Урдомская средняя школа — один из самых крупных и ярких творческих центров поселка и его округи

Здесь используют новейшие образовательные технологии, вводят новые системы оценивания образовательных достижений учащихся. Педагоги и ученики публикуются на страницах региональных и федеральных изданий. В структуру образовательного учреждения вошел Дом детского творчества, ставший школьным центром дополнительного образования. 1 сентября 2016 года школа получила новое современное здание. Построить его помогли градообразующие предприятия Урдомы — «Газпром» и ПАО «Транснефть».

Самостоятельность — врожденная черта Урдомской школы. В начале 60‑х годов прошлого века средняя школа в новом поселке лесозаготовителей Первомайский появилась в результате энтузиазма и в некотором смысле — самоуправства.

Все понимали, что растущему поселку нужна большая школа. А по имеющемуся тогда проекту строить здесь можно было только одноэтажное здание на 360 мест. Но вопреки проекту леспромхоз заложил усиленный фундамент под два этажа. Начался скандал, но его погасила публикация о строительстве в газете «Правда». На ударной стройке работали учителя, школьники, их родители. И 1 сентября 1963 года в поселке Первомайском открылась средняя школа.

Потом комсомольцы школы решили построить мастерские — и построили. Появились новая столовая, автокласс с гаражом и мастерскими, второй спортзал, спортплощадка. Таким образом, был создан не только обширный школьный городок — за годы совместной работы, учебы и строительства в школе сформировался дружный коллектив педагогов, работников и учащихся.

Что должна давать современная школа своим ученикам? Что важнее — знания, навыки или успешность? Как принять и внедрить в саму суть школьной жизни новые государственные образовательные стандарты? Об этом рассуждает директор Урдомской средней школы Владимир Александрович Додонов.

директор Урдомской средней школы Владимир Александрович ДодоновНовое здание — абсолютное благо

Нынешний директор Владимир Додонов окончил Урдомскую среднюю школу в 1983 году и вернулся в нее после службы в армии и учебы в Сыктывкарском государственном университете. В 2010 году стал директором школы.

— Владимир Александрович, школа, в которую вы пришли работать учителем истории, — какая она была?

— В 1990 году я пришел работать в еще первое, старое, здание школы. Она состояла из множества построек, пристроек, включала отдельно стоящие автокласс, гараж, швейную мастерскую и пришкольный интернат.

В 2007 году у нас, к сожалению, случился пожар. Сгорела половина основного здания школы, две трети учебных кабинетов.

Школу тогда частично восстановили — отремонтировали туалеты и три кабинета. Пока восстанавливали основное здание, было очень сложно: приходилось заниматься в две смены, учились и в соседней школе, и в конторе леспромхоза. Двухсменный режим учебы сохранился вплоть до открытия новой школы.

1 сентября 2016 года мы начали работать в новом здании, которое построено благодаря значительному вкладу «Газпрома» и ПАО «Транснефть».

— Нравится?

— Переход в новое здание — абсолютно на благо. Здание современное, комфортное, удобное. Сейчас мы решаем вопрос доступности в каждом классе быстрого Интернета.

Парадигма деятельности

— Я всей душой принял новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В них заложена другая парадигма образования. Не та знакомая нам еще царско-советская знаниевая система обучения, когда в основе всего образовательного процесса лежит передача предметных знаний, умений, навыков, а новая — системно-деятельностная. Предметные знания, конечно, остались в образовательном стандарте, но ушли с первого плана. Теперь основа работы школы — это обучение разноплановой деятельности и сама эта деятельность учащихся, в процессе которой и происходит усвоение знаний.

Коллектив учителей Урдомской средней школы
Коллектив учителей Урдомской средней школы

В современном мире знания устаревают с такой скоростью, о которой мы в свое время, в индустриальную эпоху, даже не подозревали. Учитель должен понять, что его ученикам в течение жизни неоднократно придется переучиваться и что у учащихся изначально не должно быть мотивации становиться копилкой знаний. То, как он научит размышлять, думать, строить планы, выдвигать проблемы, ставить цели, презентовать проекты, — вот это пригодится ученикам на всю жизнь.

Проект — основа всего

— Наша школа ориентирована на проектную деятельность, которой охвачены все классы — с первого по одиннадцатый. Занимаясь проектом, ученик рано или поздно узнает и крепче запоминает много того, что могло пройти мимо него на классическом предметном уроке.

При этом надо понимать, что количество проектов должно быть разумно ограничено, особенно в начальных классах, и они должны быть посильными для учащихся. Иначе они неизбежно будут низкого качества или, как иногда и бывает, будут выполняться не учащимся, а его родителями.

А еще лучше, если это проекты групповые и коллективные. Особенно это важно в четвертом классе, когда в детских коллективах уже появляются своеобразные группировки и общение со сверстниками выходит на первый план.

В пятых-шестых классах мы жестко настаиваем на том, что все проекты должны делаться на уроке, а не дома с родителями. Задача учителя — выделить время, подготовить ребенка, научить его целеполаганию, планированию, подведению итогов, презентации своего проекта.

А уже в старших классах нужно делать серьезные проекты, желательно исследовательские.

Школьная библиотека
Школьная библиотека

Я считаю, что наша проектная деятельность — это очень удачная практика. И не надо бояться, что, увлекшись проектами, школа перестанет давать предметные знания. Предметные знания никуда из школьного образования не денутся хотя бы потому, что успешность учителя и школы оценивается и по баллам ЕГЭ, которые получают выпускники, и другим аналогичным параметрам. Я имею в виду успешность в первую очередь в глазах детей и их родителей — такая успешность очень нужна школе!

Трудно найти новых учителей

— Как вам удается формировать коллектив, удерживать специалистов?

— В наш поселок приезжает много специалистов, чтобы работать на градообразующем предприятии — компрессорной станции. Они привозят свои семьи. И, например, среди жен находятся педагоги, которые приходят к нам на работу.

Среди местных жителей новых учителей мы найти не можем. Через пять лет, по моим прогнозам, у нас будет катастрофа с математиками. Хотя я сам гуманитарий — историк, обществовед — понимаю, что школа, в которой не хватает учителей математики, уже не школа. Делаем все, что можем, но заполучить в сельскую школу специалистов очень трудно. Педагоги из глубинки часто жалуются, что статистика по средним учительским зарплатам, мягко говоря, не всегда отражает действительность.

— Сейчас вам учителей хватает?

— Школа педагогами укомплектована, хотя и не все работают в соответствии со своей узкой специализацией. Основной дефицит — учителя иностранного языка. Связано это даже не с тем, что коллектив стареет, а с новыми стандартами, в соответствии с которыми вводится второй иностранный язык. Это большая проблема нового стандарта. Я считаю, что второй иностранный язык как обязательный предмет в основной школе абсолютно не нужен! Как дополнительный за государственный счет — да, это можно было бы только приветствовать.

Но когда он становится обязательным для ученика, а школа должна обеспечить его этим вторым языком… Не хватает часов, приходится их откуда‑то снимать… Да и посмотрите, у нас 7, 8, 9‑й классы по одному часу в неделю изучают второй иностранный. Во многих других школах та же картина. Будет от этого какой‑то толк?

— Вы же хвалили новые стандарты.

— Да! Но не все в них идеально. Это — один из серьезных минусов. А самый большой их плюс в том, что в старших классах огромное количество предметов можно вообще не изучать и при этом получить аттестат, успешно освоив определенный минимум предметов. Например, к географии, которая уже давно стала необязательной, сейчас прибавились химия, физика, биология, обществознание, экономика… И ученик сможет сосредоточиться на тех предметах, которые ему нужны.

В нашей школе есть еще одна интересная особенность. В 2012 году, то есть еще до повсеместного внедрения новых стандартов, обучающиеся 10–11‑х классов начали учиться по индивидуальным образовательным траекториям. И новые стандарты дали нам в этом еще больше возможностей.

Индивидуальная траектория

— Что такое индивидуальные образовательные траектории в Урдомской средней школе?

— У каждого ребенка есть свой учебный план, подписанный им, родителями, завучем и утвержденный директором.

Мы собираем учеников, которые принесли аттестаты и заявления в 10‑й класс, вместе с родителями и обсуждаем, что им нужно. Обязательные предметы можно выбрать либо на базовом уровне, либо на углубленном профильном. Предметы, которые необязательны, тоже можно выбрать на базовом или углубленном уровне.

Таким образом, они пишут первый вариант своей образовательной траектории, пока без дополнительного образования. Дальше мы смотрим на все предложения вместе. Если иностранный язык, например, хотят изучать углубленно трое учеников, мы говорим: «Извините, не набирается группа». К сожалению. А, например, углубленно изучать химию хотят восемь человек. Нормально! Создаем группу профильного углубленного изучения химии. Ребята, зачисленные в один класс, расходятся. Кто‑то изучает химию на базовом уровне, кто‑то на углубленном в смешанных группах из разных классов. Составлять расписание уроков, конечно, очень сложно. Но это того стоит.

Новый образовательный стандарт и наши индивидуальные образовательные траектории освобождают учащимся время. Можно какие‑то предметы в 10–11‑х классах изучать на базовом уровне, а какие‑то не изучать вовсе, если они не нужны для сдачи экзамена, для поступления и дальнейшего обучения. В этом году в 10‑м классе из тридцати человек пятеро не изучают обществознание. Курс за 9‑й класс окончен — и все.

В Ленском районе никто, кроме нас, не работает с индивидуальными образовательными траекториями. В Архангельской области мы были одними из первых.

— Какие профильные предметы наиболее популярны в вашей школе?

— Самые популярные профильные предметы у нас физика и информатика. Обществознание иногда, право, экономика, химия, биология.

Материальную часть — на аутсорсинг

— Как вы справляетесь с новым и обширным школьным хозяйством?

— Хозяйство действительно немаленькое и технически сложное. Шесть видов вентиляции, канализационная насосная станция, дизельная электростанция…

Обслуживание всего этого мы отдали на аутсорсинг сразу по переезде в новое здание. У нас нет своих поваров, электриков, сантехников, плотников, специалистов по вентиляции, обслуживанию систем пожарной сигнализации, оповещения, видеонаблюдения — для проведения соответствующих работ мы заключили договоры с профильными организациями. Кроме педагогов, администрации школы и некоторых офисных специалистов у меня в подчинении остались только технички, гардеробщики, дворники, сторожа и вахтеры. Используя аутсорсинг, мы выигрываем по качеству услуг и немного экономим деньги на заработную плату остальных работников.

Школьную столовую с согласия учредителя мы сдали в аренду предпринимателю еще в 2012 году. И ни разу об этом не пожалели! Я считаю, в нашей школьной столовой детей и работников кормят очень хорошо. А экономия бюджетных средств — огромная.

Найти себя в жизни

— В 2015 году к школе присоединили Урдомский Дом детского творчества, он стал нашим структурным подразделением, центром дополнительного образования. Я очень этому рад. Это не бремя, хотя забот, понятно, добавляет, — это благо, которое нашей школе подарили. Такова моя позиция и позиция современных образовательных стандартов, которые ориентируют на то, что школа — это не только место учебы.

Еще до появления кадетских классов в школе возник военно-патриотический клуб «Звезда». Этот клуб успешно действует по сей день. С этого учебного года в рамках дополнительного образования появилось направление «Веревочный туризм»
Еще до появления кадетских классов в школе возник военно-патриотический клуб «Звезда». Этот клуб успешно действует по сей день. С этого учебного года в рамках дополнительного образования появилось направление «Веревочный туризм»

Школа — это жизнь ребенка. Школа — это место, которое должно дать ребенку возможность проявить себя, быть если не первым, то лучшим, чем многие. Важно, чтобы ребенок видел в школе для себя отдушину.

Ведь на уроках не у всех все получается. Не всем даются классические учебные предметы. Это нормально. Из многих обычных троечников получаются прекрасные бизнесмены, руководители, наконец, прекрасные родители. Нужно, чтобы попытка найти себя в жизни начиналась уже со школьных лет. И хорошо, если сделать эту попытку можно не выходя из здания школы.

Кроме нашего центра дополнительного образования в Урдоме есть бассейн, который содержит Урдомское ЛПУ МГ. Мы там ведем секцию по плаванию. Родители покупают абонемент для ребенка, а мы организуем занятия. Преподаватель — наш бывший учитель физкультуры. Мы уговорили его тряхнуть стариной. Он доволен: снова работает педагогом.

Как один из путей для поиска школьниками успешности у нас мощное развитие получили военно-патриотическое воспитание и волонтерское движение. Прежде всего это кадетские классы. А еще до появления кадетских классов в школе возник военно-патриотический клуб «Звезда». Этот клуб успешно действует по сей день. С этого учебного года в рамках дополнительного образования у нас появилось направление «Веревочный туризм». Мы оборудовали для занятий специальный класс.

В центре дополнительного образования мы сохранили все достижения Урдомского Дома детского творчества. А славился он в первую очередь развитием фольклорного творчества. При этом я считаю, что дополнительное образование нельзя строить только в народном русле. Необходимо развивать и другие направления. С этой целью мы организовали кружок по плаванию, кружок робототехники, изучение радиодела, обучение вождению автомобиля. Да и в декоративно-прикладном творчестве мы даем дополнительные направления кроме традиционно народных. Учим детей делать великолепные произведения в различных смешанных техниках.

Детям, которые занимаются в нашем центре дополнительного образования, мы выдаем сертификаты о прохождении программ, освоении курсов.

Кроме того, у нас в школе развита систематическая внеурочная деятельность. Помимо классных часов, экскурсий, культпоходов в школе работают спортивные секции, школьный спортивный клуб «Олимп» и волонтерские организации. Ребята, посещая эти занятия, не только проводят свое свободное время, но и приобретают самые разнообразные специальные знания и навыки. Самое главное — многие приобретают там опыт успешности. Это здорово!

Ольга Вениаминовна Риутта, педагог дополнительного образования, объединение «Глиняная игрушка»
Ольга Вениаминовна Риутта,
педагог дополнительного образования, объединение «Глиняная игрушка»

— Я обучаю детишек 1–2‑х классов, и после этого по желанию мы будем набирать группу в наш филиал Архангельской школы народных ремесел Бурчевского. Мы делаем каргопольскую глиняную игрушку. Она лепится из одного комочка глины. Детям ее делать легче, чем дымковскую или филимоновскую.

В начальных классах дети изучают основные приемы лепки. Композиционные работы мы с ребятами учимся делать уже на занятиях филиала школы Бурчевского.

Учебные работы мы не обжигаем. У нас глина с примесью песка и извести, трескается при обжиге. А вот для обучения гончарному делу в филиале школы Бурчевского мы привозим глину из Каргополя. Гончарные изделия обжигаем, как положено.

Зоя Михайловна Збоева, самый молодой педагог в школе. Ведет кружок сухого валяния и руководит кукольным театром
Зоя Михайловна Збоева,
самый молодой педагог в школе. Ведет кружок сухого валяния и руководит кукольным театром

— На занятиях кукольного театра мы репетируем с детьми сценки, потом показываем их зрителям. Кроме того, я сама увлечена сухим валянием и обучаю школьников этому ремеслу. У меня занимаются сорок шесть человек.