Заполярный сегодня — единственный муниципальный район на весь Ненецкий автономный округ. Это больше трехсот километров с севера на юг, тысяча километров с запада на восток и всего полсотни населенных пунктов, куда «только самолетом можно долететь». О качестве жизни на далекой арктической территории рассказал глава Заполярного района Алексей Михеев.
«Минус 57 — это по-нашему»
— Алексей Леонидович, какие основные заботы лежат сегодня на плечах муниципальной власти?
— Задача-минимум — сохранить имеющийся уровень жизни. А если говорить о перспективах, то, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы создать для людей максимально комфортные условия проживания. Но экономический кризис, коснувшийся каждого в 2014–2015 годах, значительно уменьшил бюджет Заполярного района. Наши доходы на 2018-й составляют порядка 750 миллионов рублей, основная часть из◙ которых формируется за счет НДФЛ. Это почти в семь раз меньше, чем было еще четыре года назад. Поэтому сейчас мы, к сожалению, не всегда можем найти средства на реализацию всех запланированных проектов. Но, несмотря на это, делаем все, что в наших силах, и стараемся улучшать жизнь на селе.
— Какие сферы жизни людей зависят напрямую от вас?
— Самые крупные полномочия у районной власти — в сфере ЖКХ. От работы коммунальщиков зависит не только комфорт, но и безопасность людей. Например, на востоке региона — в Харуте, Хорей-Вере — зимой морозы доходят до минус 57 градусов. Следовательно, системе жизнеобеспечения — тепло- и электроснабжению — уделяется особое внимание. Поэтому и говорим о том, что в таких суровых условиях частные предприятия не всегда могут оказать необходимые для элементарного выживания услуги, так как затраты требуются большие, а потребителей немного. В связи с этим в сфере ЖКХ здесь, на Крайнем Севере, должны работать предприятия с государственным или муниципальным участием.
— Кто занимается обеспечением людей теплом и светом?
— Наше МП «Севержилкомсервис» — одно из крупнейших предприятий в сфере ЖКХ НАО. Администрация Заполярного района является его учредителем.
Новые суда — новые скорости
— Алексей Леонидович, ваш доклад на прошлогоднем Арктическом форуме был посвящен обеспечению транспортной доступности…
— Это было выступление на форуме арктических муниципалитетов. Речь в том числе там шла о другом нашем муниципальном предприятии — Северной транспортной компании (СТК), которая уже более десяти лет также находится в ведении района. Я предлагал рассмотреть возможность субсидирования компаний, занимающихся речными перевозками, в части закупки судов. Есть подобная практика поддержки авиаперевозчиков, так почему бы ее не распространить? Ведь никто не просит деньги давать просто так. Нужна лишь помощь в лизинге, а компания сама либо с помощью учредителя понесет финансовую нагрузку. СТК необходимо обновлять парк, но без поддержки это делать очень сложно.
— Тем не менее успехи в деле обновления парка налицо — пассажиры в НАО пользуются новыми судами. Как удалось этого добиться?
— С момента образования Заполярного района жители, пользующиеся услугами Северной транспортной компании, по большей части Нижнепечорья, обращались к бывшему главе Александру Безумову с просьбой обновить парк судов. Плыть по восемь часов в день в один конец было очень затратно по времени, возникла необходимость использовать более современный водный транспорт. Я начал заниматься изучением рынка и понял, что за последние 25 лет в России не производились небольшие пассажирские суда. Нам нужна была вместимость до 50 человек и скорость не ниже 50 км/ч. Обзванивал заводы, которые раньше производили необходимые суда, начиная от Петрозаводска и заканчивая Астраханью. Оказалось, что все эти предприятия либо обанкротились, либо перепрофилировались, либо вообще закрылись. Нашлось лишь одно — в Зеленодольске, которое выпускало теплоходы «Линда» на воздушной каверне. Я спросил, смогут ли они изготовить нам необходимое судно, на что получил положительный ответ. Только загвоздка заключалась в том, что под наши нужды восстановили бы завод, и поэтому заказ должен был составить два, а лучше три теплохода. Соответственно, затраты — от 100 до 150 миллионов рублей (это цены шестилетней давности). Сумма неподъемная, да и такого количества транспорта нам было не нужно.
Первой новой «ласточкой» в парке СТК стало 12-местное пассажирское судно на воздушной подушке «Леопард», которое мы закупили с помощью наших хороших партнеров — ООО «РУСВЬЕТПЕТРО» в рамках сотрудничества компании с Заполярным районом. Новый транспорт зарекомендовал себя очень хорошо, особенно в межсезонье. Однако после трагического происшествия с теплоходом «Булгария» на Волге условия пассажирских перевозок были в разы ужесточены: для подобных целей необходимо было использовать суда, ходящие под речным регистром, а наша «подушка» была под свидетельством ГИМС. И из этой сложной ситуации нам снова помогли выбраться партнеры из «РУСВЬЕТПЕТРО». Мы объявили торги, и на аукцион вышел один исполнитель — Северная судостроительная компания. Они специально для нас разработали проект быстроходного пассажирского катера на 20 пассажиро-мест, двигающегося со скоростью до 55 км/ч. Судну присвоили имя «Виктор Безумов», и оно выполняло рейсы по маршруту Нарьян-Мар — Усть-Цильма. Отмечу, что это единственный в России катер с подобными техническими характеристиками.
За 2016–2017 годы в парке Северной транспортной компании появились также два судна на воздушной подушке (СВП) типа «Нептун 23», которым дали имена «Василий Самойлов» и «Полярник». Транспорт рассчитан на 21 пассажиро-место и выполняет рейсы по Печоре зимой и в период распутицы. Судно можно использовать круглогодично — в этом его большой плюс. Кроме того, для СВП не нужна судоходная обстановка, так как этот транспорт не боится мелей, может идти по любой ровной поверхности.
Радует, что успели найти замену старым судам. Но еще одна проблема заключается в том, что кадров нет. Капитаны скоростных пассажирских катеров и теплоходов — товар штучный, каждый на вес золота.
В диалоге с жителями
— Алексей Леонидович, что представляют из себя сегодня арктические села?
— Смотря какие. Если крупный населенный пункт, где живет порядка тысячи человек, то это крепко стоящее на ногах сельхозпредприятие, действующие школа, больница или амбулатория, клуб, физкультурно-оздоровительный комплекс, почтовое отделение, детский сад, магазины. Рабочие места на селе есть обычно в сфере ЖКХ, в торговле, бюджетных организациях, сельском хозяйстве. К примеру, в СПК «Путь Ильича», который базируется в поселке Хорей-Вер, молодежь держится. Зарплаты хорошие, поэтому и кадрового голода нет.
Отмечу, что за последние годы построены школы в Великовисочном и Оме, а также в Красном, Тельвиске, Нижней Пеше — такими результатами можно только гордиться. Детский сад уже принял малышей в Нижней Пеше, в селах округа возведено пять ФОКов.
— Как в районе чувствует себя малый бизнес?
— Считаю, что задача малого бизнеса сегодня в таком малонаселенном районе, как наш, — чтобы люди обеспечивали себя и свою семью. В основном это торговые предприятия. Но людям очень сложно без дорог, без транспортной доступности заниматься предпринимательством. К примеру, в Неси, что поближе к Архангельску и Мезени, бизнес идет неплохо. Есть инициативные люди, которые открывают магазины. В Индиге появилась точка роста — местный предприниматель задумал открыть цех по переработке рыбы. В Усть-Каре также займутся рыбным бизнесом, будут доставлять рыбу в Республику Коми.
— Алексей Леонидович, при отсутствии дорог как вам удается поддерживать связь с населением?
— С помощью снегоходов и «Трэколов»! Ежегодно делаем традиционный объезд практически каждого населенного пункта — с отчетом перед жителями. К примеру, в начале 2018-го по снежным трассам объехали 10 населенных пунктов. Трехчасовые встречи с активом поселений — это обычная практика. Что сделано нами за год — даем отчет. Сегодня есть прямой диалог районной власти с народом. Мы слышим жалобы и стараемся откликаться на предложения людей, находимся с земляками в постоянном контакте.
В Заполярном районе:
- 42 населенных пункта в составе одного городского
- 18 сельских муниципалитетов
- 19 283 жителя