В Ненецком профессиональном училище специалистов готовят по-новому

В будущем году учебному заведению исполнится 60 лет. За эти годы Ненецкое училище прошло большой путь: вначале здесь обучали трем строительным специальностям, а сегодня, в соответствии с лицензией готовят кадры по 26 профессиям и специальностям. Мы попросили директора НПУ Галину Медведеву рассказать о новых тенденциях в жизни училища.

Образование без границ

— С 2017 года мы начали коренные изменения в подготовке специалистов, — рассказывает Галина Брониславовна. — С помощью спонсоров — «Башнефть-Полюс» и «Русвьетпетро» — закупили новое современное учебное оборудование. Если раньше мы приобретали оборудование по отдельным учебным дисциплинам, то сейчас закупаем либо целиком учебный класс, либо учебную лабораторию для освоения студентами определенной профессиональной компетенции.

Это позволит нам не только заниматься подготовкой кадров, обучая очно поступивших к нам выпускников школ, но и осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работающего населения, тем самым мы готовим почву для развития системы образования без границ. Для обучения школьников мы разрабатываем программы, по которым учащиеся 9-10-х классов смогут получать рабочую профессию.

— То есть в ваши паруса, образно говоря, дует ветер перемен?

— Я считаю, что нужно идти в ногу со временем, с теми требованиями, которые предъявляет нам современное производство, а еще лучше — идти на шаг впереди в части модернизации и технологий. Неслучайно у нас лицензированы новые профессии и специальности, востребованные в регионе. Например, специалист в сфере ЖКХ должен знать слесарное дело, быть сварщиком, сантехником, ремонтником и электриком. Он должен уметь работать не только на старом оборудовании, но и на современном, используя в том числе новые, только внедряемые в производство материалы.

Студенты — будущие сварщики
Студенты — будущие сварщики

Оценивают работодатели

— Достаточно ли для этого подготовлен педагогический коллектив?

— Педагогическому коллективу приходится ­постоянно учиться, повышать компетенции. Есть заинтересованность педагогов в том, чтобы давать именно те знания, которые сегодня востребованы. Требование, чтобы выпускник пришел на производство подготовленным, должно срабатывать. Но для этого нужна современная материально-техническая база, особая подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения. Этому способствует и возможность повышения квалификации педагогов по стандартам WorldSkills Russia.

Современный выпускник училища не просто пишет диплом и сдает государственный экзамен — он сдает демонстрационный экзамен, на котором показывает, насколько качественно он освоил профессиональные компетенции, насколько готов к работе по конкретной профессии. Ему необходимо не только найти ошибку (аварию), но и устранить ее. Оценку ставят не преподаватели, а эксперты-работодатели.

— Что принципиально новое появится в училище в будущем учебном году?

— Мы всегда готовили только рабочие кадры, которые имели 1–2 квалификации. Например, электромонтер имел квалификации «электромонтер по силовым сетям» и «электромонтер по работе внутри ­здания». ­Теперь мы получили возможность обучать еще и специальностям, что позволяет наряду с основной квалификацией давать 2–3 профессии. С 2018 года начнем подготовку по новым профессиям: сварщик и машинист дорожных и строительных машин, а также по двум специальностям: переработка нефти и газа и конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Не могу пока сказать, насколько сильно востребована вторая специальность, но тем не менее люди звонят и интересуются, можно ли обучиться на портного, швею, вышивальщицу. Некоторые хотели бы открыть на селе свои мини-мастерские, желая обшивать население. Даже если девочки получат эту специальность и не сразу устроятся на работу — эти умения и знания никогда не помешают, а будут хорошим подспорьем и в семейной жизни. Спрос на брендовую одежду проходит, появляется спрос на индивидуальный пошив, особенно на нестандартные фигуры.

Училище дает умения и знания, которые пригодятся всегда
Училище дает умения и знания, которые пригодятся всегда

Выпускников зовут на производство

— Училище, которое вы возглавляете, единственное в своем роде в нашем регионе. Наверное, с партнерами и работодателями не возникает сложностей?

— С социальными партнерами мы работаем очень активно — это наши предприятия, их основных 28. Все промышленные предприятия и организации так или иначе работают с нами. Так, в прошлом году при формировании группы по подготовке специалистов в сфере ЖКХ по принципу софинансирования — это ­когда 80 процентов платит окружной бюджет и 20 процентов-либо работодатель, либо сам студент — ­обучение всех 25 студентов группы было профинансировано работодателями и с ними заключили договоры. Причем ребятам гарантировано прохождение практики на этих предприятиях, а если они покажут хорошие результаты в учебе и на практике, то и устройство на работу.

Так, например, МПЗР «Севержилкомсервис», работающее в селах региона, взяло в основном ребят из села, учитывая не только старение кадров, но и уровень модернизации системы ЖКХ в сельской местности.

Мы также взаимодействуем с компаниями в части организации профориентационных экскурсий, производственной практики. Ведь тем же компаниям нефтегазовой промышленности, например, нужны не только операторы-нефтяники, но и электрики, сварщики, водители, трактористы, повара, электромонтеры и так далее. Студенты, побывав на экскурсии или на практике, понимают, что любое предприятие — это большое сложное хозяйство со своими традициями. В этом году мы впервые организовали практику электромонтажников на нефтепромыслах в «ЛУКОЙЛ-Коми» и «Севернефти». Отзывы о них хорошие, и, как результат, сего­дня компании сделали заявки на этих ребят на работу.

— Вас можно поздравить с тем, что НПУ стало лауреатом-победителем Всероссийского конкурса образовательных организаций.

— Спасибо. В июне училище вошло и в Единый нацио­нальный реестр ведущих образовательных учреждений Российской Федерации за 2017/18 учебный год. Награды как раз и учитывали успехи модернизации, переформатирования программ, обновления материально-технической базы, подготовки кадров по профессиям и специальностям, востребованным в регионе.