Александра Кокорина — лауреат областной общественной награды «Достояние Севера»

Жительница устьянской деревни Орлово Александра Васильевна Кокорина — единственная в Архангельской области бабушка, поющая народные песни и имеющая двойной сольный диск на ведущем российском фолк-лейбле. Ее репертуар уникален, а сама она, видимо, последняя настоящая звезда истинно поморской народной культуры, выучившая эти песни не по книгам и записям.

«Все перенесла…»

Устьянский район — земля, помнящая эпические сказания и культуру своих первопоселенцев. Именно здесь ходят легенды об ушедшей под воды озера Светик деревне, злой корове, иногда выходящей из озера, горе Золотой Бабы у села Бестужево, загадочном урочище Девятибратское и таинственной чуди белоглазой. Сама река Устья — необыкновенно живописная и коварная доминанта этих мест, как в географическом, так и в культурном плане. Здесь записывали древние песни, былины и сказы многие поколения российских фольклористов. Неслучайно поэтому, что именно здесь живое исполнение северной фольклорной песни сохранилось в таком разнообразии, как в репертуаре Александры Кокориной.

Александра Васильевна Кокорина (в девичестве Молчанова) родилась 21 марта 1932 года в не существующей ныне деревне Плашное Орловского сельсовета Устьянского района. Даже по местным меркам это глубинка. И, наверное, ни один из представителей того поколения не может сказать, что его жизнь была простой и безмятежной. «Мне семь лет было, когда война началась. Мы остались да с мамкой вдвоем, мамка уже не можот, я еще маленькая экая. Надо робить, надо дрова, надо все. Вот мне тут‑то и попало, я все давай вкалывать. Ой, тяжело было. Все перенесла, всю войну перенесла. А смотри-ко, ведь все еще живу!» — смеясь, вспоминает Александра Васильевна.

Александра Кокорина с мужем Василием Григорьевичем
Александра Кокорина с мужем Василием Григорьевичем

Исчезнувшая ныне деревня Плашное находилась неподалеку от нынешнего Орлово, где Александра Васильевна живет уже более 70 лет. Простая, во многом типичная для того времени биография: раннее начало трудовой жизни, работа на ферме телятницей (в ее трудовой книжке лишь две записи: начало работы и выход на пенсию). Далее замужество, переезд на работу в Шангалы, возвращение в Орлово, трагическая гибель мужа… Он погиб на той самой реке Устье, в честь которой позже будет назван диск с песнями Кокориной.

Компакт-диск с записями бабы Сани
Компакт-диск с записями бабы Сани

Кривополенова — Крюкова — Кокорина

За свою жизнь Александра Васильевна дала жизнь семерым детям. А сколько песен она спела своим односельчанам и гостям — сосчитать невозможно. Песни были с ней всю жизнь. В памяти, как часто бывает у народных исполнителей, оставались и стали своими именно те, которые перекликаются с ее собственной судьбой и пережитым. Горе и радости стали словами и напевами, каждый раз оживают при пении — и не поверить этому невозможно.

Александра Кокорина, 91‑летния бабушка маленького роста, сама себя весело называющая «карманна жонка», — словно последнее звено того ожерелья удивительных, огромных по масштабу дара народных звезд, сказительниц и певиц, в которых максимально мощно проявились масштаб и уникальность фольклорного наследия Архангельской области. Мария Кривополенова, пинежская исполнительница традиционного эпоса и лирики Пинежья (к слову, удивительно похожая внешне на нашу бабушку Саню). Затем Марфа Крюкова, хорошо знавшая эпос подлинного Поморья и прославившаяся тем, что создала на его основе новые, актуальные героические сказанья в трудное для страны время Великой Отечественной. И сегодняшняя Александра Кокорина, донесшая до нас лирические напевы и удивительный северный говор. У бабушки есть ученицы, такие как местная уроженка Вера Ивойлова, которые исполняют ее репертуар, записывая при этом при каждой встрече все новые его элементы. История продолжается.

«Было слышно, голос в поле раздается…»

С Александрой Васильевной Кокориной судьба свела меня летом 2007 года. Тогда, приняв решение снимать клип нашей группы MOON FAR AWAY, мы с режиссером Сергеем Жигальцовым и оператором Ольгой Красулиной искали для него непрофессиональных актрис и фольклорную натуру для съемок. По задумке, в кадре помимо северной деревни и полного спелых колосьев поля должны были появиться две женщины — молодая и пожилая. Точнее, первая на глазах зрителя превращалась во вторую, символизируя безжалостный ход исторического времени. Первой героиней стала Вера Ивойлова. Именно она подсказала, где «взять бабушку», предложив для съемок свою уважаемую и любимую старшую подругу, землячку, а главное — человека, ставшего для нее настоящим учителем народного пения, Александру Кокорину.

В начале августа мы прибыли в Устьяны, познакомились с бабушкой, объездили множество окрестных полей и подвесных пешеходных мостиков через Устью и за пару дней отсняли все, что было нужно. Бабушка, надевшая для этого процесса старинный устьянский костюм, справилась со всем великолепно и была душой компании. На съемках она была словно неотъемлемой частью местных пейзажей, неброских, но величественных. А позже, вечером, даже не успев переодеться после съемок, в своем старом доме она вдруг запела нам сама. Как хорошо, что мы тогда успели включить камеру — благодаря этому тот вечер можно пережить снова. Уже в тот наш приезд было принято решение вернуться в Орлово, на Устью, и записать как можно больше песен бабушки Сани. Поделиться ими как подлинным национальным достоянием со всеми, кому они могут быть близки.

Александра Кокорина в деревне Орлово перед съемками клипа группы MOON FAR AWAY, 2007 год
Александра Кокорина в деревне Орлово перед съемками клипа группы MOON FAR AWAY, 2007 год

Легко услышать, невозможно забыть

Это случилось только в 2014 году — наша первая рекорд-сессия прошла успешно, буквально за один день. Запись никак не обрабатывалась в студии и потому хранит в себе всю атмосферу деревенского дома, где иногда слышны часы и скрип пола. А уже в 2016 году эти двадцать песен вместе с несколькими видео с Александрой Кокориной вошли на двойной компакт-диск «Песни Устьи», выпущенный самым известным российским фолк-лейблом Sketis при поддержке Устьянского краеведческого музея и районной администрации. Его презентации с большим успехом и вниманием прессы состоялись в райцентре Устьянского района поселке Октябрьский, архангельском Марфином доме, в котором когда‑то выступала сама Мария Кривополенова, а также в Санкт-Петербурге. Песни Устьи привели бабушку Саню на берега Невы, где ее слушал в том числе известный фольклорист Андрей Котов.

Диск был очень тепло встречен российским фольклорным сообществом, несколько песен бабушки перешли в репертуар группы MOON FAR AWAY и исполнялись в том числе на больших фестивалях в Германии, Норвегии, Польше, а также на многих сценах России. С тех пор в Орлово к бабе Сане как к удивительной северной жемчужине тянутся болеющие русским фольклором люди, которых, к радости, каждый год становится все больше. А ее песни сегодня легко найти в соцсетях и на всех музыкальных платформах, где у них немало прослушиваний.

Путешествие на машине времени

Репертуар Александры Кокориной очень разнообразный — в нем, как в учебнике по фольклору, представлены большинство его жанров. Основа его — протяжные лирические и плясовые песни юга Архангельского Севера, исполняемые в манере, близкой фольклору соседней Вологодчины. Эти песни существуют словно вне времени и сегодня способны так же тронуть за душу, как и сотни лет назад. Однако есть в репертуаре Александры Васильевны и исторические тексты, несущие отпечаток конкретной исторической эпохи. Особо выделяется ставшая одной из любимых ее песен солдатская «Всем задача боевая…». Ее, по воспоминаниям бабы Сани, принесли в деревню вернувшиеся с Великой Отечественной войны солдаты, а она тут же запомнила. «Я схватывала все, у меня память‑то хороша была, я где уж кто что ни спел, я уж тут и была!» Интересно, что в послевоенной жизни эта песня не потерялась, не стала лишь ностальгическим воспоминанием о войне, не замкнулась в мужских сообществах, но обрела новую прагматику — и даже героику! — в повседневной деревенской трудовой практике.

Еще одна солдатская песня, которую исполняет баба Саня, — более старинная, известная во многих регионах России, в том числе и на Русском Севере, баллада «Ехали солдаты со службы домой». Исполняется Александрой Васильевной и рекрутская песня «Последней нонешной денечек», грустная и хулиганская одновременно. Очень ярок и оригинален текст песни «Любила меня мать, обожала». Она принадлежит к жанру жестокого, или городского, романса, является явным следом урбанистической культуры XIX века, отличается удивительной фактурностью, бытовыми деталями и довольно жестким юмором.

Удалось нам записать от бабы Сани очень любимые ею и часто исполняемые по случаю местные частушки «под язык», а также интересный отрывок скоморошины «Пантатуриха» — а это уже отголоски местного эпоса и совсем древних времен. Да и сам говор Кокориной — уникальный и старинный голос Устьянской земли. Поэтому на диске есть просто ее сказы о жизни, которые при этом слушаются как песни.

В Орлово — за песнями

Сегодня Орлово — большое живое село, в которое часто приезжают гости, взрослые и совсем маленькие. И немалая заслуга в этом — Александры Кокориной. Здесь уже не первый год действует деревенский музей «Усадьба Ломоноса», знакомящий приезжих с бытом устьянской глубинки. Здесь часто выступает местный фольклорный ансамбль, во многом исполняющий репертуар Александры Васильевны. Завершается строительство нового храма в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Среди гостей Орлово немало тех, кто приезжает сюда ради Александры Кокориной. Это фольклористы, исследователи культуры и просто любители русской песни, которые используют возможность услышать и научиться исполнять ее не по записям и нотам, а, что называется, из первых уст. В 2023 году, например, здесь работала съемочная группа и музыканты известной питерской рок-группы «Экспедиция Восход», которые включили сюжет об устьянской певунье в свой фильм. А главным событием года стало выдвижение Александры Кокориной Общероссийской общественной организацией «Российский фольклорный союз» на получение почетного звания «Достояние Севера».

Остается лишь пожелать долгих лет жизни нашей удивительной Александре Васильевне Кокориной и ее песням, которые продолжают звучать и исполняться молодыми фолк-певцами. Ведь искренности, чистоты, тепла, гармонии и образного разнообразия, хранимых в этих анонимных народных шедеврах словно квинтессенция души Устьянской земли, хватит на долгие годы множеству последующих поколений.

Комментарии

«Восторгалась ее жизненной энергией»

Алла Сумарокова, заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат общественной награды «Достояние Севера»:

— Я объехала всю Архангельскую область и, однажды встретившись лично с Александрой Васильевной, сразу поняла, что она — удивительный и единственный в своем роде человек, сохранивший для нас уникальное по объ­ему и глубине фольклорное наследие юга Архангельской области. Прожив большую и непростую жизнь, она сохранила в своей памяти то подлинное и чистое народное искусство, которым гордится Русский Север. Этому поистине нет цены! А неоднократно бывая на ее выступлениях, я всегда восторгалась ее жизненной энергией, любовью к людям, открытостью и оптимизмом. Благодаря ей все это огромное жизненное и творческое наследие дошло до наших дней и продолжает развиваться нашей молодежью. А компакт-диск с ее песнями высоко оценен российским фольклорным сообществом и способствует выходу народной культуры Поморья на широкую общероссийскую аудиторию.

«Хранитель культуры Русского Севера»

Сергей Старостин, председатель Правления Российского фольклорного союза:

— Александра Васильевна Кокорина остается уникальным хранителем песенного фольклора и культуры Русского Севера общенационального масштаба, возможно, последним оставшимся в Архангельской области состоявшимся сольным исполнителем традиционных северорусских песен.

Сказ

Как песнями лапти себе напела

Александра Кокорина:

…Надо в школу итти, а у мне обуть нечего. Ну нечего обуть! А босяком — босяком я раза три сбегала, да хоть и пять километров, хвати взад вперед — так ноги нашчокотала. Где тут? Все! Не пойду больше пешком, ноги у мня болят. Не могу! Онучки надо… Я долго не думала. Ну-ко, пойду уже к нему (к деду). Я пришла, говорю: дедушка, мне бы вот надо бы в школу итти, и лапот нету! «Дак, дитятко, не знаю, што делать‑то с тобой…» — «Дак не знаю, што будешь со мной‑то делать. Я тоже скупо живу, у меня нет ничево, дак не знаю, чего дать‑то тебе? Чем поделиться?» А он: «Знаешь, што? Давай-ко пойдем, — повить такая была там. — Подем-ко наверьх». Наверьх пришли. «Ну я, говорит, делать буду, а давай-ко ты садись, ты мне песни пой, а я лапти плести». Так я сидела песни пела, а он лапти сплел. А мне, хвати-ко, пара надо лаптей, и мне надо все запевать, мало ли песен надо спеть? Ой, я пришла домой с лаптями, гляжу — мамка: «Ой, шчо быстро‑то бежишь‑то, радости‑то у тебя‑то сколько?» — «О, мамка, у меня‑то лапти сегодня есть!»