Алла Валуйских, заместитель руководителя представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге, — о главных событиях Года Абрамова в городе, в котором писатель прожил всю свою сознательную жизнь

Квартира

В канун юбилея племянница и наследница писателя Галина Михайловна Абрамова подготовила последние архивные материалы своего знаменитого дяди для передачи их в музей родной Верколы.

Эту работу Галина Михайловна доверила сотрудникам представительства Архангельской области в Санкт-­Петербурге. Накануне 100‑летия Федора Абрамова его последние архивы, упакованные в шесть коробок, отправились из дома № 1 на улице Мичуринской в Санкт-­Петербурге по адресу: Архангельская область, Пинежский район, деревня Веркола, литературно-­мемориальный музей Федора Арамова. Архивы вернулись на землю, которая родила и упокоила своего сына.

Пушкинский дом

В Пушкинском Доме собрана большая часть рукописных работ писателя. 5 марта 2020 года одновременно с научной конференцией здесь открылась их выставка.

Занимаясь изучением культуры родного былинного и песенного края во время своей первой студенческой практики, Федор Абрамов записал 326 произведений фольклора. Делал он это, общаясь со своими земляками. В центре исследования студента Абрамова — ​потомственный сказитель Иван Ломтев. Былины, песни, баллады скромного и застенчивого пинежанина были записаны в 1939 году.

Среди земляков, чьи песни и сказы собирал Федор Александрович, на особом месте Татьяна Андреевна Федорова из Летополы. Она — ​прототип Соломеи из рассказа «Из колена Аввакумова». Весь род Татьяны Андреевны считался знахарским. Федору Александровичу очень нравилось, как Татьяна Андреевна исполняла свадебные причитания и рекрутские песни. С ней писатель общался вплоть до ее кончины в 1972 году.

Песни Степаниды Павловны, матери писателя, также вошли в его литературные произведения. Духовные ценности своих земляков, своего народа Федор Абрамов, как золотодобытчик, по крупицам укладывал в свой писательский сундук. Этому его огромному писательскому труду и пинежской культуре звучали аплодисменты в Пушкинском Доме.

Библиотеки

В Российской национальной библиотеке в Санкт-­Петербурге хранится собрание из 350 изданий Федора Абрамова. Именно здесь находится и автореферат диссертации, посвященной творчеству Михаила Шолохова.

Выставка к 100‑летию нашего земляка состояла из двух частей. В первой были представлены книги и иллюстрации, а также документы из научных фольклорных экспедиций на Русский Север. Вторую часть выставки в Санкт-­Петербург привезли непосредственно из Архангельска, это часть большого проекта «Вселенная Федора Абрамова», который создали работники Архангельской областной библиотеки имени Н. А. Добролюбова вместе с дизайнером Виктором Тяпковым на средства гранта Президента России.

Предполагалось, что выставка переместится в здание Двенадцати коллегий Санкт-­Петербургского государственного университета. Но пандемия сбила планы, и в альма-­матер Федора Абрамова научное филологическое сообщество намерено собраться в честь великого коллеги до конца 2020 года.

«Как сложно жить на земле, ведь за каждый шаг приходится отвечать» — ​так Федор Абрамов рассуждал в одной из ленинградских библиотек на Невской заставе 25 ноября 1970 года на творческой встрече с читателями. Было это в прошлом веке, но актуальным остается и сегодня. Теперь эта петербургская библиотека № 2 носит имя нашего земляка. Здесь есть небольшая музейная экспозиция, где представлены прижизненные издания писателя, его личные вещи: последняя пишущая машинка и дорожные шахматы, переданные в музей библиотеки Людмилой Владимировной Крутиковой-­Абрамовой — ​вдовой писателя. Всего в библиотеке имени Федора Абрамова в Санкт-­Петербурге более четырех тысяч документов, связанных с его именем.

Интересно, что в течение двух-трех десятилетий самыми постоянными читателями и лучшими друзьями библиотеки имени Федора Абрамова были его земляки, перебравшиеся на постоянное место жительства в Санкт-­Петербург.

Также в библиотеке представлено свидетельство дружбы актеров московского Театра на Таганке с Федором Абрамовым. Весной 1974 года в театре Юрия Любимова состоялась премьера спектакля «Деревянные кони», а чуть раньше, осенью, компания актеров Таганки была в гостях у Федора Абрамова в двухкомнатной квартире на Васильевском острове. Людмила Владимировна Крутикова-­Абрамова тогда включила на запись магнитофон — ​таким образом, на пленке остались голоса и песни, звучавшие тем вечером. В той компании гостей-­актеров были и Владимир Высоцкий, и Валерий Золотухин.

И конечно, в этой петербургской библиотеке обязательно рассказывают о Людмиле Крутиковой-­Абрамовой. И потому, что именно она искала и нашла в Санкт-­Петербурге библиотеку, которой в год 80‑летия Федора Абрамова было присвоено его имя. И потому, конечно, что все годы после смерти писателя Людмила Владимировна жила, следуя его просьбе и завету дописать-­доиздать все, что не успел он. Людмила Владимировна молилась о том, чтобы выполнили ее прижизненную просьбу — ​упокоить ее обязательно на Абрамовском угоре в Верколе, рядом с мужем, несмотря на то что отец и дед ее похоронены в некрополе Невской лавры.

Свято-Троицкая Александро-­Невская лавра

«Я родился в самом красивом месте России» — ​так называлась выставка, посвященная юбилею писателя, которая в течение месяца, с 10 марта по 10 апреля, проходила в духовно-­просветительском центре Свято-­Троицкой Александро-­Невской лавры. В культурную столицу экспозицию картин привезла директор Архангельского краеведческого музея Наталья Шпанова. Идея — ​показать источник вдохновения Федора Абрамова — ​деревню Верколу — ​в художественном изображении. О своей малой родине писатель говорил так: «Я родился в самом красивом месте России, для меня, конечно, красивейшем. В Архангельской области, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов. В краю былин и сказок…»

Театр

В последний день бесснежной зимы в Санкт-­Петербурге ­наконец‑то выпал снег. Выпал и улегся бело и пушисто, а в дополнение и морозец вдарил, поэтично подкрепленный солнцем, — ​все по классике.

— Погода сегодня, в день столетия дорогого дяди Федора Александровича, как по заказу, — ​довольно сказала Галина Михайловна Абрамова, поджидавшая почитателей писателя на углу дома, где жили Федор Александрович и Людмила Владимировна.

Сюда, к мемориальной доске, несли цветы студенты и артисты Малого драматического театра, члены Союза писателей и творческие сотрудники Пушкинского Дома, а также земляки и друзья юбиляра.

В середине того же дня в петербургской библиотеке № 2 имени Федора Абрамова открыли бюст писателя. А вечером состоялся грандиозный вековой капустник — ​его устроили артисты Малого драматического театра — ​Театра Европы. Вместо декораций на сцену вынесли столы, украшенные цветами, и на этом застолье вспоминали, как подружились большой писатель и Малый драматический театр. Зрительский зал и рыдал от смеха, и плакал вместе с героями «Дома» и «Братьев и сестер», зрители и подпевали, и даже приплясывали-­притопывали на своих местах под «Красна девица вила кудерышки…», и, если б место позволило, пожалуй, с удовольствием закрутили бы пинежскую «восьмерку».

Лев Додин, главный режиссер театра, открыл бутылку шампанского прямо на сцене и предложил поднять бокалы участникам вечера в честь векового юбилея любимого писателя и друга.

Почти сразу после празднования юбилея Федора Абрамова в Санкт-­Петербург нагрянула пандемия коронавируса. Так в апреле 2020 года началась новая жизнь Малого драматического театра Льва Додина. Первым спектаклем, который был показан в режиме видеотрансляций, стал «Дом» — ​по одноименному роману Федора Абрамова. Зрители не видели его двадцать лет. В 2000 году, когда умер признанный исполнитель роли Мишки Пряслина Николай Лавров, спектакль исчез из репертуара МДТ.

На творческом объединении «Ленфильм» был создан фильм-­спектакль, и пленка сохранила премьерный состав участников. Поэтому весной 2020‑го старый и любимый «Дом» вернулся к зрителям. Первые трансляции МДТ были устроены ровно как спектакль в театре, когда лучше не опаздывать к началу, а после окончания трансляции спектакль уже недоступен к просмотру. Но затем правила изменили по многочисленным просьбам зрителей — ​возможность смотреть спектакли в Интеренете оставалась еще целые сутки. Таким образом, спектакли «Дом», «Братья и сестры» по произведениям Федора Абрамова были показаны по два раза.