О том, как праздновали юбилеи северных конвоев в разное время в Архангельске, рассказывают очевидцы и участники этих торжеств
«Многие после войны не встречались ни разу»
В первые послевоенные десятилетия тема северных конвоев в общественном пространстве практически не звучала. Ее замалчивали, так как началась холодная война и на время стали неактуальны былые союзные связи между государствами. Но несправедливость этого молчания очевидна: в Северном морском пароходстве воевали все.
— 14 судов погибло, 317 наших моряков остались в пучине моря. В пароходстве понимали, что надо как‑то возрождать память о конвоях, этой героической странице в истории Севера и страны. И в 1972 году по инициативе парткомитета провели в Архангельске первую встречу участников плавания в конвоях. Тогда идеологом этого дела стал Лев Николаевич Скарабевский. Он вел огромную переписку, искал тех, кто жив, выходил на родственников погибших, — рассказал председатель совета ветеранов Северного морского пароходства Василий Пахольчук.
Специально к первой встрече в 1972 году соловецкий юнга и художник-геральдист Рудольф Кунников изготовил нагрудный знак для участников плаваний в конвоях, его выпустили большим тиражом и вручали всем участникам конвоев. Так зародилась одна из традиций празднования юбилея «Дервиша» — этот знак вручают до сих пор.
Всего подобных встреч участников конвоев в Архангельске в разные годы и с разной периодичностью во времена СССР провели девять. Сначала собирались только местные моряки, затем звали тех, кто жил в других городах Советского Союза. Василий Пахольчук вспомнил, что в 1975 году в Архангельск прибыл знаменитый Иван Папанин. В годы войны он работал в городе уполномоченным представителем Государственного комитета обороны и начальником Главсевморпути. Приглашались и другие высокие гости: капитан дальнего плавания Герой Советского Союза Константин Бадигин, командир знаменитого ледокола-парохода «Адмирал Сибиряков» и впоследствии начальник Грузинского морского пароходства Анатолий Качарава, штурман арктических конвоев Валентина Орликова и другие.
— Я был на этих интересных встречах. Много моряков погибло в годы войны, но много и осталось в живых. И были те, которые когда‑то служили вместе на одном судне — и на военных, и на гражданских, охранявших конвои, — они после войны и не встречались ни разу, других своих забот хватало, и даже не знали, кто из сослуживцев живой, а кто уже нет. И когда их все‑таки удалось собрать, получился полный зал ДК моряков. Ведущий объявлял, к примеру: «Пароход „Енисей“ — есть ли кто?» — и в разных концах зала вставали люди, которые раньше и не видели, что они тут находятся вместе! Садились вместе, говорили, сто грамм фронтовых выпивали. Очень душевные, теплые были встречи, — поделился Василий Пахольчук.
«За столами сплошь сидели мужики — все в орденах и наградах»
С окончанием холодной войны и наступлением эпохи гласности тема северных конвоев зазвучала по‑новому. В 1991 году в Архангельске впервые состоялось крупное торжество, посвященное 50‑летию прихода в город «Дервиша». Именно оно и положило начало масштабному празднованию юбилеев.
Председатель клуба «Братство северных конвоев» Сергей Терентьев в те годы работал директором Музея северного мореплавания. Он вспомнил, что в 1991 году в Архангельск хотели пригласить всех лидеров стран — участниц антигитлеровской коалиции.
— Открылся железный занавес, все были на подъеме. И к тому же такой серьезный повод — 50‑летие «Дервиша». Германию тоже хотели пригласить, она тогда объединялась. Хотели собрать всех и символически поставить точку во Второй мировой войне, — рассказал Сергей Терентьев.
Но этому грандиозному плану не суждено было сбыться — помешал путч.
Тем не менее в Архангельске юбилей отметили с размахом. К 31 августа на рейде Северной Двины встали — вновь вместе — российские и английские суда: британский фрегат «Лондон», названный в честь крейсера, который участвовал в проводке конвоев, и сторожевой корабль «Громкий», носящий имя героического эсминца, защищавшего караваны. В этот же день в Архангельск из Мурманска на госпитальном судне «Свирь» прибыли 112 ветеранов. По традиции всех гостей и горожан чествовали в большом зале ДК моряков, был парад-оркестр. Кроме того, торжественный прием морякам устроили во Дворце спорта.
— Представляете, весь Дворец спорта был заставлен столами, на которых стояли водка, вода, бутерброды какие‑то — все‑таки шел 1991 год, голодное время, но старались как могли. Выступали с речами председатель областного Совета и первый секретарь обкома. Пели песни. А за столами сплошь сидели и наши мужики, и иностранцы — взгляда не хватало всех охватить — все в орденах и наградах. Я, когда увидел, был сильно впечатлен. Организация праздника была просто идеальная. И, конечно, было очень важно то, что ветераны друг напротив друга сели, рюмку выпили, вспомнили боевое прошлое. Мы тогда ощущали подъем: мы теперь открытая страна, мы можем пригласить англичан и вот так с ними общаться, — рассказал Сергей Терентьев.
Для ветеранов придумали и обширную развлекательную программу, их водили на экскурсии в музеи. Наши собеседники вспомнили, что в городе для них собрали все «Икарусы», чтобы возить группами.
— В 1991 году мобилизовали почти всех выпускников 6‑й и 21‑й школ и студентов иняза ПГУ. Мы только-только сдали экзамены, а нас пригласили быть волонтерами-переводчиками. И практически за каждым гостем закрепили волонтера, который сопровождал его на экскурсиях, — вспомнил участник события, историк и координатор проекта «Бессмертный экипаж» Георгий Гудим-Левкович.
В празднестве участвовал на самом деле практически весь Архангельск. Горожане штурмом брали теплоходик на пристани, который отвозил на экскурсию на «Лондон», — всем очень хотелось посмотреть английский военный корабль. Не менее популярны были экскурсии на «Громкий».
На празднике британские и наши моряки обменялись опытом сохранения памяти о конвоях. Архангелогородцы узнали, что англичане создали свое сообщество «Русский конвой», и подумали, что неплохо было бы и здесь такое создать. И оно действительно появилось в 1996 году, его назвали «Братство северных конвоев». Клуб со своими знаменем, эмблемой и формой существует до сих пор.
Также 31 августа 1991 года в Соломбале на набережной Георгия Седова открыли памятник в виде камня «Всем, кого не вернуло море…». Еще одной традицией празднования прихода «Дервиша» стали ежегодные митинги возле него.
— Могил у моряков нет, так что необходимо было какое‑то символическое место, куда могли бы прийти товарищи и родственники и почтить память погибших, — пояснил Сергей Терентьев.
Почетное звание Архангельска и новые памятники
Не менее масштабно в Архангельске отметили следующую круглую дату — 60‑летие «Дервиша» в 2001 году.
— Ситуация в стране стабилизировалась, праздник снова организовали с участием иностранных судов и моряков. Пришел в город фрегат «Кемпбелтаун», прибыли военные атташе нескольких государств. Помимо традиционных встреч ветеранов и торжественных приемов для всех горожан организовали праздничный концерт на главной площади, вечером был салют. Мероприятия были расписаны чуть ли не по всем площадкам города, и везде негде было яблоку упасть, — рассказал Сергей Терентьев.
Через пять лет в Архангельске начали работать над тем, чтобы вклад города в Победу в Великой Отечественной войне, в том числе и приемка северных конвоев с грузами, которые спасли жизни тысячам людей, был особенно отмечен на федеральном уровне. Для этого нужно было выполнить немало условий, в том числе привести в порядок воинские мемориалы. И в 2009 году Архангельск получил звание «Город воинской славы». В 2011 году, когда отмечали 70‑летие «Дервиша», в городе установили памятник-стелу на набережной Северной Двины. Снова это был большой международный праздник в Архангельске с митингами, возложением цветов к памятникам и мемориалам, концертом в драмтеатре и патриотическими акциями с участием детей и молодежи. Почетный гость очень высокого уровня посетил Архангельск в дни торжества — глава военно-морских сил Великобритании адмирал сэр Марк Стэнхоуп.
Предпоследний большой юбилей — 75‑летие «Дервиша» в 2016 году. Рядом с площадью Мира в Архангельске открыли памятник участникам северных конвоев в виде корабля, который прорывается сквозь бронзовую стену, как когда‑то караваны прорывались через морскую блокаду.
Программа праздника была обширной: парады, плац-концерты духовых оркестров, в том числе и оркестра морской пехоты Королевских военно-морских сил Великобритании, показательные выступления пилотажной группы Военно-космических сил России, митинги, концерты и спектакли. Также провели международный форум «Во славу флота и Отечества!» и международную научно-практическую конференцию «Ленд-лиз и северные конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции». В Северном морском музее открыли выставку-диораму «Дервиш». Караваны Победы».
Кстати, давно в архангельском воздухе витает идея создания отдельного музея, посвященного истории северных конвоев. Возможно, в столице Поморья он появится к очередному юбилею.
— Есть президентские гранты, которые можно получить и создать хороший современный музей. К примеру, в здании цирка можно сделать диораму, но нужны люди, которые бы горели этой идеей, и необходимо, чтобы эту инициативу поддерживали жители, — считает Георгий Гудим-Левкович.
— Обязательно нужна систематическая работа с детьми и молодежью, а самим торжествам в Архангельске хотелось бы придать большую открытость. И, согласен, необходимо создавать здесь новые масштабные проекты по теме северных конвоев, — добавил Сергей Терентьев.