САФУ готовит учителей новой цифровой эпохи вместе со школами региона
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова — важное звено подготовки педагогических кадров для образовательных организаций Арктической зоны Российской Федерации.
Врач, учитель и воспитатель
— В 2020 году совместно с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике и Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета САФУ участвовал в исследовании соответствия подготовки кадров потребности в трудовых ресурсах работодателей, осуществляющих свою деятельность в АЗРФ, с целью определения перспектив развития кадровой политики в Российской Арктике, — рассказала ректор САФУ имени М. В. Ломоносова Елена Кудряшова. — Важным практическим результатом работы над этим проектом стало создание «Навигатора востребованных профессий в Арктической зоне Российской Федерации 2021–2035». В список наиболее востребованных профессий на всей территории Арктической зоны РФ сейчас и на перспективу вошли врач, учитель и воспитатель.
Говоря о стратегии развития педагогического образования в Арктической зоне, можно сформулировать несколько целей, которые необходимо достичь не только в интересах самой школы, но и в интересах макрорегиона и всей страны.
— Сегодня важно готовить учителей новой цифровой эпохи — эпохи цифровизации, не забывая о традициях отечественной педагогики, учитывая потребности инклюзивного образования, — подчеркнула ректор САФУ Елена Кудряшова. — Кроме того, необходимо развивать систему работы с одаренными детьми, вовлекая в совместную деятельность всех участников образовательного процесса — государство, школы, учителей, родителей и самих школьников. Задача современного учителя — формировать у подрастающего поколения желание учиться, умение жить в ситуации растущей неопределенности.
Подготовка педагогов не прерывалась никогда
Сегодня в пяти структурных подразделениях САФУ — четырех высших школах и одном институте — готовят школьных учителей-предметников. А началось все с открытия в ноябре 1932 года Архангельского вечернего педагогического института — предшественника Архангельского педагогического института, ставшего позже Поморским государственным университетом имени М. В. Ломоносова. В начале большого исторического пути в институте были запущены четыре отделения: истории, русского языка и литературы, физики и биологии. Большинство слушателей, поступивших в 1930‑е годы в институт, были работающими учителями, не имевшими высшего образования. В качестве преподавателей работали специалисты с учеными степенями и званиями медицинского и лесотехнического институтов Архангельска.
В августе 1934 года отделения вечернего института преобразовались в факультеты: исторический, словесников (русский язык и литература), физико-математический и биологии — химии. А в августе 1938 года Совнарком РСФСР утвердил открытие Архангельского педагогического института. Через год, в 1939-м, был открыт Учительский институт при педагогическом институте, готовивший кадры для неполных средних школ — семилеток. А летом 1939 года вышло распоряжение местных властей о передаче пединституту половины здания бывшей духовной семинарии, которое с 1930 года занимал сельхозтехникум. В здании общежития того же сельхозтехникума, называемом «семисоткой», были выделены и места для будущих учителей.
Подготовка педагогических кадров с тех пор ведется постоянно — не было перерывов даже в непростой период Великой Отечественной войны. Название педагогического института несколько раз менялось, и 9 декабря 1996 года он стал Поморским государственным университетом имени М. В. Ломоносова.
Под руководством признанных мастеров
28 апреля 2011 года ПГУ имени М. В. Ломоносова вошел в состав нового вуза — Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, сохранив и приумножив традиции педагогического образования на Русском Севере.
— Подготовка педагогических кадров осуществляется в рамках укрупненной группы направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки», — рассказала проректор САФУ по образовательной деятельности Людмила Морозова. — Сегодня реализуется 51 образовательная программа бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры по педагогическим направлениям, общий контингент обучающихся составляет почти четыре тысячи человек. Мы продолжаем готовить учителей по большинству школьных предметов, логопедов, дефектологов, школьных психологов, социальных педагогов.
Напомним, подготовку педагогов ведут пять подразделений университета: Высшая школа педагогики, психологии и физической культуры, Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, Высшая школа естественных наук и технологий, Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем и Гуманитарный институт филиала САФУ в Северодвинске.
Кстати, университет регулярно входит в престижные предметные рейтинги, доказывая, что образование, которое здесь получают студенты, организовано на самом высоком уровне. Так, в 2023 году САФУ вошел в четыре предметных рейтинга агентства RAEX, в том числе по группе «Педагогика» — в топ-20 в России. В 2022 году в Предметном национальном агрегированном рейтинге по группе 44.00.00 «Образование и педагогические науки» университет вошел в первую лигу.
— Высокие места в рейтингах — это заслуга коллективов высших школ, реализующих программы подготовки педагогических кадров. Университет постоянно развивает образовательную инфраструктуру, внедряет новые технологии, открывает лаборатории и центры, где молодые специалисты — будущие педагоги могут совершенствовать свои навыки под руководством признанных мастеров, — добавила Людмила Морозова.
Профориентация с детского сада
А начинается все… с садика. Парадигма образовательного процесса, выстроенная в САФУ, которая реализована в том числе и при подготовке педагогических кадров, — это «образование через всю жизнь».
— В составе университета есть центр дошкольного образования «СОВА», где педагоги занимаются с детьми по системе Монтессори, реализуют систему ранней языковой подготовки, — рассказала проректор САФУ по довузовскому и дополнительному образованию Наталья Слузова. — В детском саду сформирована модель ранней профориентации дошкольников, которая носит как информационный характер, так и практико-ориентированный подход, реализованный через контактную и социально-коммуникативную среду. Уже в садике мы знакомим ребят с различными профессиями, в том числе педагогического направления.
На площадке центра дошкольного образования «СОВА» создана базовая кафедра инновационных технологий дошкольного образования, где готовят специалистов и разрабатывают новые образовательные технологии.
— На нашей площадке встречаются воспитатели-практики и методисты, обсуждают различные инструменты педагогической деятельности, проводят исследования, изучают практический опыт, — говорит Наталья Слузова. — Это важно для процесса обучения будущих воспитателей и учителей начальной школы.
К слову, в структуре вуза есть и собственная школа — АНОО «Университетская гимназия», где реализуются многие педагогические идеи, а студенты педагогических специальностей проходят практику.
— САФУ благодаря гимназии включен в систему школьного образования региона, наши специалисты понимают потребности школ, видят те процессы, которые происходят в учреждениях образования, — отметила Людмила Морозова. — Мы говорим с учителями на одном языке и, я уверена, понимаем друг друга.
Повышение квалификации
Понимать учителей помогают и программы дополнительного образования, которые реализует университет на базе Дома научной коллаборации имени М. В. Ломоносова.
— «Педагог К-21» — это дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических кадров, — рассказала директор ДНК Марина Попова. — За период с 2020 по 2023 год на наших программах обучились более 500 педагогов Архангельской области. Большинство программ ориентировано на обучение педагогов работе с современным оборудованием и повышение их IT-компетенций. Часть программ была разработана с учетом специфики поступившего в «Точки роста», открытые в школах региона, оборудования: «Использование современного оборудования в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей „Точка роста“», «Образовательная робототехника», «Основы робототехники на платформе Arduino», «Основы разработки мобильных приложений», «Основы 3D-моделирования и печати», «Использование современного оборудования в практических работах по биологии» и другие.
С 2023 года в ДНК реализуется корпоративная программа повышения квалификации «Современный урок и его анализ (в соответствии с требованиями обновленного ФГОС)». Обучение по ней проходят педагогические коллективы школ Архангельска.
САФУ — открытый вуз
Добавим ко всему вышесказанному, что университет обладает широкими возможностями и инфраструктурой для организации и проведения масштабных профориентационных проектов, позволяющих объединить потребности общеобразовательных организаций, каждого конкретного старшеклассника, его родителей, запросы работодателей и возможности высшего учебного заведения.
Так, САФУ активно взаимодействует с образовательными организациями Архангельской области, где были открыты профильные психолого-педагогические классы. Специалистами Высшей школы педагогики и психологии выстроена эффективная система методической поддержки педагогов, работающих в таких классах, разработаны комплексные мероприятия по обучению учащихся основам педагогики и психологии, оказывается консультативная и иная поддержка в реализации учебных программ.
— В этом году мы предложили школам новый проект — «САФУ — путь в профессию» — и реализуем его в рамках соглашения с департаментом образования администрации Архангельска, — рассказала директор Центра профориентационной деятельности САФУ Светлана Загайнова. — Проект — это целая система мероприятий (профориентационный пакет) для комплексного знакомства с образовательными возможностями университета, его инфраструктурой, с профессиями и специальностями, которые можно получить, обучаясь в САФУ, с перспективами последующего трудоустройства на предприятиях Архангельской области. Сегодня в проекте задействованы 13 школ Архангельска и 33 классов (с 8‑го по 11‑й класс, более 700 учащихся).
Кроме того, не утратили своей популярности и другие профориентационные проекты, предлагаемые Центром профориентационной деятельности САФУ: «Студент на один день» — индивидуальное посещение школьником университета для знакомства с конкретной Высшей школой, посещение лекций, семинаров, практикумов, встречи со студентами и преподавателями; профориентационный проект «ПрофСАФУ» — групповое посещение САФУ: участие в мастер-классах, профессиональных пробах, лекториях, экскурсиях; «Университетский день» — знакомство с САФУ, начиная с обзорной экскурсии по главному корпусу, презентация образовательных возможностей вуза, посещение различных мероприятий университета в зависимости от интересов и профиля обучения групп школьников в течение целого дня.
— Это только небольшая толика проектов университета, направленных на подготовку и поддержку учителей. САФУ — кузница учительских кадров Архангельской области и регионов Арктической зоны Российской Федерации, и мы искренне гордимся этим званием, — резюмировала проректор по образовательной деятельности Людмила Морозова. — САФУ — открытый вуз, готовый участвовать в проектах, помогать и предлагать свои идеи. Наши двери всегда открыты для учительского сообщества: дополнительное образование, профориентационные проекты, научные и исследовательские проекты — для каждого мы можем предложить свои варианты сотрудничества.
Факт
В список наиболее востребованных профессий на всей территории Арктической зоны РФ сейчас и на перспективу вошли врач, учитель и воспитатель.
Профориентационные проекты САФУ