«Уледи — вид обуви из свиной кожи в форме галош. Ее носили только в Вилегодском районе», — пишет архангельский искусствовед Нина Филева в брошюре «На земле Вилегодской»

А вот что утверждал в прошлом веке этнограф Алексей Александрович Жилинский в книге «Крайний Север Европейской России. Архангельская губерния»: «…Поморская обувь — это улаки, уледи, выступки, бахили… Не носили в Архангельской губернии лапти, обувь населения — исключительно кожаная»1.

Изучением этого вопроса в свое время серьезно занимались в Вилегодском Доме народной культуры. На основе собранного материала писали сценарии, по которым затем проводили различные мероприятия. В статье «Сами ткали, сами пряли, сами шили уледи…» заслуженный работник культуры РФ Екатерина Григорьевна Байбородина делает такое предположение: «…Можно согласиться: пришли уледи к нам на Виледь из Беломорья. Но эта самобытная обувь, присуща, пожалуй, только вилежанам…«2. А в другой заметке — «Уледочки-уледи…» — она, опираясь на воспоминания своего свекра, уроженца деревни Акуловской Григория Григорьевича Байбородина, так описывает обувь: «Уледи состоят из трех основных частей: уледницы (подошвы), личика, ушка. Чтобы придать форму сшитым уледям, вставляли в них деревянные колодки соответствующего размера, а сзади впихивался запятник, тоже из дерева. Потом прошивались опушни (иногда их называли каемками), к женским уледям — из холста, к мужским — из кожи, высотой в длину ноги. Чтобы уледи после просушки не „околевали“ да и меньше пропускали влагу, их смазывали дегтем. Шились они постеганницей (несколько льняных нитей скручивали между собой, и получалась прочная нить), двумя иглами с того и другого конца. Шов шел с обеих сторон. Чтобы не было узлов, постеганница должна быть длинной. Когда их сошьешь, вывернешь — надо смазать дегтем. Нить тоже смазывалась в стежках, она становилась черной. А вот самосшитые уледи делали не только из свиной кожи, использовали и телячью. Как выделать кожу, у каждого была своя рецептура».

Приводятся также воспоминания участника Великой Отечественной войны, жителя деревни Подомо Леонида Григорьевича Лялюшкина: «В 1943‑м ушел на войну в уледях. Доехали до Мурманска, а оттуда до Североморска — пешем (марш-бросок). Все в уледях, нет, не порвались, во какие крепкие были…»

Изготовляли уледи практически в каждом доме. В районном краеведческом музее имеется три их вида: мужские с длинными голяшками, женские и детские, 32‑го размера.

Любимая обувь наших предков запечатлена в исконно народном творчестве — частушках: «Посмотри‑ка на нас, как мы жили на Виледи. Сами ткали, сами пряли, сами шили уледи»; «Вилегодски уледочки всей округе нравились, мастера на Виледи уледками славились». Воспета в стихах местных поэтов: «…Теплые да мягкие, легкие следки — до того удобные были уледки. Их давно отправили на показ в музей, только обойдемся ли нонь без уледей?» (Серафим Иванович Фокин).

Тема самобытной вилегодской обуви актуальна и сегодня. Возможно ли возрождение ремесла? Вряд ли. Но вот как сувенир, который стал бы одной из визитных карточек Виледи, — почему бы и нет?

1 изд.: Типо-литография СЗОПС, 1919 год, стр. 117.

2 «Вилегодская газета», 31.03.2007.