Несколько историй из жизни детской школы искусств № 28, рассказанных ее директором Олесей Гогохия
О печах из красного церковного кирпича
— Здание, в котором сегодня располагается ДШИ № 28, — объект историко-культурного наследия. В этом году ему исполняется 120 лет. Изначально здесь находилась земская школа.
Высота потолков — почти четыре метра! В здание подведено центральное отопление, но при этом нам удалось сохранить старые печи. Когда мы их ремонтировали, попросили у местного батюшки красный церковный кирпич. У наших печей большая топка, полукруглый свод, как в русской печке, и очень большой расход дров, но они здорово выручили нас в сложные девяностые годы, когда центральное отопление работало с перебоями. У нас было тепло, дети в школе согревались и даже иногда дремали на занятиях.
справка
Школа начала работу 1 сентября 1970 года. Первым директором и преподавателем по классу фортепиано была Нина Константиновна Рыбникова, преподавателем по классу баяна — Галина Васильевна Сараева. Первый набор учащихся составил 16 человек (фортепиано) и 11 человек (баян). С 1973 года и по сей день в школе работает преподаватель по классу баяна Татьяна Николаевна Гомзякова.
Сегодняшний директор ДШИ Олеся Юльяновна Гогохия окончила Архангельское музыкальное училище и приехала сюда по распределению 35 лет назад как преподаватель фортепиано. Спустя четыре года стала директором — на тот момент ей было 24 года.
В будущем году ДШИ отметит 50‑летие. Здесь работают два отделения: музыкальное (классы фортепиано, баяна, гармони, домры, академической гитары, хорового пения) и художественное (классы живописи, художественного ткачества и художественной обработки бересты). Обучается 117 детей. Воспитанники дошкольных учреждений и учащиеся начальной школы посещают общеэстетический факультатив. В школе работают девять основных преподавателей, два совместителя, и, кроме того, педагогическая нагрузка, в том числе концертмейстерство, есть у директора школы.
ДШИ успешно участвует в программах и конкурсах на получение государственной финансовой поддержки.
О ремонтах и исторических стульях
— Фонд «Илим-Гарант» выделил школе искусств 916 тысяч рублей, и мы отремонтировали первый этаж. Здесь был страшный пол — кривой, косой… А теперь ходим и радуемся.
Сделали ремонт в актовом зале — стало так чисто, светло, комфортно. Но вот многие мне говорят: что ж вы не замените стулья на зрительских местах. Они же допотопные, еще дерматином обитые…
Но я сказала, что не буду от них избавляться. Мы их отреставрируем. Эти стулья школе дороги — они достались нам еще от райисполкома. У нашего здания богатое прошлое, ДШИ в будущем году исполняется 50 лет, и стулья логично вписываются в эту историческую линию.
О том, как появился в школе рояль «Блютнер»
— В моем кабинете — а я здесь единственный пианист — стоит рояль «Блютнер». Как он у нас появился — это целая история.
Известно, что федеральные требования касаются не только учебного процесса, но и материально-технической базы. В любой школе, которая обучает по предпрофессиональным программам, должны быть концертный рояль с концертным залом. Инструмент у нас был — но очень старый, в свое время привезенный из Никольского Дома культуры. Раньше в районе работали колхозы-миллионеры, которые могли себе позволить купить в ДК рояль…
Рояль служил лет пять или шесть. Потом какой‑то период стоял как антураж. В апреле 2018 года к нам приехала министр культуры области Вероника Яничек, и я рассказала ей о нашей проблеме.
Нужно уточнить, что в это время в Архангельский музыкальный колледж поступило около десяти новых роялей. А куда же они денут старые? «Может быть, — спросили мы у Вероники Александровны, — колледж передаст нам инструмент, который еще в работе?» Министр тут же позвонила директору колледжа Ольге Фофановой — и в итоге для нас выбрали большой концертный рояль «Блютнер». Его длина 3,7 метра, а вес — 700 килограммов.
О том, как вилегодская ДШИ участвует в конкурсах…
— Наши ученики успешно выступают на конкурсах и фестивалях, причем не только в родном регионе, но и в Вологодской и Кировской областях. А вокальная группа хорового отделения стала лауреатом международного хорового конкурса в болгарском городе Добрич.
У нас очень крепкие хоровики! Стены в их классе увешаны грамотами и дипломами. Руководит хоровым отделением моя бывшая ученица мама пятерых детей Ирина Вениаминовна Суворова. Она организовала вокальный коллектив «Весна», который в 2013 году получил звание образцового. В 2019‑м наш хор стал обладателем Гран-при областного конкурса хорового пения и вокального искусства.
Под руководством преподавателей Татьяны Николаевны Гомзяковой, Людмилы Владимировны Аксененко (кстати, Людмила Владимировна — наша выпускница, сейчас — начальник районного отдела по культуре, спорту и молодежи), Светланы Владимировны Коршуновой успешно выступают на региональных конкурсах баянисты, домристы, гитаристы: Иван Рудаков, Виталий Гомзяков, Альберт Фокин. Они всегда возвращаются лауреатами и дипломантами.
Под руководством Валентины Игоревны Бреховских (преподаватель теоретических дисциплин, выпускница школы) учащиеся-музыканты успешно принимают участие в областных, зональных, кустовых олимпиадах.
Хорошо показывают себя на региональном уровне наши воспитанники художественного отделения. Преподаватель отделения Валентина Ксанфиевна Плотникова в прошлом учитель рисования, всю жизнь мечтала об открытии художественной школы и стала инициатором открытия художественного отделения на базе нашего учреждения. В 2018 году две ученицы заняли вторые места на всероссийской олимпиаде «От Колизея до собора Парижской Богоматери». Преподают на отделении и наши выпускники Наталья Григорьевна Байбородина и Юлия Александровна Тараканова.
На всероссийском детском фестивале-конкурсе «Данилушка», который проводится в Екатеринбурге, в прошлом году наш берестянщик Максим Елезов стал лауреатом первой степени, а ткач Сергей Тропников — лауреатом второй степени.
…И зачем это нужно
— Иногда родители задают мне этот вопрос: а зачем вообще участвовать в конкурсах?
Мы отвечаем так. Во-первых, если ребенок музыкально или художественно одарен — он должен реализовывать свои творческие способности и потребности. И кроме того, ему необходимо состояние успешности, которое он должен в себе каким‑то путем создать.
Конкурсы очень хорошо этому способствуют. Не дают нашим детям, образно говоря, вариться в собственном соку. Каждый выезд за пределы района, будь то конкурс, фестиваль или выставка, — это расширение границ, это возможность сравнить, увидеть, что в чем‑то мы лучше других, а в чем‑то нам есть куда расти.
Конкурсы помогают социализации. Дети, которые регулярно ездят на конкурсы, знают, как вести себя в поезде, гостинице, в метро… Рано или поздно им предстоит уехать учиться в город, и хорошо, что они будут к этому готовы.
О том, что народные ремесла живы
— Вилегодский район славится тем, что в нем живы и развиваются традиционные народные ремесла. В ДШИ мы обучаем детей ткачеству и плетению из бересты.
В мастерской Нины Павлиновны Петаниной — настоящее царство бересты. А как там пахнет!..
В ткацкой мастерской стоят как новые мобильные станки, так и полностью аутентичные. Нужно отдать должное преподавателю Валентине Витальевне Харитоновой: она ездила по деревням и собирала их целиком и по частям. Что‑то покупала, что‑то ей просто отдавали. Дети этим по‑настоящему увлекаются и занимаются серьезно. Одна выпускница показала Валентине Витальевне старую прабабушкину скатерть. Та поняла, в какой технике она сделана, и девочка соткала точно такую же — из нового сырья, конечно, но с сохранением традиционной технологии.
Другой выпускник соткал себе рубаху. Таких примеров много. Когда мы готовились выпустить первых ткачей, то раздумывали, что бы нам такое сделать в качестве экзаменационной работы… И придумали соткать и сшить традиционный женский костюм на меня: сарафан, рубаху, передник, пояс — чтобы я встречала в нем гостей.
Сделали! Когда приезжают к нам, например, депутаты областного Собрания или губернатор — выхожу к ним в народном костюме.
Сейчас наши ученики говорят, что к костюму нужен головной убор. Я смеюсь: можно я пока девушкой похожу, с ленточкой?
О новых горизонтах
— Одно из главных достижений нашей школы на сегодня — переход на предпрофессиональное обучение. Отдельно мы гордимся тем, что перевели на рельсы предпрофессионального образования обучение народным ремеслам. Хотя изначально оно пришло к нам из Дома детского творчества в виде кружковой работы.
Это значит, что дети не только работают с материалом. По несколько часов в неделю они занимаются живописью и рисунком, изучают историю народной культуры и так далее. Наши ученики выходят из стен ДШИ готовыми к продолжению специального образования.
И о будущем
— Возможно, не так часто, как хотелось бы, но выпускники поступают в учебные заведения по своему профилю. Среди наших бывших учеников есть три девушки, окончившие Петрозаводскую и Нижегородскую консерватории, — теоретик Анна Волова (Буторина), домристка Татьяна Климова (Кабалина) и вокалистка Екатерина Кудрявцева. Сейчас в Сыктывкаре получают образование одна домристка и одна пианистка, которая учится на хоровом отделении, — сестры-близнецы Вероника и Владислава Шевченко.
Продолжают образование по своей специализации многие выпускники класса изобразительного искусства и прикладных классов.
Традиции ДШИ
1 октября, в Международный день музыки и день открытия художественного отделения, празднуется День посвящения в первоклассники.
В зимние каникулы проводится общешкольный вечер с театрализованной программой и чаепитием «Крещенские посиделки».
Художники проводят акции: «Чужих детей на дороге не бывает» (1 июня, в День защиты детей); «Поздравительный плакат с Новым годом»; «Открытка и подарок ветерану» — в День Победы.
В апреле проходят большой тематический отчетный концерт и отчетная выставка учащихся школы.
С 2009 года на базе ДШИ ежегодно проводится открытый районный конкурс «Пасхальное яичко».