Как туристический бренд помогает привлечь гостей в Ленский район

Начало положено

Реки Виледь, Вычегда и Малая Северная Двина стали местом рождения общего для шести территорий Архангельской области бренда с красивым названием «Северное трехречье». В созданный в 2016 году туристский кластер вошли Вилегодский, Ленский, Котласский, Красноборский районы, города Котлас и Коряжма. Это детище межмуниципального совета по туризму.

Главной целью проекта стало объединение усилий в продвижении туристских маршрутов как для взрослых, так и для детей по красивейшим местам юго-востока региона.

Тогда, в 2016‑м, на Котласском туристском форуме его участники и эксперты, главы территорий обсуждали технологии событийного, детского и гастрономического туризма, делились секретами продвижения музеев, развития гостиничного бизнеса.

Узнаваем ли бренд сегодня? Как он повлиял на развитие туризма в Ленском районе?

на Дне рождения Котласа в компании Белого гриба из Красноборска и Кота Ласкового
На Дне рождения Котласа в компании Белого гриба из Красноборска и Кота Ласкового

Узнать и полюбить

Для продвижения бренда «Северное трехречье» ТИЦы всех районов подружились, объединились и активно используют выставочные площадки как своего региона, так и соседних. К примеру, фирменные стенды с узнаваемой символикой постоянно появляются на выставках «Ворота Севера» в Вологде, «Отдых на Вятке» в Кирове, на Маргаритинской ярмарке в Архангельске, на форуме «Коми Экспо Тревел» в Сыктывкаре. Туроператорам предлагаются первые разработанные межмуниципальные туры: паломнический — «По святым местам Северного трехречья», гастрономический — «Узнай вкус Северного трехречья», детский — «Сказки Северного трехречья». Последний предлагает маленьким туристам и их родителям объединить три волшебные точки на карте — родину Деда Мороза в Великом Устюге, резиденцию Матушки Зимы в Яренске и Котлас, где живет еще один сказочный персонаж — Кот Ласковый.

Лен, снег, кедр и другие

Брендбук по применению фирменного стиля «Северного трехречья» разработан московской дизайнерской компанией «Point. Точка развития», которая занимается брендингом и визуальными коммуникациями.

Главным графическим символом бренда художники выбрали изображение трех рек, ставших стволом и ветвями дерева. Его крона — это конкретный указатель на район или город проекта. Общим для всего бренда стали ягоды клюквы — королевы северных лесов. А вот, к примеру, для Ленского района это снежинка, ассоциативно ведущая к Матушке Зиме, для Красноборского района — птица Сирин в традиционной технике знаменитой местной росписи, для Виледи — цветок льна и кедровый орех — для Коряжмы.

Специалисты считают, что такой фирменный стиль легко запоминается, помогает выделять территории, его с успехом используют для изготовления сувенирной и информационной продукции.

По трехречью — в Яренск

По словам методиста Центра народной культуры и туризма Натальи Рочевой, кроме местного турсообщества создано общероссийское — на уровне Ростуризма — «Сказочная Россия».

— Матушку Зиму тоже пригласили в этот федеральный проект. Первое его заседание прошло в Великом Устюге, который объявлен центром «Сказочной России», а второе — в Яренске. Были у нас гости из Москвы, Санкт-Петербурга. Мы получили много информации о том, как можно вписаться в российские маршруты по сказочным местам, — отметила она. — Оказалось, что мы в тренде, что наши услуги востребованы.

Хорошо доехать — вот главная проблема туризма на юге Севера. Зимой и летом, когда по сельским грунтовым дорогам проезд стабильный, основной поток туристов составляют жители соседних районов. А вот в распутицу — весной и осенью — вся надежда на Республику Коми, с которой Яренск связан крепким асфальтовым полотном.

— До столичного Сыктывкара от нас всего 160 километров, так что мы с нашей резиденцией оказались в нужное время в нужном месте. Получается красивое туристическое кольцо: из Сыктывкара можно попасть в Вилегодский и Котласский районы и по другой стороне реки Вычегды добраться до Яренска и уехать обратно в Коми, — рассказала Наталья Николаевна. — Наши предложения интересны туроператорам и с экономической точки зрения. Это недорогие туры для людей со средним достатком, которые не могут позволить себе дальние поездки, но вот по родным местам и в соседние регионы выбираются с удовольствием.

В «Сказочной России» встретились великоустюгский Дед Мороз и яренская Матушка Зима
В «Сказочной России» встретились великоустюгский Дед Мороз и яренская Матушка Зима

Сегодня основной турпоток — семьи с детьми, которые прибывают в Яренск компаниями по 5–6 автомашин, это не менее двух десятков человек. А зимой резиденция становится местом назначения массовых автобусных туров. Так что у проекта «Северное трехречье» в Ленском районе — большое будущее. Он дает зримые результаты, а дружба районов ведет к общему развитию юго-востока Архангельской области.