Интервью с Анатолием Ивановичем Ярославцевым

Фраза в заголовке кажется излишне патетической ровно до знакомства и разговора с уникальным человеком, почетным педагогом России, ветераном педагогического труда, судьей международной категории Анатолием Ивановичем Ярославцевым. Практически вся его жизнь оказалась связанной с шашками. И он точно знает: каждая игра — по сути, модель жизни, каждый ход — предел ответственности, потому что пути назад просто нет.

— Я в шашки играть совсем не умею, — проронила я, зайдя в кабинет, где Анатолий Иванович занимается с детьми, и глядя на парты с досками.

Анатолий Ярославцев, почетный педагог России
Анатолий Ярославцев, почетный педагог России

— Все умеют! — откликнулся тренер. — Шашки — это игра, а играть свойственно всем людям. Я не согласен с высказыванием Дарвина о том, что труд сделал из обезьяны человека. Мне кажется, человечество развилось и эволюционировало, потому что стало играть.

— Анатолий Иванович, как вышло, что вы вообще стали заниматься именно шашками?

— Я умел играть с детства, правда — чуть‑чуть, несерьезно. Играл еще малышом с отцом и слушал его рассказы, как во время Великой Отечественной войны они в окопах и землянках играли в шашки. Других развлечений тогда просто не было, а для шашек что — поле можно расчертить где угодно, за черных и белых — немецкие гильзы да свои.

Потом, когда я по распределению пришел работать учителем в Усть-Шоношскую школу Вельского района, жизнь снова столкнула с шашками. После длинной 40‑минутной перемены вижу — бегут две девчонки-отличницы из моего класса и рыдают в голос: «Проиграли!» Я еле добился — во что. Оказалось, в шашки. Пионервожатая устроила турнир среди ребят из разных классов, мои вышли последними. «Сегодня проиграли — завтра выиграете», — успокоил я их. Они встрепенулись и спрашивают: «А вы нас будете тренировать?» Я пообещал, они на следующий же день пришли с доской. Так я увлекся, девочки увлеклись, а за ними потом и весь класс. Начали на соревнования ездить. Через несколько лет одна из них стала призером чемпионатов Советского Союза, а другая была участницей финалов первенств России.

Финал Первенства России среди школьных команд на приз клуба « Чудо-шашки». Команда Усть‑Шоношской школы, 1975 год
Финал Первенства России среди школьных команд на приз клуба « Чудо-шашки». Команда Усть‑Шоношской школы, 1975 год

— Получается, вы в шашках уже так много лет?

— Да, выходит, больше пяти десятков…

— И не надоело? Не хотелось бросить?

— От этой работы получаешь большую отдачу. Когда видишь, что смог увлечь ребенка, когда получается, появляются первые результаты — включается азарт. Как тут бросишь? А потом эти дети на соревнования едут, золото берут, уходят в тренерскую работу или профессиональный спорт, но не забывают — общаемся, встречаемся, истории из поездок вспоминаем. Шашки не отпускают. Они очень многогранны — это и спорт (турниры, титулы), и наука, и искусство, творчество, и история, и, конечно, игра.

— Спорт, наука, игра, даже творчество — это понятно. Но история?..

— История обязательно! Очень интересно наблюдать, откуда, к примеру, взялись правила в разных видах шашек, как развивалась игра. Прообразы шашек были еще в Древнем Египте, и первые упоминания о них относятся к 1600 году до нашей эры. А знаете ли вы, что умение играть в шашки входило в список семи самых главных добродетелей рыцаря?

Шашки поистине народная игра, поэтому их десятки видов! И английские (чекерс), и турецкие, и армянские, и итальянские, и японские, и португальские, и польские, и бразильские… Они отличаются правилами игры, которые, на мой взгляд, идут от менталитета нации и исторических предпосылок. Например, в английских шашках нельзя бить назад, а в русских — можно. Почему? Потому что в Средневековье у нас «один бился с тысячей, а двое — с тьмою». Бойцу приходилось защищаться со всех сторон. А в Англии рыцарь выходил против соперника один на один и не думал о том, чтобы махать мечом назад и защищать тылы, позади у него не было противника, только верный оруженосец. В японских шашках считается, что сражение проиграно, как только противник тебя окружил. Смотрим в историю: в 1945 году во время Маньчжурской операции миллионная Квантунская армия сдалась потому, что оказалась окруженной.

— Анатолий Иванович, почему тогда сложился стереотип, что шахматы — это игра сложная и высокоинтеллектуальная, а шашки — так, раз-раз — и в дамки?

— На самом деле шашки сложнее. В них нужно все заранее просчитать, потому что, если поставил шашку, назад уже не шагнешь. И рухнуть все может в один момент из‑за одной какой‑то оплошности. Ответственность хода в непритязательных, казалось бы, шашках гораздо выше, игра требует большей сметливости. Возможно, стереотип о шашках сложился как раз из‑за их народности, демократичности. Там, на доске, все равны, нет никаких ферзей-королей, «один за всех, и все за одного».

— В наш век смартфонов детей все еще влекут шашки?

— Конечно, есть разница: раньше звонок звенит — и тут же топот, врываются в кабинет, начинают играть, не могут оторваться. Сейчас же — звонок — и все уткнулись в экраны. Но они же и там играют, пусть там проще, победы чаще. А значит, можно все‑таки увлечь и шашками. В Ягринской гимназии, где я уже лет 35 преподаю шашки как педагог дополнительного образования в клубе «Русские шашки», сейчас регулярно занимаются порядка 70 человек, многие ходят на протяжении всей учебы — с первого по одиннадцатый класс.

— Работаете в Северодвинске… Почему же из Рикасихи туда не перебрались?

— Тут больше нравится. Тихо, спокойно, красиво, есть все, что нужно из «цивилизации», но еще и свой огородик, лес рядом, река. Место, где хочется жить.

История

Однажды в соцсети был опубликован пост с архивной газетной вырезкой с заметкой о соревнованиях по шашкам. И одна из воспитанниц Анатолия Ивановича, Мария Потехина (Друговская), оставила под ним такой комментарий: «Это удача, что наша семья приехала в Усть-Шоношу и я попала в 4 „В“ класс, где классным руководителем был Анатолий Ярославцев. Это счастье, что он стал не только нашим учителем, но и тренером. Потрясающий человек! Очень образованный, умный, талантливый, современный! Мы, еще будучи детьми и подростками, побывали во многих городах страны. Общение с Анатолием Ивановичем было подарком судьбы и очень повлияло на меня, на мой характер».

Цифры

  • 35 лет преподает Анатолий Иванович в клубе дополнительного образования «Русские шашки»
  • ≈70 человек занимаются у Анатолия Ярославцева