Вся жизнь Светланы Игнатьевой — проникновенная песня об этой мечте

Светлана Конопьяновна Игнатьева — заслуженная артистка России, руководитель Государственного академического Северного русского народного хора, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженная артистка Республики Калмыкия. А родилась она в небольшом селе Койнас Лешуконского района, детство и юность провела в Лешуконском. Оттуда истоки песенные и духовные.

«Снимали» песни с радио

Певуньей Светлана была с детства. Пела мама, пели мамины сестры, пела и сама Светлана — правда, тогда еще не народные песни.

— У нас с подружками в детстве был один носитель музыки — радио. Поэтому мы «снимали» песню на слух и потом пели, — рассказывает Светлана Конопьяновна.

Хотя больше всего в детстве ей нравилось читать стихи. Старшая сестра рассказывала, как совсем крошечная Светланка уверенно и артистично, в лицах рассказывала со сцены клуба басню Крылова «Ворона и лисица».

В селе не было музыкальной школы, Светлана поступила сразу в Архангельское музыкальное училище — ей очень хотелось научиться играть на фортепиано. В родном Лешуконье помогала Лешуконскому хору. Затем поступила в Гнесинку. Создала трио «Лада», с которым объехала почти весь Советский Союз и несколько стран. Стала руководителем Северного русского народного хора — одного из самых титулованных и прославленных коллективов страны, визитной карточки русской культуры.

Сохраняя народную душу

— Когда я приезжаю в Лешуконье, я чувствую себя так, словно вернулась домой. Идешь по улице — все здороваются: и стар и млад, меня все узнают, словно я никуда и не уезжала. И с администрацией района у меня установилась особая душевно-духовная связь. Сядешь у реки и можешь так сидеть долго-долго, молчать, напитываться этими родными местами. Память детства не уходит из нашей жизни.

Очень радует меня, что Лешуконский хор сохранил свой облик. Молодежь перенимает традицию: поколения сменяются — а образ все тот же, особый, узнаваемый, ни на кого не похожий, — говорит Светлана Конопьяновна.

…А в своем селе она открыла музыкальную школу. Школе в этом году исполнилось 50 лет.

— Дети потом вырастают, поступают в другие учебные заведения, но это не так важно: они коснулись музыки! — убеждена Светлана Игнатьева. — Этот дар уже вошел в их жизнь.

Тот, кто коснулся музыки, никогда не утратит своей души.

Брала зал в полон

На заре своей творческой карьеры Светлане Конопьяновне посчастливилось работать с Людмилой Зыкиной.

— Мне кажется, для любого артиста соприкоснуться в самом начале пути с мастером такого масштаба — огромное счастье, — рассказывает Светлана Конопьяновна. — Мне помог случай. Людмиле Георгиевне был нужен хормейстер в ее ансамбль «Россия». Мой муж тогда работал на радио, они с Людмилой Георгиевной были знакомы. Она сказала: «Хорошо, пусть ваша жена мне позвонит». Если бы вы знали, какого труда мне стоил этот звонок! Меня охватило такое волнение, что сейчас я буду разговаривать с самой Зыкиной!

Но волнение оказалось напрасным. Талантливая девушка понравилась Людмиле Георгиевне, и началась совместная работа.

— Нужно было видеть, — вспоминает Светлана Конопьяновна, — как Людмила Георгиевна, выходя на сцену, с первой минуты, с первой ноты своим голосом, своим величием брала зал в полон. И что она делала, возвращаясь за кулисы? Она просила меня: «Скажите мне свои замечания: что нужно сделать лучше?»

Светлана Конопьяновна была поражена такой требовательностью Людмилы Георгиевны к себе самой и таким доверием к людям, которых она избрала.

Почему жива традиция

На вопрос, не уходит ли народная песенная традиция вместе с деревенской общинной культурой, Светлана Игнатьева отвечает:

— Знаете, я только что просматривала материалы для Межрегионального фольклорного фестиваля-конкурса имени А. Я. Колотиловой. И все коллективы очень порадовали. Каждое выступление было построено на местном материале — не оскудевает душа народная. Сейчас проходит много фольклорных фестивалей, конкурсов, в том числе и для детей. Вы не поверите, до чего думающие у нас дети, тонко чувствующие, глубоко понимающие душу народной песни. Да, прежняя деревня ушла вместе с родовым укладом, традицией общинных праздников, коллективного проживания значимых событий. Но мы успели вырастить и воспитать хороший пласт профессионалов, благодаря которым традиция не исчезнет. И потом, появились вдумчивые, взыскательные и благодарные слушатели. Возможно, песенная традиция перестала быть частью повседневной жизни и не передается, как прежде, из уст в уста, но она не перестала играть значительную роль в народной культуре.

Есть прекрасные локальные традиции — казачье пение, курское, белгородская песня, особенная песенная традиция Подмосковья. Профессионалы сразу поймут, о чем идет речь. Но северная песня всегда считалась одной из наиболее сложных в исполнении.

Это и использование диалекта — обиходного языка, имеющего особую интонационную окраску. Большие слоговые распевы — дань традиции сказов. Натуральные лады, особые темпоритмы. Особый шаг, особая пластика, строгость движений во время песни. Даже самые драматичные сюжеты пропеваются как бы внутрь себя, не демонстрируя душевные переживания публике — она чувствует их нутром, не глазами. На протяжную песню может приходиться очень небольшое количество текста, в которое «вписано» при этом глубокое внутреннее переживание. «Мало текста — много смысла», — лаконично и емко характеризует эту особенность Светлана Конопьяновна.

Север всегда отличался особой духовностью. Северная народная песня — отражение внутреннего настроя людей, их родового переживания, которое каждый воспринимает как глубоко личное. Без преувеличения как личную радость воспринимает Лешуконский район в эти дни награду «Достояние Севера», которую получила Светлана Игнатьева. И она ощущает это всей душой:

— Награда эта — очень почетная и ко многому обязывает. Но то, что меня выдвинули мои земляки, — для меня особенно ценно и ответственно.