Представьте себе, что вы находитесь внутри виртуальной игры и ваша миссия в ней — спасение цивилизации после катастрофы. Условия жесткие: вы за полярным кругом, инфраструктуры нет, редкие поселения не связаны между собой, их разделяют многочисленные реки и не соединяют дороги, почва промерзает, вы ограничены в ресурсах и, главное — во времени. Снимите виртуальный шлем и выдохните. Миссия уже выполнена. Это сделала Ненецкая компания электросвязи.

С природой в поддавки не играют

Охват у компании впечатляющий. Она работает и в больших населенных пунктах, и в совсем крошечных. Например, в поселке Варнек, это на острове Вайгач, живет всего около 70 человек, и даже там есть связь.

Ввиду уникальности условий работы компании применяет все доступные на сегодняшний момент способы связи, используя спутниковую, ­радиорелейную связь, оптоволокно, предоставляет услуги телефонии, радиовещания, доступа в Интернет… Одним из самых перспективных и впечатляющих проектов НКЭС стало использование альтернативной энергии.

— В тундре, как известно, нет розетки в 220 вольт, — поясняет директор компании Владислав Песков, — и поэтому мы используем для получения энергии силу ветра и солнца.

Окно в НАО

Два года назад в НКЭС был придуман замечательный во всех отношениях проект «Окно в НАО» (http://cam.ncec.ru). Там, где появлялся быстрый Интернет, устанавливали онлайн-камеру и открывали трансляцию — бесплатно и общедоступно. А потом ­оказалось, что эта история стала интересна очень многим. В «окно» смотрят все. Руководство округа — чтобы видеть, какая обстановка в населенных пунктах. МЧС — для проверки ледовой обстановки. И так далее.

У компании, которая предоставляет такой спектр услуг, остается непокоренной всего одна высота — мобильная связь. Люди и за полярным кругом хотят ­мобильности, а региональные операторы не могут получить соответствующие частоты. Поэтому Ненецкая компания электросвязи пристально следит за ситуацией и не теряя времени продолжает развиваться. Предлагает услуги видеонаблюдения и установки пожарной сигнализации, трекинга мобильных устройств и многое другое. Только за последние два года в развитие связи предприятием было вложено около 56 млн ­рублей.

Последняя миля

У связистов и энергетиков есть понятие «последняя миля». Это расстояние между последним узлом связи провайдера и оборудованием клиента. А теперь снова наденьте виртуальный шлем и вглядитесь в тундру. Где мачта — а где клиент. Для того чтобы решать такие сложные задачи, нужны специалисты с телекоммуникационным образованием. В Ненецкой компании ­электросвязи трудятся именно такие профи с уникальным опытом работы: главный инженер Вячеслав Махнев, руководитель инженерной службы Андрей Дементьев, Денис Ермолин и его брат Андрей Ермолин, Петр Таганов, Петр Канев, Алексей Кокин и другие ответственные, квалифицированные сотрудники.

— Хочется особо отметить мага и волшебника от электротехники, специалиста по любым источникам ­электричества Алексея Талеева и специалиста по лицензионной работе Виктора Матвеева, — говорит Владислав ­Песков.

Это очень сложно, но и очень интересно: решать задачи, которые не по зубам другим. Например, компания поставила вышки связи в селах Несь, Вижас и Ома, в ближайших планах — довести связь до Нижней Пеши. В 2017 году была выкуплена оптоволоконная линия ­Мезень — Несь.