О реализации проекта «Играем в экономику» в северодвинском детском саду «Морозко»

Из чего складывается бюджет? Какие траты в семье основные, а какие — второстепенные? Какие валюты используют в разных странах? Что такое импорт и экспорт? Ответы на все эти вопросы знают ребята из северодвинского МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3 «Морозко». Уже девять лет в стенах дошкольного учреждения реализуется масштабный практико-ориентированный проект «Играем в экономику», благодаря которому ребята знакомятся с основами финансовой грамотности с самых ранних лет.

В ногу со временем

Работа по формированию у дошколят финансовой грамотности стартовала в «Морозко» в 2014 году. Главным идейным и творческим вдохновителем стала на тот момент заведующая детским садом Нина Баданина. Сейчас Нина Егоровна находится на заслуженном отдыхе, а проект тем временем не сбавляет обороты.

Елена Вилачева, заведующая детским садом «Морозко»
Елена Вилачева,
заведующая детским садом «Морозко»

— В современном мире формирование основ финансовой грамотности у детей — одна из первостепенных задач, и наш проект идет в ногу со временем. Он открывает как новые перспективы развития для образовательного учреждения, так и новые возможности для педагогов, детей и их родителей, являющихся активными участниками многих мероприятий, которые мы проводим в рамках проекта «Играем в экономику», — подчеркивает заведующая детским садом Елена Вилачева. — Кроме того, очень важно, что воспитатели, которые реализуют данный проект, сами зарядились, наполнились энергией. Они занимаются этим с горящими глазами.

Дети же в свою очередь становятся на шажок ближе к взрослой жизни: они уже могут употреблять основные экономические понятия, знают о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом. И, конечно, нельзя переоценить развитие экономического мышления — все это выливается в воспитание уважения к результатам труда других людей, бережливости, экономности и трудолюбия.

Узнавать через игру

Регулярные занятия по финансовой грамотности и тематические мероприятия для ребят старшей и подготовительной к школе групп ведут воспитатели Виктория Юрьевна Деткова и Елена Александровна Выдрина. За девять лет они выпустили уже не одну группу подкованных в экономических вопросах ребят.

Воспитатели Виктория Деткова и Елена Выдрина
Воспитатели Виктория Деткова и Елена Выдрина

— Практика показывает, что дети уже с пяти лет готовы воспринимать такую информацию. Они живут в семьях, видят, как организован быт, слышат базовые экономические термины и могут их осмыслять, — комментирует Виктория Юрьевна. — Частично мы даже проводим работу с ребятами помладше, со средней группой — это малыши четырех-пяти лет.

Главное здесь — не что ты говоришь, а как именно ты преподносишь информацию. Ведущий вид деятельности в детском саду — это игра. Ребята могут играть в стандартные прятки или классики, а могут в той же развлекательной форме получать новые экономические знания. Вместе с педагогами дети разгадывают загадки, решают задачки, разыгрывают различные обучающие ситуации, выстраивают сюжетно-ролевые и интерактивные сцены. К примеру, на одном из занятий ребят заинтересовала тема рекламы — и вот уже в садике создано свое импровизированное рекламное агентство. Тут снимаются видеоролики, создаются баннеры — рекламировать можно все: от игрушек до любимых продуктов питания!

Играя, ребята получают экономические знания
Играя, ребята получают экономические знания

А вот слова «бартер», «импорт», «экспорт» и «валюта» ребята узнали и закрепили на мероприятии под названием «Экономическая ярмарка», в котором участвовали вместе с родителями. Отгадывая загадки и решая задачки, дети зарабатывали «пятачки». А родители выступали в роли продавцов, у которых можно было купить на заработанные «деньги» сладости, сувенирные игрушки и тому подобное.

Фундамент взрослой жизни

Важное направление проекта «Играем в экономику» — обучение детей бережливости. Здесь рассказывают о том, как важно беречь воду и электроэнергию. Порой на занятиях по рукоделию, когда ребята создают аппликации, можно увидеть, как малыши бездумно режут бумагу, не думая о ее ценности. Но это до занятий по финансовой грамотности, а после они уже подходят к расходованию материала более осознанно, рационально. Здесь даже организовали выставку поделок из пластиковых бутылок, воплотив в жизнь самые разные идеи: от игрушек до подсвечников.

Отсюда вытекает и стремление к рациональному использованию семейного бюджета: дети имеют представление о труде в целом и о его видах.

— Темы наших занятий — это не только финансы, но и потребности, важность труда. Мы знакомим ребят с профессиями, так что это еще и профориентационная работа. Также ребенок узнает о потребностях животных, растений, учится за ними ухаживать, — поясняет Елена Выдрина.

— Детский сад — начальное звено, и именно мы, воспитатели, закладываем основу экономических знаний. Потом перед ребятами ставятся задачи по теме финансовой грамотности уже в начальных классах, затем — в старшем возрасте, — добавляет Виктория Деткова.

Но можно с уверенностью сказать, что базовые знания о финансах — это один из важных кирпичиков в фундаменте, на котором будет строиться взрослая жизнь сегодняшних дошколят.

Цифры и факты

МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3 «Морозко» выступало в роли базовой образовательной площадки международной программы социального и финансового образования детей «Афлатун».

* * *

Чтобы юные воспитанники лучше усваивали информацию, педагоги самостоятельно создают анимационные видеоролики на тему финансов. Что может быть ближе детям, чем мультики?

* * *

>100 воспитанников детского сада «Морозко» стали участниками проекта «Играем в экономику». Кроме того, своим опытом и наработками авторской системы по экономическому воспитанию педагоги делятся с коллегами из других дошкольных учреждений города в рамках практических семинаров

* * *

Официальная группа МАДОУ № 3 «Морозко» г. Северодвинска в соцсети «ВКонтакте»