Работа на «скорой помощи»: не за зарплату, а за идею
О коллективе, который по праву получил главную областную общественную награду «Достояние Севера», и новых вызовах времени рассказывает главный врач Архангельской областной клинической станции скорой медицинской помощи Валентина Низовцева.
— Валентина Анатольевна, поздравляю вас и весь коллектив с заслуженной наградой! Расскажите, пожалуйста, о людях, которые посвятили себя «скорой».
— Первая станция скорой медицинской помощи в Архангельске была открыта в феврале 1921 года. С первого дня помощь оказывали бессребреники. И по сей день здесь трудятся абсолютно неравнодушные люди, которые работают не за зарплату, а за идею. Они обладают огромными энциклопедическими знаниями во всех отраслях здравоохранения. Надо знать травму и хирургию, токсикологию и кардиологию, педиатрию и неонатологию, родовспоможение. Ежедневно жизнь ставит перед работником «скорой помощи» разные задачи, а он должен выполнять их на пять. Принимать решение быстро и правильно, потому что ответственность огромная. Это веселые, оптимистичные люди, которые не боятся трудностей.
— Сколько человек в коллективе и какова зона ответственности Архангельской областной станции?
— Наш коллектив — чуть меньше 600 человек. Выездной персонал — около 450, это санитары и водители, фельдшеры и медицинские сестры, врачи — наш авангард.
На сегодняшний день у нас работают 40 бригад. Из них пять педиатрических, две реанимационных и две бригады интенсивной терапии, где врачи имеют сертификаты врача-кардиолога и врача скорой помощи, психиатрическая бригада, остальные — общепрофильные.
Мы работаем на 11 адресах. В составе пять крупных подстанций — Центральная, Ломоносовская, Соломбальская, Исакогорская и в городе Новодвинске, плюс островные и удаленные территории: Цигломень, Кегостров, Хабарка, Бревенник, лесозавод № 29 и поселок Уемский.
Зона ответственности — 50 километров в радиусе от Архангельска.
Если на трассе М-8 случаются серьезные ДТП, мы выезжаем не только в Холмогорский, но и в Виноградовский район. На островных территориях, где нет наших подразделений, скорая помощь оказывается силами наших бригад, которые доставляются Архангельским арктическим центром МЧС России. Спасатели нам очень помогают в этом.
— Организовать работу такой структуры, должно быть, непросто.
— Каждый день — как на фронте: инфекции, преступления, ДТП, травмы, отравления. Огромное количество различных патологий. Вся эта информация стекается в диспетчерскую, где принимаются решения и направляется бригада на помощь людям.
Круглосуточно обращения на 103 и 03 принимают медицинские работники, специально обученные работе в информационной системе управления бригадами скорой помощи. Система объединяет все подразделения. Кроме этого, у нас выстроено прочное взаимодействие с системой 112.
В среднем на прием вызова уходит одна минута. В серьезных случаях диспетчер, принимая вызов, задает вопросы и ведет диалог, а бригада уже направлена на место. Время на передачу вызова практически нулевое: бригада получает вызов на планшет, и если пациент прежде обращался в «скорую», то он уже, как правило, идентифицирован.
Сейчас у нас появилась возможность доступа к электронной карте пациента, и на этапе доезда врач или фельдшер, ответственный за работу бригады, видит информацию о хронических заболеваниях, обращениях в «скорую помощь», что очень помогает в сборе анамнеза и правильном выборе помощи. Кроме этого, на планшете есть тревожная кнопка. Если бригада попадает в угрожающую для нее ситуацию, она может вызвать помощь Росгвардии или полиции.
— Один планшет — и столько возможностей! Какие новшества еще появились в работе?
— У нас все новое быстро становится рутиной. Например, пациенты кардиологического профиля должны получать помощь быстро. Для этого теперь во всех фельдшерских бригадах имеются дистанционные аппараты ЭКГ, что позволяет передавать электрокардиограмму в режиме онлайн врачу-кардиологу для расшифровки. Если случай серьезный, тут же подключаются врачи интенсивной терапии. Они тоже видят ЭКГ онлайн и либо выезжают, либо дают рекомендации фельдшерам. Догоспитальный тромболизис был уникальной процедурой, которую раньше выполняли только кардиологи и реаниматологи. Теперь это делают фельдшерские бригады. Или внутрикостный доступ — когда мы не можем попасть в вену. Предположим, человек после ДТП зажат в машине, пациент в шоке, вену не найти — игла ставится в кость и проводится внутрикостное вливание. Страшно первый раз. Сейчас выполняют все. Вот вроде новое, а для нас уже рутина.
Мы, когда учились, даже представить себе не могли, как технологии изменят медицину. Просто поразительно.
— Как на работу повлиял коронавирус?
— Нагрузка увеличилась. Для нас норма — 500 обращений и 400 выездов в сутки. В новогодние праздники доходило до 700 обращений. Сейчас ежедневно более 600 обращений — и конца и края не видно. Люди обращаются даже с незначительной температурой. Они напуганы и требуют оказания срочной помощи. А мы не имеем права отказать. В то же время остальные обязанности никто не отменял. Сейчас бригада улетела на ДТП, и мы обязаны туда прибыть за 20 минут. Есть у нас бригада, нет бригады — никого не интересует. Пациент в экстренном случае должен получить помощь своевременно. И к пациенту с температурой приедем.
Не одна «скорая помощь» работает с большой нагрузкой круглыми сутками. Все стационары и поликлиники так пашут. Инфекция особо опасная, малоизученная, мы не знаем отдаленные последствия. Лечить научились, понимаем механизмы, патогенез, патофизиологию, появились лекарственные средства, которые позволяют вывести пациента. Переболевшие люди, которые на собственном опыте испытали заболевание, поняли, с чем столкнулись, начинают в него свято верить, они напуганы. В то же время вызывает глубокую озабоченность, что многие молодые люди отрицают наличие этой инфекции и не подчиняются рекомендациям носить маски, пользоваться антисептиками. В обществе, с одной стороны, озабоченность, с другой — нездоровое отношение.
— Видела на вашем сайте много добрых отзывов.
— На самом деле люди стали более открыты на похвалу. Это приятно. Дело в том, что у наших врачей всегда есть время, когда он один на один с пациентом и посвящает ему все свое внимание, все свое искусство, и люди это наконец-то начали ценить.
— Расскажите, о чем мечтает коллектив.
— У нас сейчас хороший автопарк. В следующем году уходим от аутсорсинга. Хотелось бы расширения площадей и гаражей побольше, чтобы машины не стояли на улице.
Мы как-то сидели, пили чай, и я спрашиваю коллег: ребята, а если все здоровыми станут, что мы будем делать? Все замерли, а потом с задором так — витамины раздавать! Хотелось бы, чтобы в обществе изменилось отношение к своему здоровью. Быть здоровым должно быть модно и престижно.
Цифры
- ≈600 человек — коллектив АОКССМП, из них 450 — это врачи, санитары и водители, фельдшеры и медицинские сестры
- >600 обращений в сутки принимают диспетчеры
- 50 км в радиусе от Архангельска — зона ответственности АОКССМП