Светлана Гаврилова, главный редактор «Достояния Севера»

Заканчивая работу над этой книжкой, мы поехали в Верколу. Ни с кем заранее не договариваясь, ничего не планируя, кроме ночлега. Почему — ​я сейчас даже и не знаю, как это объяснить. «Я в реке. Пусть река сама несет меня»? Наверное, да. Было важно довериться.

Итак

Вечер. Мы подъезжаем к гостевому дому Татьяны Седуновой — ​и какая удача: Татьяна Николаевна едет навстречу. Выгружает из машины соленые грузди, корзины с молодой картошкой… Здесь ждут много гостей: приедут мама с дочкой из Архангельска, группа паломников из Санкт-­Петербурга, рабочие, которые будут выкладывать брусчаткой дорожку к могиле Федора Абрамова. Татьяна Николаевна кивает: «Ребята, погуляйте до ужина. Вы на ­могиле‑то были? Ну вот».

Калитка, и дорожка, и большие березы, скамейки и стол, выкрашенные зеленой краской, опоры для тента, спил огромной лиственницы, баня, одна стена которой, к удивлению деревни, покрыта лаком. Знаменитый на весь мир угор. И маленький зеленый дом. Дверь дома открывается, выходит женщина — ​я сразу ее узнаю. Галина Михайловна Абрамова, племянница писателя, которую называют прототипом Лизы Пряслиной. Галина Михайловна здоровается, приветливо спрашивает, кто мы и откуда, надевает медицинскую маску:

— Я‑то в баню собралась…

— Если мы вас задерживаем — ​вы только скажите.

— Что вы, я, наоборот, рада поговорить.

Рассказ Галины Михайловны Абрамовой

— Федору Александровичу очень не понравилось, как я жила в Коноше, и он позвал меня жить в Ленинград. А писательская квартира — ​сами понимаете: повернуться негде — ​сплошные книги. Да и он на дому работает. Тесно. И друзей не приведешь. Но Федор Александрович убеждал: «Да поживи ты! Худая такая. Поживи, хоть отъешься да посмотришь Ленинград».

Спрашиваете, любил ли он меня? Заботился очень. Я помощницей его была. Рукописи носила то в издательство «Нева», то машинистке, почту отправляла и получала — ​очень много было почты. А какой почерк у Федора Александровича!.. Но Людмила Владимировна его разбирала. Иногда, правда, переспрашивала у меня про ­какое‑нибудь слово: «А у вас так говорят?»

В 1954 году, еще на пароходе, он приехал сюда первый раз вместе с Людмилой Владимировной. Ей сначала не понравилось, и потом она долго не ездила. А в 1975 году построили этот дом. Тогда как раз вышли «Две зимы и три лета», и он разрывался — ​и туда надо, и сюда… Говорит: «Поезжайте, обживайте дом». Отпуск у меня был большой, 36 дней, и мы с Людмилой Владимировной приехали обживаться. Окна не открываются, кухни нет… «Федор, как же тут жить?» — ​спрашивала Людмила Владимировна. Он отвечал: «Все будет, потихоньку всему научишься». Потом сюда пристроили кухню.

Федор Александрович, когда приезжал, все в работе, все с записной книжкой ходил и меня с собой брал. Остановится поговорить со старушкой — ​и мне: «Запоминай, какое ­слово‑то она сказала». Или говорит: «Посмотри, посмотри, какая красота. Ж­ито‑то, жито ходит кругами». Я пожимала плечами: вот чего я не ­видала‑то — ​жита. Он удивлялся: «Ну как ты не видишь? Бедная ты, бедная, как же ты обделена».

А потом мы с Людмилой Владимировной много-­много лет ездили сюда уже без Федора Александровича…

* * *

И дальше мы идем по деревне на полуватных ногах. Потому что — ​все, река подхватила, понесла.

* * *

Возле одного из домов у забора стоит чудесное транспортное средство — ​мотоцикл с кузовом. Хозяин курит на крыльце:

— Нравится?

— Нравится.

— Вы в Верколе первый раз? Ну что ж. Веркола не отпустит.

Александр Степанович Богданов. Живет в Архангельске, корни веркольские. Позже мы узнаем, что он участвовал в съемках документального фильма «Про Клопова», который стал победителем кинофестиваля «Берегиня», и в организации фестиваля «Веркольские первоцветы». Что он с единомышленниками первым привез в Верколу саксофон — ​была у него мечта, чтобы саксофон зазвучал над Пинегой: «Мы с Тимом Дорофеевым об этом говорили. И мы сделали это в 2014 году. Позвали сюда Виктора Хабарова. Он перед этим два месяца штудировал Абрамова, приехал уже подготовленным. Концерт получился божественный».

А прямо сейчас Александр Степанович мигом считывает, что у приезжих глаза и уши разуты-­раздеты, и заводит такие истории:

— Случай был: баню топлю, поворачиваюсь — ​хорек сидит. Я рыбки ему принес, кусочек мяса дал, а он потом убежал. Через неделю рассказываю бабушке тут знакомой. «Так это горностай, он у меня под кроватью живет», — ​говорит она. «Как он у тебя живет, у тебя же кошка!» — ​«Как? Так! Драться начнут, пищат да пищат, я и выгоню обоих из дома».

А вот еще медведь-­шатун ко мне в амбар забрался. А у меня там велосипед. И кольцо, на котором он висел, подгнило. Он велосипед зацепил, велосипед упал, с медведем медвежья болезнь случилась… Я сейчас за козьим молоком поеду. Давайте прокачу.

Едем. Транспорт тарахтит. Александр Степанович его перекрикивает: «М­олока‑то купите у Лены! Знаете художника Дмитрия Клопова? Близкий друг Абрамова. Лена его дочка».

Мы покупаем у Елены Дмитриевны исключительное молоко, которое козой не пахнет, пьется влет и без последствий. И конечно, разговариваем.

Рассказ Елены Дмитриевны Заварзиной

— Я помню, как мне купили велосипед и я на нем первый раз поехала. Какое было счастье! И что, я буду с косой на велосипеде ездить? Обрезала косу. Федор Александрович меня как увидел… «Девка, ты что, — ​говорит, — ​зачем ты ­косу‑то обрезала? Девка без косы — ​что корова без рогов!»

С моей бабушкой Варварой Трофимовной он любил общаться. «Трофимовна, — ​говорит, — ​давай‑ка мы с тобой поразговариваем». И она рассказывала ему про свою жизнь.

С моим отцом Федор Александрович очень дружил. За грибами, за ягодами, на рыбалку ходили. Иногда и на день-два уходили на Хорсу, там у них изба стояла. А когда младшая сестра Наташа родилась — ​он так обрадовался! Мол, Веркола живет! Смотрел в кроватку: «Надо же, какая красавица».

Отец наш всю жизнь весь в искусстве был и в работе. Иногда по ночам рисовал. У него это с детства. Ему еще учитель рисования сказал: «У тебя задатки, учись». И отец одновременно учился и работал.

Из дома выходит ее сестра Наталья:

— Да, он такой трудолюбивый был у нас. Мне запомнилось, как мы вдвоем ходили на Хорсу, где он сено ставил. Я маленькая еще была, и он меня ­работать‑то не заставлял так, как старших сестер. Просто сказал: пойдем пособираем ягод, половим рыбу. Четыре дня мы были только вдвоем. И он в эти дни для меня раскрылся по‑новому. Обычно как? Ну папа и папа, все время занят. А тут мы много разговаривали, ходили собирать дикий лук, про рыбу он мне много рассказывал. И там я впервые увидела миногу. В реке яма, солнышко светит, вода такая прозрачная — ​и эта минога там плавает, как змея! Я испугалась. А он ее рукой поймал.

Елена:

— Когда он был уже в возрасте, мы у него спрашивали: «Папа, как ты так далеко ходишь на рыбалку и не боишься волков?» «Да, — ​говорит, — ​волк выходит, я как багор подниму да как обматюгаю его по‑русски! Волк видит — ​человек дикий. И от страха бежит».

Он козочек держал, и, когда стал совсем старенький, я забрала их у него. Двух Звездонь.

Отец разносторонний был человек, многогранный, очень творческий. Творческий во всем. Может быть, не все это понимали.

* * *

Ужин. А ужин у Татьяны Седуновой — ​это не белки и углеводы, это способ самопознания. Молодая картошка с белыми грибами и мясом, соленые грузди и квашеная капуста. Салат из мокрицы со сметаной. Мокрицы! Я, дурная голова, вот этими руками столько ее выполола и выбросила. Ты что, говорят мне тут, она ж полезнее женьшеня!

Пьем иван-чай с сахарными подушечками — ​«писательскими конфетами». Татьяна Николаевна рассуждает:

— В Верколе есть все условия для жизни: земля, лес, река, прекрасная школа! Чего бы здесь не жить? Говорят — ​работы нет. Но чем всегда жила деревня? Крестьяне жили сельским хозяйством. Вы покупаете сметану в тетрапаке, вы покупаете молоко, которое полгода хранится, — ​вы поддерживаете чужую экономику. Здесь, на месте, должны развиваться малые формы хозяйствования.

Вот вы, например, держите корову и производите только молоко. А вы тоже держите корову, но производите творог и сметану, и вся деревня ее у вас покупает. Третьи держат телят и продают мясо. Четвертый хозяин производит яйца. Пятый — ​стрижет. А шестой — ​занимается рекламой, потому что рано или поздно образуются излишки, которые пойдут за пределы этой деревни…

Утром сладко-­сладко спится под лоскутным одеялом у окошка. Но будит стук в дверь — ​это наш фотограф куражится: «Вставай, девка! Чего удумала — ​утром в деревне мять бока. Пошли за грибами». Петя, леший, семь утра…

Лес — ​ясный, сухой и чистый беломошник, испещренный муравьиными тропками. Можно в белых кроссовках ходить. Большую корзину боровиков и моховиков мы набираем за полтора часа. А питерским паломникам повезет еще больше — ​и они притащат Татьяне Николаевне два ведра одних белых. Та их быстренько засолит, и паломники заберут грибы домой.

— А мы между экскурсиями сбегали земляники наелись! — ​рассказывают туристы, вместе с которыми мы идем в литературно-­мемориальный музей Федора Абрамова.

А идти в музей нужно обязательно. Он хороший, светлый, здесь много ­не­ожиданных вещей и чудесных историй. И, наверное, главная — ​история самого музея. Он открыт в здании бывшей начальной школы, куда ходил Абрамов: ​здесь даже покажут окно, возле которого он сидел на занятиях. Здание чуть было не пошло под снос! Но когда стало понятно, что нужен мемориальный музей, — ​лучшего места было не найти.

Сотрудница музея Нина Борисовна Никифорова рассказывает: окончив начальную, дети ездили учиться в школу, открытую в монастыре. «Через реку переезжали на лодке, — ​вспоминает она. — ​Иногда мотор ломался, и мы с криками „ура“ бежали домой». В 1997 году для школы построили новое большое двухэтажное кирпичное здание. Сейчас в ней учатся 25 детей.

Нина Борисовна ведет нас по Верколе. Вот знаменитая лиственница и абрамовский «путик» — ​тропинка, которая спускается к реке. Дом с конем, где сохранился настоящий, рабочий, а не ради одной только красоты охлупень. Дом принадлежит потомкам хозяйки, Анны Васильевны Абрамовой, они в нем не живут, но стараются поддерживать его, ухаживать. Актриса Елизавета Боярская помогла покрыть крышу железом.

Дом Константина Ивановича Вороницына — ​изобретателя электропилы «Дружба», за которую он вместе с коллективом соавторов получил Сталинскую премию. Говорят, один из соавторов предлагал назвать пилу «Украина», но сошлись на «Дружбе». Дом Вороницына разрушен, окна, чтобы камнями с дороги не повыбивало стекла, заколочены досками…

Дом, в котором жила героиня рассказа «Самая богатая невеста». Дом, где и сегодня живет героиня рассказа «От жалости» Александра Михайловна Яковлева — ​в этом году ей исполнилось 90 лет. Дом Владимира Михайловича Абрамова — ​племянника писателя. Дом художника Дмитрия Клопова. Дом Ефимьи Федоровны Клевакиной, которая научилась печь хлеб из мха и много-­много всего рассказала Абрамову о женской доле — ​так появился рассказ «Офимьин хлебец». А вот дом «первого топора Верколы» Николая Степановича Минина — ​прототипа Петра Житова. А вот — ​Евдокии Петровны Семьиной, «Евдокии-­великомученицы». А вот — ​что осталось от родительского дома Абрамова…

Дом, еще дом…

Есть очень большой соблазн сказать, что вся Веркола — ​музей Абрамова. И, как всякий соблазн, правдой это будет лишь отчасти. Стремление сохранить аутентичную абрамовскую деревню входит в противоречие с естественным желанием людей делать свою жизнь удобнее и проще — ​ставить пластиковые окна, обшивать дома вагонкой и сайдингом, строить на первой линии, у самой дороги, гараж… В 2018 году Веркола вошла в Ассоциацию самых красивых деревень России, но это «мягкий» статус — ​он ничего не запрещает, а только рекомендует.

Заведующая музеем Татьяна Ивановна Казакова уверенно говорит: нужно объявлять Верколу достопримечательным местом. Или даже — ​музеем-­заповедником. У нее есть мечта организовать информационный Абрамовский центр и большой выставочный зал. Первый шаг сделан — ​восстановлен Дом Иняхина, Ивана Васильевича Иняхина, который стал прототипом Павла Васильевича Савина, героя произведения «Последний старик деревни». Сейчас здесь выставлены некоторые работы Дмитрия Клопова — ​из тех шестидесяти, что передала музею его дочь Татьяна Кузнецова.

— Он мне говорил про свои картины: «Отдам, отдам, пусть только у вас будет свой выставочный зал». И я теперь такая счастливая — ​выставочный зал у нас появился! — ​рассказывает Татьяна Ивановна. — ​К нам приходили люди, которые просили: продайте картины! Но как это продать? Нет, это бесценно.

Час спустя мы стоим на дороге в центре Верколы и спорим о том, какой путь лучше, честнее для деревни. Статус музея-­заповедника, который позволит сохранить тут осколки традиционной северной культуры? Или просто жизнь, какая она есть, со всем ее стремлением к бытовому комфорту, техническому прогрессу? И есть ли путь, который не выкручивает руки никому, который дает Верколе нормально жить и при этом беречь традицию?

Я даже успеваю увидеть эту картину со стороны — ​таких смешных приезжих городских ребят, теоретизирующих о судьбах деревни, когда нас окликает мужчина на велосипеде:

— Вы не ко мне?

Господи, глаза — ​как паспорт, имени спрашивать не надо:

— Владимир Михайлович, конечно, к вам.

Владимир Михайлович Абрамов, племянник Федора Абрамова, в 2014 году открыл частный музей в доме своего отца. В том самом доме, где в 1950‑х и 1960‑х годах жил Абрамов, когда приезжал в Верколу.

Рассказ Владимира Михайловича Абрамова

— Дому больше ста лет, он перевезен сюда из монастыря, принадлежал священнику. Дом особенно дорог тем, что летом здесь жил дядя Федя. Здесь его душа и дух. Он сидел у вон того крайнего окна, и оно всегда было открыто. И хотя я маленький был, но запомнил: какое было уважение к нему у старшего поколения! Кто мимо проходит — ​шапку снимет, подойдет поздороваться, поговорить. Людям просто было приятно: он такой же, как они, из крестьян вышел — ​а какой стал орел!

Федор Александрович очень уважал моего отца. Называл его «брат-отец». Моему отцу 17 лет было, когда он остался за главу семьи, а Федору — ​всего два годика. И у меня такая же судьба получилась — ​отец вернулся с ­вой­ны совсем больной и рано умер. Нас, детей, было шестеро, но двое умерли в голодные годы, когда жито померзло и в Пинежском районе случился страшный голод… Дядя Федя заботился о нас. Помогал нам налоги платить, посылки посылал и деньги.

В этом доме сохранилось все, как было. И очень многое вошло в роман про Пряслиных. Дядя Федя ничего не выдумывал, все, что написано, — ​истинная правда. Думаю, главные черты Михаила Пряслина — ​трудолюбие, совестливость — ​он взял от моего отца. Чтобы приезжие гости понимали, откуда взялась фамилия Пряслины, я за домом поставил прясла — ​вешала, на которые вешали снопы с житом.

И вещи, которые я здесь показываю, — ​все подлинные, все были в хозяйстве необходимы и свое место знают. Этот отвес принадлежал моему деду, отцу Федора Александровича. Старинные снегурки. Утюги на угле. Кичига. Черный залатанный котелок, с которым мы ходили на сенокос. Деревянные грабли моей матушки и ее фартук…

Мать моя родилась в 1911 году. Она из поколения тех женщин, про которых дядя Федя сказал, что они еще в 1941 году открыли второй фронт. В четыре утра она вставала, топила печку, варила еду, а потом пешком уходила на Хорсу на дойку. Доили тогда вручную по двенадцать коров. Сохранилась ее тетрадка, в которую она записывала, что делала, чтобы отмечать трудодни. Такую тетрадку потом отдавали в бухгалтерию. Смотрите, написано: «копала картошку», «копала картошку», 1 сентября «нигде не была» — ​наверное, нас в школу собирала, а потом опять «копала картошку», «вязала жито», «пахали под картошку за плугом»…

А вот наручные часы, которые ей подарил дядя Федя. С этими часами связана такая история. Маму, как всех доярок, днем отправляли возить силос. А мы на эту силосную яму бегали играть, когда все домашние дела сделаем. И вот взяли с собой часы. Прыгали на этой яме, прыгали — ​и старший брат часы потерял. Мать отправила нас домой, а сама искала-­искала дотемна. И нашла же!

Дядя Федя все лето и до глубокой осени спал только на повети. Тут и сейчас есть свежее сено — ​можете полежать: хорошо! А утром, когда вставал, мы с сестрой по очереди поливали его водой из ведра.

Я в молодости на него сильно был похож. Однажды в Москве мы пошли на спектакль «Деревянные кони» на Таганку. Многие подходили: «Федор Александрович, познакомь с сыном», а он: «Нет, это не сын, это мой племянничек, но в жилах у нас течет одна кровь». Письма мы писали друг другу. Хорошие, доверительные. «Здравствуй, друг дядя Федя!» — ​«Здравствуй, друг Владимир!»

Когда обновляли его дом зеленый, рядом с которым дядю Федю потом похоронили, там меняли половину бревен. Я помогал — ​и, ох, доставалось же мне от него! Я один раз не выдержал, говорю: «Что ты ругаешь меня, хорошо же работаю». Дядя Федя ответил: «Владимир, ты свой. Если я на других мужиков ругаться буду — ​разбегутся. А так, глядя на тебя, и они стараются». Там я и научился плотницкому делу. Дядя Федя по‑плотницки хорошо волок. А иначе как бы он «Дом» написал? Когда я маленький был, я вообще думал, что он умеет делать все на свете.

Дядя Федя уважал гармонь. Я вам сейчас сыграю две песни. Я это для того делаю, все вам рассказываю и показываю, чтобы вы понятие о той жизни имели. Чтобы вы прочувствовали это своей душой.

* * *

Владимир Михайлович, мы прочувствовали, мы так прочувствовали… Вот несет нас лодка в деревню Смутово, где родились Пижма и «Деревянные кони». Управляет лодкой Александр Богданов — ​уже как родной. Вечер, и небо темнеет, все расплывается и растворяется, как в молоке с черникой…

В деревне давно никто не живет.

— Я возил сюда актеров второго состава «Братьев и сестер». Они нашли здесь в амбарах — ​а все же открытое стояло, бери не хочу — ​фуфайки ношеные, заплатка на заплатке, но чистенькие, платье в горошек… Говорят: «Так это костюмерам и делать ничего не надо!» Забрали с собой. Я был потом на спектак­ле, видел это платье в горошек, — ​говорит Александр Степанович.

Амбары — ​вот они. Почернели снаружи, но изнутри аж светятся, так хорошо были выструганы. Мы забредаем в огромный брошенный дом, считаем комнаты: шесть. Гладкий, будто полированный, потолок. А матица? Невозможно представить, как затащить сюда такое бревно без помощи крана.

Сколько нужно времени, чтобы построить подобный дом? Хватит жизни одного поколения?

— Раньше за малиной поедешь, в дом этот залезешь, а здесь архивы лежат, — ​вспоминает Александр Степанович. — ​Письма с фронта… Часами можно было сидеть перебирать.

Сейчас лежат старые журналы, консервные банки, тряпки, служившие постелью. Говорят, что в доме ­какое‑то время зимовали двое мужиков. Один — ​изгнанный из монастыря монах, второй — ​городской человек, несчастный, который в жизни себя не нашел. Учился в Питере, работал в Архангельске, а потом ­что‑то у него не заладилось…

Если смотреть на дом снаружи, запрокинув голову, голова начинает кружиться и дом плывет. Уходит под воду Атлантида. Уходит под воду целый род человеческий, для которого дом был как кожа и одежда. Защита. Свой мир.

Возвращаемся к лодке через густой малинник и зверобой (если растереть его цветок между пальцев, пальцы становятся фиолетовыми), бредем по отмели по щиколотку в воде…

Лодка всхлипывает и трогается с места, заводится мотор.

Все.

 


Год Федора Абрамова. Хроника событий — 2020

Россия и мир

2019

18.09

начал свою работу веб-сайт «Вселенная Федора Абрамова», созданный сотрудниками Архангельской областной научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова.

2020

27–28.02

в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова прошла Международная научная конференция «Братья и сестры в русском доме: творчество Федора Абрамова в контексте литературной и общественной жизни XX–XXI веков».

27.02

прошла церемония награждения победителей Всероссийской литературной премии имени Федора Абрамова «Чистая книга». В номинации «Современная проза» премии присуждены писателю Владимиру Личутину за роман «В ожидании Бога» и писателю Дмитрию Новикову за роман «Голомяное пламя». Обладателем премии в номинации «Литературная критика» стал Андрей Рудалев за книгу «Четыре выстрела: писатели нового тысячелетия». Специальной премии «За вклад в развитие северной литературы» удостоен писатель Владислав Попов, специальной премии «За вклад в изучение и пропаганду творчества Федора Абрамова» удостоена литературовед Елена Галимова.

29.02

в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова подведены итоги всероссийской акции «Читаем Абрамова всей страной».

1–31.03

радиолюбители работали из деревни Верколы специальным юбилейным позывным сигналом (СПС) к 100‑летию со дня рождения Ф. А. Абрамова (R100FA).

5–6.06

в музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» прошли Дни Федора Абрамова.

28–30.08

в Архангельске состоялся Большой книжный фестиваль «Белый июнь», посвященный 100‑летию со дня рождения Ф. А. Абрамова, на который приехали участники со всей России.

В течение года проходит экспонирование планшетной фотовыставки о Ф. А. Абрамове «Созидающее слово художника» в Русских домах за рубежом.

2021

VII Международный театральный фестиваль имени Ф. Абрамова «Родниковое слово» перенесен на 2021 год.

Архангельская область

В течение года в Архангельской области проводится культурно-просветительский проект «Тропинка к Абрамову», направленный на популяризацию творчества Ф. А. Абрамова среди школьников.

10.02

в Архангельске в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» открылась выставка «Духовная культура Пинежья. К 100‑летнему юбилею Ф. А. Абрамова».

12.02

в Центральной городской библио­теке имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск) состоялось открытие уникальной выставки «К 100‑летию Федора Абрамова: из фондов Архангельского литературного музея».

12–13.02

в Архангельске в библиотеке № 10 состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Федор Абрамов: личность, творчество, судьба», на которой выступили местные исследователи и гости из Москвы, Твери и Вологды.

26.02

в Архангельске на проспекте Чумбарова-Лучинского состоялось открытие уличной стендовой выставки, посвященной 100‑летию со дня рождения Ф. А. Абрамова;

в библиотеке № 10 округа Варавино — Фактория г. Архангельска прошел межрегиональный день чтения «Живое слово Федора Абрамова».

27.02

в Архангельском Гостином дворе состоялось открытие выставки «Переполненный Россией», посвященной 100‑летию со дня рождения Ф. А. Абрамова.

28.02

в Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова состоялся торжественный вечер, посвященный 100‑летию со дня рождения Ф. А. Абрамова. Зрителям был показан премьерный спектакль «В Питер за сарафаном» по произведениям Ф. А. Абрамова.

3.03

Архангельский молодежный театр после 5‑летнего перерыва показал спектакль «Деревянные кони». В основу спектакля легли три известных произведения Ф. Абрамова: «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька».

3.03

прошел премьерный показ постановки «Пинежское метище» Государственного академического Северного русского народного хора. Она основана на традиционной культуре Пинежского района и приурочена к 100‑летию писателя Ф. А. Абрамова.

21.03

состоялась онлайн-премьера спектакля «Пряслины. Две зимы и три лета» по произведениям Ф. А. Абрамова Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова.

29.03

в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова прошла областная акция «День с Федором Абрамовым».

23.04

книга Федора Абрамова «Рассказы», подготовленная к изданию Архангельской областной научной библиотекой имени Н. А. Добролюбова, стала победителем областного конкурса «Книга года — 2019» в номинации «Книга для всей семьи». Лауреатом конкурса в номинации «Лучшее художественное оформление издания» названа художник Татьяна Ермакова за иллюстрации к сборнику.

29.08

на территории у Архангельской областной научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова состоялось открытие памятника Ф. А. Абрамову работы скульптора Надежды Шек.

Пинежский район

28.02

в Карпогорах прошли межрегиональный форум «Абрамов. Пинежье. Россия» и межмуниципальный форум гражданских инициатив «Чем живем-кормимся».

29.02

в деревне Верколе — на родине писателя — состоялись юбилейные и памятные мероприятия «Я родился в красивейшем месте России…»: экскурсионные программы, выставочные и творческие проекты.

14.05

День памяти Федора Абрамова. В Верколе прошло возложение цветов на могилу писателя.

14–20.05

в онлайн-режиме проходила VI районная акция «Абрамовский марафон» на тему «Абрамов и война». Участники акции читали произведения и отрывки из произведений Ф. А. Абрамова, снимали видео и размещали на своих страницах в соцсетях.

25.07

в Верколе прошел этнокультурный фестиваль «А в Пекашино ставят стога…».

Санкт-Петербург и Москва

1–29.02

в Санкт-Петербурге в Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского прошел цикл мероприятий «Деревенская проза в большом городе» (публичные чтения произведений Ф. А. Абрамова, круглые столы, встречи, презентации).

18.02

в Российской национальной библиотеке состоялось открытие совместного выставочного проекта АОНБ имени Н. А. Добролюбова и РНБ. Прошла презентация сайта «Вселенная Федора Абрамова», были представлены новые издания: «Чистая книга Федора Абрамова» и сборник для детей «Рассказы», подготовленные сотрудниками Добролюбовки к юбилею писателя, выставка «Писатель, которого не хватает». На книжно-иллюстративной выставке «Братья и сестры», подготовленной специалистами РНБ, экспонируется около 350 изданий из фондов крупнейшей библиотеки России, охватывающих широкий временной диапазон от начала ХХ века по настоящее время.

20.02

в Государственной публичной исторической библиотеке (г. Москва) открылась выставка «Чистая книга Федора Абрамова», посвященная Гражданской войне на Севере и отражению этого периода в творчестве писателя.

29.02

в библиотеке № 2 имени Ф. А. Абрамова открылись XXI Петербургские Абрамовские встречи. Здесь же прошла презентация 3‑го тома «Летописи жизни и творчества Федора Абрамова», автор Г. Г. Мартынов;

в Малом драматическом театре — Театре Европы (г. Санкт-Петербург) прошел юбилейный вечер, посвященный 100‑летию со дня рождения Ф. А. Абрамова.

9.03

в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-­Троицкой Александро-Невской лавры прошло открытие выставки «Я родился в самом красивом месте России».

12.03

в Санкт-Петербурге в театре «Балтийский дом» состоялся показ спектакля «Деревянные кони» по произведениям Ф. А. Абрамова Архангельского молодежного театра.

6.06

в Москве в рамках фестиваля «Красная площадь» на площадке «Художественная литература» прошла презентация видеокниги «Читаем Абрамова. «Братья и сестры».

12.06

в рамках проекта московских библиотек «Рулим по России» была представлена видеоэкскурсия по музейной экспозиции «Кабинет Федора Абрамова», располагающейся в АОНБ имени Н. А. Добролюбова.

16–24.11

на 49‑й Международной филологической конференции в Санкт-­Петербургском государственном университете запланирована работа секции, посвященной творчеству Федора Абрамова.

По материалам dvinanews.ru, федорабрамов.рф