Соезерская Пустынь хранит многовековую историю Верхнетоемской земли. Сохраним ли ее мы?

До Сойгинского лесопункта (Поперечки) туристы и паломники добираются по узкоколейке. А там еще три километра пешком по грунтовке, и вот оно — тихое Соозеро, а на мысу — деревня Соезерская Пустынь. Далекая и такая близкая тем, кто слышал, как шумят здесь кедры.

Храмовый комплекс ежегодно подновляют московские волонтеры
Храмовый комплекс ежегодно подновляют московские волонтеры

Заповедное место

Название свое деревня получила от бывшего здесь монастыря — мужской пустыни. По преданию, нашли рыбаки в этих местах икону Святой Троицы. Весть о ее исцеляющей силе облетела окрестности, а вскоре на мысу появились и первые постройки — часовня и поклонный крест. Основал обитель выходец из Сефтренского монастыря Иосаф, а впервые упоминается она в писцовой книге 1681 года.

Первая монастырская церковь сгорела, а вот вторая, построенная через сто лет, в 1748 году, уцелела и существует до сих пор. По мнению специалистов, это единственный из сохранившихся монастырских деревянных храмовых комплексов на Севере.

«Сыты орехами»

Удивительна Пустынь еще и тем, что здесь прекрасно чувствуют себя кедры. Из завезенной триста лет назад шишки выросла их целая роща. Причем кедры не только окружают церковь Святой Троицы и колокольню, но и высятся почти в каждом деревенском дворе. О том, какую роль они играли в жизни местных крестьян в конце XIX века, пишет в своей книге «Записки краеведа» Сергей Третьяков:

«Церковный приход был мал — одна деревня. При церкви в своих домах жили священник и псаломщик. Каждое лето в Иванов день в Соезерье на богомолье сходились сотни людей из разных волостей. Особенно стремились попасть туда молодые парни и девушки… При церкви росли кедры, с которых собирался неплохой урожай орехов. Торговал орехами церковный староста. В деревне у каждого хозяина были свои кедры, и деревенские были сыты орехами, чего не скажешь о гостях»*.

Колхоз и аэродром

Сегодня название Соезерская Пустынь постепенно истирается из памяти, ведь местные жители называют деревню Максим: в 1931 году здесь был организован колхоз «Максим Горький».

А когда в 1961 году в Сойге появился лесопункт, окрестные поля заняли под вертолетную площадку, а колхозники стали лесорубами. Расцвет села пришелся на советские годы: кроме лесозаготовок был открыт химлеспункт, где гнали живицу, работал кирпичный завод. Старожилы помнят, как лошадей здесь пасли целым табуном, люди держали коров, овец. Были открыты школа, общежитие для вербованных, столовая, баня, клуб, детский сад. Работали на славу: лесопункт не раз занимал первые места по вырубке в районе. Бывало, что в награду за победу в соцсоревновании вручали лесорубам трактор.

Надежда есть

Сегодня и Поперечка, и Соезерская Пустынь совсем обезлюдели. Приезжаешь сюда — гул в ушах стоит. Это городская жизнь дает о себе знать. А потом особая озерная тишина берет свое.

По словам жительницы Поперечки Валентины Хращевской, в Соезерье сегодня постоянно живут от силы 5–6 человек. На лето наведываются в свои дома дачники. За храмом и кедровой рощей присматривают и местные жители, и московские паломники, которые раз в год посещают Пустынь.

— Кусты вырубают, латают дыры в стенах, крышу на колокольне подновляют. Чем можем и мы им помогаем, — рассказала Валентина Владимировна. — Издали книгу о Пустыни, а деньги от продажи пошли на ремонт церкви.

Службы в храме редки, обычно сюда приезжает священник из Красноборска. А в этом году перед престольным праздником, на Троицу, провел в Соезерской Пустыни богослужение игумен Варсонофий, настоятель Сийского монастыря. Так что есть надежда, что на Пустынь обратит внимание и Архангельская епархия.

Бизнес-идея или память о предках

Как сегодня живется кедровой роще? Деревья подчиняются заведенному природой порядку: одни набирают рост, другие болеют, третьи страдают от сильных ветров. Но одно остается неизменным: здесь, на Соозере, в единственном месте на Севере упавшие на землю орехи дают ростки.

Печалит Валентину Владимировну то, как относятся к кедрам земляки. Молодежь забирается на деревья, обламывает ветки ради шишек. А ростки выкапывают охотники за ботаническими редкостями.

— Лет десять назад во время расчистки территории вокруг церкви паломники обнаружили кедровые ростки. Вместе с ними мы пересадили маленькие кедры — 70 штук — в более подходящее место. И вот теперь ни одного не осталось! Люди приезжают с лопатами и увозят их себе, даже с кладбища берут, — сокрушается она. — А ведь мы, если видим росточек, прикрываем, оберегаем…

Получается, сами того не ведая, жители Поперечки создали кедровый питомник, идею о закладке которого высказывал известный северный лесовод Леонард Ипатов. И если одни бескорыстно трудятся, сохраняя память о предках, другие пользуются плодами их усилий, не отдавая ничего взамен.

А чем бы не бизнес-идея, которую подсказывает сама природа: спрос на кедровые саженцы есть, их выращивание можно поставить на научные рельсы, а средства от продажи ростков и орехов использовать в том числе и на восстановление храмового комплекса. Кстати, в Пустынь с недавних пор ведет еще одна дорога — из Устьянского района. Весь вопрос в том, найдется ли инвестор для такого неоднозначного проекта.