Мощнейший импульс развитию дорожного хозяйства Архангельской области, данный в майском Послании Президента России Владимира Путина, можно, наверное, назвать лучшим подарком к 80-летию Архангельскавтодора. Об этом мы беседуем с директором областного дорожного агентства Игорем Пинаевым.


— Игорь Николаевич, решение об увеличении финансирования региональных дорог, озвученное президентом Путиным в мае этого года, ветераны отрасли не только называют прорывным, но и сравнивают с исторической госпрограммой «Дороги Нечерноземья». Тогда, в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века в нашем регионе сдавалось до 800 километров дорог ежегодно. Данная историческая параллель, на ваш взгляд, корректна?

— С учетом того, что последние два десятка лет системного подхода к ремонту и содержанию региональных дорог в нашей стране не было в принципе, это сравнение действительно уместно.

Да, с 2002 по 2010-й, с 2010 по 2015 год и далее действовала федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России». Однако финансирование из федерального бюджета по ней выделялось лишь на строительство и модернизацию дорог. Ремонт и содержание же областных автотрасс осуществлялись лишь из средств региональных бюджетов и по остаточному принципу.

Сегодня мы видим четко сформированную программу, подробно расписанную на шесть лет вперед. И это самое важное — осознавать, что мы вступаем в системную работу с той сетью дорог, которая в том числе была сформирована когда-то благодаря программе «Дороги Нечерноземья», и будем приводить эту сеть в нормативное состояние. Уверен, что благодаря этой инициативе президента произойдут колоссальные изменения, которые заметят все без исключения пользователи дорог!

В годы действия программы «Дороги Нечерноземья» каждое районное дорожное управление Архангельскавтодора ежегодно строило по ­10–20 километров дорог и ремонтировало примерно столько же. Тогда цель была создать дороги, которых просто не было, соединить областной центр с районами, организовать проезд между населенными пунктами. Сегодня Правительство Российской Федерации дает возможность постепенно снова выйти примерно на такие же показатели. При этом нужно учитывать, что новый проект «Безопасные и качественные автодороги», как это подчеркивают в Росавтодоре, посвящен не развитию, а восстановлению, приведению в нормативное состояние уже существующей сети. Однако о том, что новая программа послужит мощнейшим импульсом развитию дорожной отрасли в целом, можно говорить с полной уверенностью!

— Очевидно, что программа еще будет корректироваться. Но о каких объемах можно говорить уже сегодня?

— В ближайшие 6 лет на развитие сети региональных дорог Поморья будет выделено порядка 15 миллиардов рублей. Сегодня продолжается обсуждение того, как эта сумма будет распределена непосредственно по годам.

— Получается, объемы работ, выполняемых дорожными предприятиями Архангельской области ежегодно, как минимум удвоятся. Справимся? Не потребуется ли привлечение подрядчиков из других регионов?

— В новом федеральном проекте будут задействованы практически все регионы, и рассчитывать на то, что у кого-то из них будут свободные трудовые ресурсы, чтобы делиться ими с соседями, не приходится. Мы должны прежде всего опираться на собственные силы.

Что касается имеющихся сегодня в регионе подрядчиков, то нужно говорить о двух их группах и в первую очередь — о проектных организациях. Ведь для того, чтобы грамотно реализовать этот мощный нацпроект, нужны конкретные рабочие проекты, по которым мы будем производить ремонты и капремонты. Сегодня у нас есть задел проектной документации примерно на год работы, и мы составляем планы по проектированию, чтобы этот запас существенно увеличить.

Открытие участка Войбора — 124 км.

Что же касается непосредственно дорожных организаций, имеющихся в области, и их мощности, с этим я не вижу никаких проблем. 150–200 километров ремонта и капремонта в год для предприятий нашей области, развивающихся технически и технологически, вполне по силам.

— Если можно, конкретнее: какие направления и в каком объеме будут задействованы в новом проекте в первую очередь?

— Среди таких приоритетов, безусловно, автодорога Усть-Вага — Ядриха, активные работы по ней продолжатся в 2019 году. По нашим прикидкам, в развитие этой трассы мы будем вкладывать не менее миллиарда рублей в год. Планируем за четыре с половиной года привести эту дорогу в нормативное состояние практически на всем ее протяжении.

Следующая по очередности и загрузке — дорога Вельск — Шангалы. Как известно, это направление активно используется предприятиями ЛПК, а в Устьянском районе ежегодно проводятся крупные международные деловые и спортивные мероприятия, поэтому потребность такая есть. Эту дорогу мы планируем полностью привести в норматив уже в течение следующего лета, на это потребуется порядка 300–400 миллионов рублей.

Еще одно важнейшее направление — автодорога Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож, которая соединяет М-8 и будущую федеральную трассу на Санкт-Петербург. Поэтому в первую очередь ремонт будет проведен на участке от Долматово до Каргополя. Это примерно 200 километров, что потребует ежегодного выделения на данное направление около полумиллиарда рублей. Однако мы не остановимся и после этого будем восстанавливать участки дороги, идущие на Карелию.

И, конечно, важным остается для нас направление Архангельск — Пинега — Мезень — Лешуконское. Здесь будет несколько сложнее, так как в этих районах нет собственных качественных гравийных материалов в необходимом объеме, что увеличивает стоимость приведенного в норматив километра дороги. Поэтому гравийные участки дорог мы планируем начать восстанавливать в 2020 году. В первую же очередь будет восстановлено асфальтовое покрытие этой дороги на участке до Белогорского.

Сегодня самые важные для нас — 2019 и 2020 годы. Надо «нырнуть» в этот большой федеральный проект, чтобы более полно понимать, что мы получим на выходе.

— Утверждены ли сроки передачи дорог Архангельской области в федеральную собственность?

— Итак, уже с 1 апреля 2019 года в федеральную собственность будет передана дорога Брин-Наволок — Каргополь. Это окончательная дата. В августе следующего года мы передадим Росавтодору документы по направлению Котлас — Сыктывкар, и если все пройдет хорошо, то в 2020-м это направление также станет федеральным. Нам бы хотелось немного сдвинуть подальше передачу Росавтодору автодороги Усть-Вага — Ядриха, сделать это в 2025 году. При этом ускорить на несколько лет, перенести с 2029-го сроки передачи дороги на Онегу и далее на федеральную трассу «Кола». Возможности для этого есть, и, тесно работая с Росавтодором, мы убедились, что они готовы это обсуждать.

— Мы говорим о скорой передаче в федеральную собственность дороги Усть-Вага — Ядриха и тут же — о планах отремонтировать ее своими силами. Зачем тратить деньги на дорогу, которая скоро перестанет быть областной и получит более серьезное федеральное финансирование?

— Поймите, передать дорогу из областного в федеральное подчинение не означает достать что-то из своего кармана и передать другому человеку, который унесет это куда-то далеко. Дорога ведь никуда не денется! Она останется в нашей Архангельской области, и пользоваться ею будут те же люди. И в наших интересах — отремонтировать эту дорогу как можно быстрее, чтобы все пользовались более качественным продуктом, ощущали от этого больше комфорта, вот и все. Мы ­ремонтируем дорогу, пользоваться которой нужно уже сегодня и завтра, а не через пять лет! Тем более, восстанавливать эту дорогу мы будем за те же федеральные средства.

Поэтому решение вкладываться в данную трассу уже сегодня абсолютно правильное, что и было поддержано губернатором Игорем Орловым. В 2019 году начнутся работы по участку дороги Усть-Вага — Ядриха от границы Верхнетоемского района, от 62-го до 72-го километра, перевод гравийного участка в асфальтобетон, в настоящее время по нему завершаются проектные работы. Таким образом, на этой дороге у нас останутся 30 гравийных километров. Проектные работы по переводу этих оставшихся километров в асфальтобетонное покрытие мы также хотим заложить на следующий год, а строительно-монтажные работы запланировать на 2020–2021 годы.

Передать дорогу из областного в федеральное подчинение не означает достать что-то из своего  кармана и передать другому человеку, который унесет это куда-то далеко. Дорога ведь никуда не денется!

В следующем же году мы заканчиваем капитальный ремонт дороги по Красноборску, и у нас остается 15-километровый участок в Котласском районе, который также в планах на 2019-й. Этот ремонт будет проведен за счет средств содержания.

Проект еще на один 21-километровый участок, 152-й км — 174-й км, также готов. Таким образом, суммарно по этой дороге мы в 2019 году планируем привести в нормативное состояние 57 километров!

— Какие мысли и надежды вызывает у вас сегодня год, ставший юбилейным для дорожной отрасли Архангельской области? Это лишь очередная круглая дата или нечто большее?

— Юбилей — это прекрасная возможность окунуться в историю отрасли, вспомнить периоды ее подъема и становления, вернуться во время, когда на карте нашей большой Архангельской области вместо единичных волоков, предназначенных для гужевых повозок, появилась настоящая, развитая сеть автомобильных дорог. Сеть, которая связала населенные пункты внутри субъекта, а областной центр — с Москвой. Этой истории посвящена большая выставка, которую мы подготовили совместно с Архангельским краеведческим музеем.

Вспоминая былых руководителей, в очередной раз понимаешь роль личности в определенный исторический момент. Конечно же, с горестью мы вспоминаем конец 90-х — начало 2000-х годов, период упадка и стагнации дорожного хозяйства. Но даже тогда наша отрасль смогла адаптироваться к новым условиям и сохранить, пожалуй, самое главное: свои мощные и профессиональные трудовые коллективы. Появились новые руководители. Ну а 2018 год стал не только юбилейным, но и переломным. Именно в 2018-м наш президент Владимир Путин обозначил серьезные цели и задачи, которых мы, безусловно, должны достигнуть в ближайшие 6 лет. И поверьте мне, дорожная сеть всей Российской Федерации и нашей Архангельской области действительно  преобразится, дороги станут более комфортными и безопасными.

Уверен, что 2018 год и последующие шесть лет яркой и очень позитивной строкой впишутся в новую историю. Историю, которую писать уже будем мы, с честью, гордостью и огромной ответственностью переняв это право у наших ветеранов!