Чудо, к которому уже 60 лет причастны преподаватели Коряжемской детской школы искусств

Проходя вечером мимо ярко светящихся окон этого настоящего храма искусств, невольно замедляешь шаг. Хочется прислушаться к певучему звучанию скрипки, к раскатистым звукам баяна, к виртуозным пассажам рояля, всмотреться в сосредоточенные лица юных исполнителей… Здесь словно параллельный мир, в котором совершаются свои удивительные открытия.

Духовный центр города

У детской школы искусств Коряжмы богатая история: в 2019 году она отметила свое 60‑летие. Звонкие переборы баяна зазвучали здесь еще до того, как была пущена первая очередь комбината. Тогда школа располагалась в бараке на улице Северной (сейчас — улица Сафьяна). Несколько раз она меняла адрес, пока в 1993 году не переехала в свое современное, построенное по специальному проекту здание. И место для этого было выбрано, пожалуй, наилучшее — рядом с набережной реки Вычегды, храмом и кедровой рощей.

— Для нашего небольшого города иметь такую школу — огромное счастье. Это и очаг культуры, и возможность развить детей в разных направлениях творчества, дать им начальное профессиональное образование, которое впоследствии может стать делом их жизни, — рассказывает директор школы искусств Елена Николаевна Леготина.

Елена Николаевна и сама когда‑то постигала здесь азы игры на фортепиано, а потом работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В класс скрипки привела свою дочь. Так из года в год уже не одно поколение коряжемцев прочно связывает свою судьбу с этой школой, ставшей одним из символов города.

«Наши преподаватели — словно вторые мамы»

В ДШИ сегодня работают семь отделений: здесь обучают игре на фортепиано, народных, струнных, духовых инструментах, хоровому пению, хореографии, живописи.

— Наблюдать за результатами детей очень интересно: к тебе приходят малыши, которые ничего не знают и не умеют, и на твоих глазах они растут, развиваются, добиваются успехов. Наши преподаватели — словно вторые мамы, находятся рядом с ними в один из самых важных периодов их жизни, — говорит директор.

Уникальный, заинтересованный в успехах школы коллектив, который складывался годами, — главное достояние школы. На всех отделениях работают высокопрофессиональные преподаватели со средним специальным и высшим образованием. Их стараниями здесь созданы особая творческая атмосфера и все условия для развития детей.

Воспитанники ДШИ не раз подтверждали высокое качество подготовки на творческих и исполнительских конкурсах самых разных уровней: юные домристы, балалаечники, баянисты и пианисты из Коряжмы хорошо известны на всю область; больших успехов добились хоровые коллективы школы, учащиеся художественного отделения, хореографические коллективы «Жемчужина», «Феерия» и «Карусель»; радуют своими достижениями участники музыкально-теоретических олимпиад.

Ученики ДШИ неоднократно становились стипендиатами Министерства культуры РФ «Юные дарования» и получателями грантов регионального министерства культуры. Многие из них продолжают совершенствоваться в любимом деле. Это Марина Раздобурдина, представитель известной в Коряжме творческой династии, которая покорила Москву и является концертмейстером интернациональной Академии им. А. Шнитке в г. Гамбурге, Людмила Шульгина, концертмейстер и преподаватель Нижегородского хорового колледжа, пианистка Мария Прошина, которая сейчас учится в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Варе Морщининой нравится рисовать
Варе Морщининой нравится рисовать

Индивидуальный подход

Секрет такого успеха — в индивидуальном подходе к обучению. Каждому воспитаннику здесь уделяют достаточно времени, выстраивают индивидуальный путь развития, ориентируясь на его личные способности и темперамент. Научить ребят вдумчиво относиться к своей деятельности, анализировать свои успехи, добиваться устойчивого результата, не бросать начатое на полпути, быть организованными, успевать очень многое в короткий период времени — одна из главных задач педагогов.

Сегодня в ДШИ обучается более 600 воспитанников. За этой цифрой стоит большая кропотливая работа по привлечению детей к творчеству, а в будущем — и к выбору творческой профессии. И начинается она уже в детском саду, когда определяются первые наклонности ребенка. Для самых юных школа в рамках детской филармонии ежегодно проводит цикл музыкальных бесед и концертных мероприятий. Ежемесячное посещение детской филармонии дает возможность учащимся школы почувствовать себя артистами, а маленьким зрителям — приобщиться к высокому искусству. На такие мероприятия юные гости всегда приходят с большой радостью.

Многолетняя тесная дружба связывает школу с Вологодской филармонией имени В. А. Гаврилина. В концертных залах ДШИ регулярно выступают профессиональные музыканты. На такие концертные мероприятия школа с удовольствием приглашает не только своих учащихся и их родителей, но и всех желающих горожан.

Главные задачи

Коряжемская детская школа искусств известна и как площадка, где проводятся имеющие особую привлекательность региональные мероприятия. Среди них — конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне «Рождественские искорки», конкурс юных исполнителей на народных инструментах «Серебряные струнки», конкурс юных исполнителей на скрипке «Маэстро Violini». Ежегодно эти мероприятия собирают до 80 участников из Архангельской и Вологодской областей, Республики Коми, зажигая все новые и новые юные звезды.

И это далеко не все достижения, которых добилась школа за десятилетия своей работы.

— Главная наша задача сейчас — сохранение как контингента обучающихся на всех отделениях школы, так и педагогического коллектива, а также привлечение новых преподавателей, чтобы педагоги любой специальности могли работать в тандеме, — рассказывает Елена Леготина. — Второе, чего хотелось бы добиться, — чтобы все отделения в школе развивались равномерно: сегодня, к сожалению, родители предпочитают приводить детей на художественное и хореографическое направления, недооценивая важность музыкального воспитания в интеллектуальном и умственном развитии детей. И конечно — продолжать тесно работать с образовательными учреждениями города: наладить совместную деятельность с общеобразовательными школами, чтобы помочь детям, обучающимся в двух школах, в плане организации времени, морального стимулирования и сохранения мотивации к обучению, а в подготовительных группах детских садов организовать диагностику, которая позволила бы определять ведущие способности воспитанников и помогла родителям выбрать для своих детей то направление творческого развития, которое соответствовало бы их задаткам.