Через два года крупнейшее медицинское учреждение региона ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 2» отметит 90-летие. Из каких слагаемых складывается качество работы учреждения? Об этом мы беседуем с главным врачом поликлиники Ольгой Лузановой.

Есть чем гордиться

Поводов для гордости у поликлиники достаточно. Одна из них — Центр амбулаторной хирургии, которому в конце 2020 года исполнится 20 лет. Руководит им Елена Шаманина. Пять лет назад хирурги центра внедрили новую малоинвазивную методику лечения варикозной болезни — радиочастотную абляцию, которая по эффективности превосходит лазерную коагуляцию.

— Новая методика лечения варикозной болезни стала востребованной настолько, что к нам обращаются из других регионов. На базе центра ежегодно проходят мастер-классы специалистов ведущих клиник по обучению этой методике врачей-хирургов других учреждений области. У нас работают центры здоровья для взрослых и детей. Они позволяют проводить комплексные обследования для выявления факторов риска развития социально значимых заболеваний. В первую очередь это сердечно-сосудистые заболевания, болезни дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта. На базе центров функционируют обучающие школы здоровья и кабинет отказа от курения.

Имея этот потенциал, мы совместно с администрацией города рассматриваем возможность создания на базе нашей поликлиники городского центра общественного здоровья в рамках ­реализации нацпроекта «Здраво­охранение», — рассказала Ольга Лузанова.

Ожидание должно быть комфортным

— Ольга Юрьевна, сегодня поликлиника меняется и внешне — ремонтируются помещения, реорганизована работа регистратуры…

— За последние два года многое изменилось. Работы по преображению регистратуры были завершены в сентябре 2018-го. Мы не только отремонтировали первый этаж поликлиники, но и изменили формат работы регистратуры, разделив ее на три зоны. Первая предназначена для общения регистраторов с пациентами. Вторая — это кол-центр, куда поступают все телефонные звонки. И третья — картохранилище. Это позволило сократить время ожидания для пациентов.

— Масштабные ремонтные работы выполнены в детской поликлинике.

— Благодаря поддержке правительства региона мы получили средства из областного бюджета и в 2018–2019 годах выполнили ремонты в кабинетах и зонах ожидания для пациентов, по принципу «Бережливой поликлиники» реорганизовали работу регистратуры. Отремонтировали фундамент, вентиляционные короба, кровлю. Сейчас продолжаем ремонт фасада. В этом году в детской поликлинике отремонтируем технический этаж, помещения третьего и первого этажей, и есть надежда, что восстановим лифт, что очень важно для родителей с маленькими детьми. На продолжение ремонта в детской поликлинике из ­областного бюджета нам выделили более 23 миллионов рублей. Если средства останутся, направим их на продолжение ремонта во взрослой поликлинике. На его завершение необходимо еще не менее 25 миллионов.

— Участвуете ли в нацпроекте «Здравоохранение»?

— В рамках нацпроекта мы получаем новое оборудование. В частности, по детскому здравоохранению. Планируем в этом году купить оборудование для офтальмологического кабинета, для оториноларингологов, ультра­звуковой аппарат, тренажеры для зала лечебной физкультуры. В прошлом году на средства бюджета и системы ОМС приобрели колоноскоп, аппарат УЗИ, модернизировали рентгеноаппарат, улучшив диагностическую базу.

— На примере вашего учреждения можно сделать вывод, что в здравоохранении региона наблюдается поступательное развитие?

— Внимание к здравоохранению на всех уровнях сегодня очень пристальное, и средства на ремонты и новое оборудование мы получаем из бюджета. Раньше их приходилось с огромным трудом зарабатывать самостоятельно. Мы смогли в последние годы сделать немало — многие кабинеты в обеих поликлиниках отремонтировали за счет средств учреждения. Теперь благодаря господдержке уделили внимание зонам ожидания.

Больше поликлиник — хороших и разных

— У второй поликлиники есть филиалы…

— Работают филиалы на улице Урицкого и в округе Майская Горка. На Ломоносова, 42 действует детское поликлиническое отделение. Филиал в Майской Горке ­располагается уже почти 30 лет на 4-м и 5-м этажах центра реабилитации «Родник». Там развернута первичная медицинская помощь. Работает участковая служба — педиатры, терапевты и врачи общей практики.

— Достаточно ли этого участка для обслуживания растущего населения округа?

— Действительно, за счет строительства социального жилья население прибывает, и мы всерьез думаем о необходимости новой поликлиники в округе. Ее проект был разработан в 2008–2009 годах, но, к сожалению, средств на реализацию не нашлось. Этот вопрос мы обсуждали с заместителем председателя правительства области Артемом Владимировичем Вахрушевым, когда в декабре прошлого года они с министром здравоохранения Антоном Александровичем Карпуновым посещали филиал. Вопрос в марте этого года также подняли депутаты городской Думы. Округ строится, и частной поликлиники, которая возводится в Майской Горке, будет недостаточно. Важно, чтобы медицинская помощь в округе жителям оказывалась в полном объеме, а это не только прием пациентов в поликлинике, но и выезд врачей на дом, диспансеризация, профосмотры, прививки.

Главная ценность — кадры

— Ольга Юрьевна, испытывает ли учреждение дефицит кадров? Приходят на работу молодые врачи?

— Кадровый дефицит имеет место, но он сейчас не так критичен. Мы возлагаем большие надежды на аккредитацию выпускников ­наших медуниверситета и медицинского колледжа. Они решают вопрос дефицита кадров, но в первую очередь в участковой службе. Потому что с 2017 года согласно новым требованиям, чтобы стать врачом узкой специальности, молодым специалистам необходимо отработать в участковой службе и пройти клиническую ординатуру по выбранной специальности. Между тем от поликлиники по договорам целевого об­учения у нас сегодня обучаются 10 студентов на разных курсах.

— Какая молодежь сегодня приходит на смену старым кадрам? Вы ведь не только главный врач, но и председатель областной аккредитационной комиссии.

— Мне нравятся наши молодые врачи. И по уровню подготовки, и по владению практическими навыками. Может быть, недостаточно коммуникативных навыков. Но здесь на помощь приходит особенность нашего коллектива — наставничество. Наставники — опытные врачи, к которым молодежь может обратиться с любыми вопросами.

Конечно, молодым на старте карьеры очень сложно — они учатся работать в большом коллективе, общаться с пациентами напрямую, принимать самостоятельные решения. Поверьте, для врачей поликлиник это сложно, потому что времени намного меньше, чем в стационаре, где пациент находится круг­лосуточно. У нас это 15–20 минут общения в рамках амбулаторного приема. Поэтому на ученом совете в СГМУ в августе 2019 года по результатам аккредитации от медицинской ассоциации мы предложили в рамках образовательного стандарта увеличить для студентов количество практических часов в поликлинике.

— Кто из ваших коллег для вас является примером самоотверженности и преданности врачебной профессии?

— Многие. Руководитель дневного стационара врач общей практики Жанна ­Владимировна ­Кононова, которая работает уже более 20 лет. Заведующая отделением врачей общей практики № 1 Мария Леонидовна Литвякова — аспирант кафедры семейной медицины и внутренних болезней, работает над диссертацией, является победителем зарубежного конкурса грантов по общеврачебной практике, с докладами выступает на международных врачебных конференциях. Очень увлеченный своей работой и талантливый специалист.

В детской поликлинике работают участковые врачи Мария Афанасьевна Абрамова и Светлана Витальевна Игнатенко. А недавно мы проводили на пенсию наших ветеранов — врача-физиотерапевта, более 46 лет отработавшего в поликлинике, Людмилу Прокопьевну Миронову и врача-терапевта с 50-летним стажем ­Людмилу Александровну Моданову. Они многому научили не одно поколение врачей.

— По вашему мнению, из чего складывается качество работы поликлиники?

— Безупречный профессионализм, богатый практический опыт и человечность докторов. Говорят, врач и словом лечить может. Правильно: слово — это наш универсальный медицинский препарат. Случайных людей здесь быть не может: черствых, тех, кто не чувствует людей. Но, впрочем, в нашей поликлинике таких и нет.

Из истории

Все начиналось с амбулатории на улице Печерской, где в 1932 году трудились пять врачей и 10 медсестер. Через три года она стала городской поликлиникой № 2. В 1980 году учреждение пере­ехало в новое здание на улице Северодвинской,16.

В 2009 году главным врачом учреждения стала Ольга Лузанова — специалист с 25-летним опытом административной работы в поликлиниках Архангельска и Северодвинска.