сооружений были отобраны для проведения ремонтов и капитальных ремонтов, а в 2024 году уже на 17 объектах запланированы подобные работы, — рассказал Алексей Прожерин.

Стоит отметить, что по одному из 17 объектов АО «АвтодорМост» уже выиграло аукцион: предприятие займется капитальным ремонтом моста через реку Кинему в Каргопольском округе.

Рост ассигнований по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» также благоприятно сказывается на количестве мостов, приведенных в нормативное состояние. В 2023 году именно в рамках нацпроекта специалистами АО «АвтодорМост» были проведены работы по ремонту моста через реку Волошку на трассе Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож и капитальному ремонту моста через реку Ухту на автодороге Песок — Никифорово в Каргопольском округе Архангельской области.

Мост через реку Ухту
Мост через реку Ухту

— На мостовом переходе через Волошку мы работали совместно с коллегами-субподрядчиками из компании «Дорожный арсенал», а работы по капитальному ремонту моста через Ухту выполняли сами, — отметил генеральный директор.

Мост через реку Тегру
Мост через реку Тегру

От самосвала до бетоносмесителя

Мостостроение — наукоемкая среда, требующая досконального знания и освоения новых строительных технологий. Чтобы идти в ногу со временем, нужна высокопроизводительная техника. Реализуя амбициозные проекты, предприятие ежегодно обновляет ее парк. Например, для строительства моста через реку Устью был приобретен специальный бетоносмеситель, который способен прямо на объекте производить бетон различных марок по прочности.

— Для этого же объекта, чтобы перевозить 24‑метровые железобетонные балки, предприятие приобрело балковоз — специализированный прицеп, — отметил Алексей Владимирович. — Мы уверенно осваиваем новые технологии, приобретаем высокопроизводительную технику, которая готова решать более сложные задачи.

В парке предприятия также имеются различные современные бурильные и сваебойные установки, которые применяются при создании свайных фундаментов, установке железобетонных и деревянных опор. Для полного обследования мостов используется мобильная смотровая машина.

Золотые кадры

На старте деятельности в 2013 году в коллективе АО «АвтодорМост» трудились 180 человек. В настоящее время в штате предприятия 200 квалифицированных специалистов.

— К сожалению, чувствуем сегодня дефицит кадров. Нам требуются монтажники, бетонщики, дорожные рабочие. На вес золота — экскаваторщики, крановщики, — рассказал Алексей Владимирович. — Тем не менее кадровый вопрос решаем самостоятельно: через переобучение имеющихся специалистов, повышение квалификации. Тот, кто приходил в штат водителем, становится, например, машинистом крана.

Есть в коллективе и ветераны производства, на которых равняется молодежь. Один из них — Алексей Александрович Поползин, который более 20 лет работает в дорожной отрасли.

С 2013 года он руководил бригадой по нанесению линий горизонтальной дорожной разметки. Часто это работа в сложных погодных условиях, в ночное время. Такой труд требует особенной внимательности и точности, от него зависит безопасность движения.

Бригада под руководством Алексея Поползина нанесла более 10 тысяч километров линий горизонтальной дорожной разметки проезжей части на сети региональных и муниципальных автомобильных дорог Поморья, а также пешеходных переходов, стрелок и других указателей. При его непосредственном участии на предприятии внедрили в работу новый материал — холодный пластик.

За годы работы водителем Алексей Александрович перевез более 10 000 тонн материалов. Как специалист высокого класса он регулярно привлекается к проектам особой важности. Например — к аварийно-восстановительным работам на мосту через реку Вагу на автодороге Вельск — Шангалы в Вельском районе в 2015 году, к капитальному ремонту мостового перехода через реку Ухту и ремонту мостового перехода через реку Волошку в Каргопольском районе в 2023 году и к другим объектам. Он всегда готов приступить к выполнению обязанностей, даже в неурочное время, в работе никогда не считается с личным временем и возникающими сложностями, все грузы доставляются им качественно и в срок, несмотря на особенности погодных условий и качество дорог.

В 2023 году за многолетний труд, успехи в строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений Алексей Александрович Поползин представлен к присвоению звания «Почетный работник дорожного хозяйства Архангельской области».

— Хочу поблагодарить весь коллектив предприятия за добросовестную работу, за стремление двигаться вперед и развивать свои компетенции в дорожном деле, — подчеркнул Алексей Прожерин. — Десять лет — это только начало!

Цифры

  • 405 мостовых сооружений находится на содержании АО «АвтодорМост»
http://adormost.ru
http://adormost.ru