Каменская средняя школа имени В. А. Федоркова отметила 105‑летие

«Честь школы — моя честь» — таков девиз вечеров встречи выпускников, которые ежегодно собирают сотни одноклассников. Всех их объединяет искренняя любовь к своим педагогам и малой родине — поселку Каменка Мезенского округа.

Самый молодой

В месте, где речка Каменка впадает в реку Мезень, первые постоянные жители появились в конце XIX века. Тогда лесопромышленники Николай Русанов и братья Ружниковы заложили здесь лесопильные заводы и морской порт. После Октябрьской революции заводы были объединены и получили название Мезенский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат.

Начальная школа была открыта в Каменке уже в советские времена — в 1918 году. В ней обучались всего 24 ученика. ЛДК набирал обороты, привлекал все больше работников, и к 1928 году классов было уже пять. С 1 сентября 1938 года учебное заведение стало носить название Каменская средняя школа, а сама Каменка в том же году была преобразована в поселок городского типа. Сегодня он является самым молодым населенным пунктом Мезенского округа.

В ногу с историей страны

В годы Великой Отечественной войны выпускники и учителя-мужчины ушли на фронт, многие из них не вернулись домой. А в школе жизнь шла под девизом «Все для Победы!». Ученики ездили в колхозы убирать картофель, работали на бирже пиломатериалов наравне со взрослыми, собирали теплые вещи для бойцов. А на уроках писали перьевыми чернильными ручками в тетрадках, сшитых из газетных листов.

В послевоенные годы педагогический коллектив составляли в основном женщины. В 1955 году состоялся первый вечер встречи выпускников, ставший главной школьной традицией. Тогда же обрел жизнь его постоянный девиз — «Честь школы — моя честь».

В 1970‑е в Каменке жили уже более шести тысяч человек (это даже больше, чем в Мезени). Школа уже не помещалась в одном здании, было построено еще одно, ведь почти каждый год из ее стен выходило по сотне выпускников. Субботники, воскресники, концерты, линейки, школьные вечера, походы и турслеты — жизнь пионеров и комсомольцев была в те годы очень насыщенной.

В 1980‑е в школе ввели производственное обучение. Ребята получали профессии водителя, бракера пиломатериалов, кулинара-кондитера. Ученики два раза в неделю занимались общественно полезным производительным трудом на лесозаводе, летом нанимались туда на подсобные работы, а заработанные деньги могли потратить на поездки по стране, например.

Прошли годы. Сегодня в Каменке живет около двух тысяч человек. Многие ее жители уехали, когда в 1990‑е прекратили деятельность градообразующие ЛДК и порт. С 2021 года рабочий поселок городского типа снова стал сельским поселением. И сразу многократно возросло значение школы: будет жить она — будет стоять и Каменка.

Душа поселка

Можно смело сказать, что школа — визитная карточка поселка. Активно участвуя в региональных и федеральных программах модернизации систем образования, она обновилась и внутри, и снаружи. Основное деревянное школьное здание обшито, поменяны окна, двери и кровля. По программе «Доступная среда» отремонтированы туалеты, установлены пандусы и новые входные двери, закуплено оборудование в кабинет логопеда и сенсорную комнату. По областной программе «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма» построена спортивная площадка.

За последние годы школа разительно изменилась к лучшему
За последние годы школа разительно изменилась к лучшему

Школа оборудована доступом в Интернет, ребята занимаются в компьютерном классе. В школе есть мобильный компьютерный класс, учителя и ученики используют интерактивную панель, ноутбуки.

Но главное в школе — педагоги. Костяк дружного коллектива — учителя с огромным опытом работы, профессионалы с большой буквы. Именно благодаря им почти каждый год из стен школы выходят региональные и федеральные медалисты, а по результатам ЕГЭ Каменская средняя школа постоянно входит в десятку школ области с наилучшими результатами.

Сами педагоги также постоянно повышают свои компетенции, участвуя в окружных и региональных конкурсах профессионального мастерства, становясь их призерами. Педагоги школы успешно развивают научно-исследовательскую деятельность, вместе с учениками принимают участие в региональных учебных конференциях, получая заслуженные награды.

Но самое главное — Каменская средняя школа по праву считается душой поселка, хранителем его традиций, местом, где создается его будущее. Многие выпускники возвращаются в Каменку, получив педагогическое образование. Как написала в своей книге, посвященной истории Каменской средней школы, ее выпускница и учитель русского языка и литературы Ирина Валерьевна Мартюшова: «Стараюсь, несмотря ни на что, не снижать планку, а расти, открывать для себя и своих учеников что‑то новое и неизведанное, борюсь за сохранение духовности, несу в нашу подчас хмурую жизнь свет и культуру».

Тепло сердец

Анна Владимировна Вишнякова, директор Каменской средней школы:

Анна Вишнякова, директор Каменской средней школы
Анна Вишнякова, директор Каменской средней школы

— Каменка — моя родина. В 1997 году я окончила физико-математический факультет Архангельского педагогического института. С 2001 года работаю директором школы.

Радует, что за последние годы школа разительно изменилась к лучшему. И в плане благоустройства, и в плане модернизации образовательного процесса. С прошлого года начальная школа размещается в новом современном здании (детского сада), отремонтирован спортзал. Сейчас мы пытаемся попасть в федеральную программу по ремонту мастерских. Документы находятся на согласовании. В планах также — ремонт помещения для создания Центра детских инициатив.

Есть в школе автогородок, где проводятся занятия по безопасности дорожного движения. Отмечу, что у школы есть собственный автобус, который развозит ребят из дальних окраин поселка. Также мы выезжаем на экскурсии по району — в деревни Лампожня, Кимжа. Сами доставляем ребят на районные олимпиады и соревнования в Мезень.

Демографическая ситуация в поселке такова, что год от года снижается количество учеников. Это не может не огорчать. Сегодня в школе учится 151 ребенок. В первом классе у нас восемь ребят, в десятом — пять, в одиннадцатом — семь. Раньше их было в три раза больше, когда в Каменке работал лесопильный завод и у земляков были рабочие места.

В 2011 году к школе присоединили детский сад. В школе у нас 24 педагога, в садике — шесть. Причем там с ребятами занимаются и логопед, и инструктор по физической культуре.

Гордость школы — центр цифрового образования «Точка роста». В нем сделан упор на химию, физику, робототехнику. Благодаря занятиям, которые там проводятся, наши ученики стали чаще побеждать, к примеру, на областной учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья». Мы — участники проекта «Цифровое кольцо», наши ученики обучаются по образовательным программам по направлению «Наука» в центре выявления и поддержки одаренных детей «Созвездие».

Победители исследовательской конференции «Юность Поморья» со своими педагогами
Победители исследовательской конференции «Юность Поморья» со своими педагогами

Я учитель математики, веду предмет у ребят с пятого по одиннадцатый класс. Радует, что есть ученики, которые участвуют во Всероссийских олимпиадах, неплохо сдают профильную математику на ЕГЭ.

В этом учебном году выпускники школы снова соберутся в зале Каменского ДК. Он рассчитан на 400 мест, и их всегда не хватает. Даже в ковидные времена наш вечер встречи проходил, правда, онлайн. Земляки приезжают со всей страны, даже с Дальнего Востока. Общение, воспоминания, концертные номера — все это создает неповторимую теплую атмосферу, сплачивает земляков еще больше, дает уверенность, что мы вместе, несмотря на годы и расстояния.

Впереди — новые победы

Татьяна Николаевна Герасимова, учитель физкультуры:

Татьяна Герасимова, учитель физкультуры
Татьяна Герасимова, учитель физкультуры

— Я уроженка Каменки, выпускница школы. Окончила Мончегорский техникум физической культуры. Стаж моей педагогической работы — 50 лет.

Горжусь своими учениками — призерами районных и областных олимпиад. Мы трижды ездили на Всероссийскую олимпиаду по физкультуре, два раза были в Ульяновске, в Саранске.

Особенно запомнились Президентские спортивные состязания в Анапе в 2017 году. Команда из Каменки в составе восьми человек провела там месяц, участвуя в соревнованиях по легкой атлетике, баскетболу. Всего было 77 команд, наша школа заняла 44‑е место, что весьма неплохо. При этом ребята стали победителями в отдельных дисциплинах.

Команда Каменской средней школы на Президентских состязаниях в Анапе, 2017 год
Команда Каменской средней школы на Президентских состязаниях в Анапе, 2017 год

Что помогает в достижении результатов? Наверное, моя любовь к детям и их ко мне уважение. Да и сами ребята сильные, упорные. Таких уговаривать не приходится: надо тренироваться — значит надо.

А подготовка у нас серьезная. Почти каждый день занятия в секциях волейбола и баскетбола, ОФП, силовые, беговые тренировки, лыжные гонки.

Есть хорошая спортивная база — значит, и победы будут. У нас имеются отличный спортивный зал со всем необходимым оборудованием, футбольное поле. Так что впереди — новые победы. Были бы только ученики, а их в последнее время набрать в команду все сложнее. Сейчас ребята стали физически слабее по сравнению с тем, что было десять лет назад. Может, потому что учебная нагрузка стала больше и больше времени они проводят за гаджетами.

Учимся исследовать

Ольга Васильевна Фуфаева, учитель химии, физики, немецкого языка, робототехники:

Ольга Фуфаева, учитель химии, физики, немецкого языка, робототехники
Ольга Фуфаева, учитель химии, физики, немецкого языка, робототехники

— Я родилась в деревне Погорелец Мезенского района. По целевому договору окончила Поморский государственный университет. С 2009 года работаю в Каменской средней школе.

Мой приоритет — исследовательская работа детей. В этом году 16 ребят пишут проекты под моим руководством. Мы участвуем в районных конкурсах, детям это интересно, они охотно берутся за работы, учатся правильно их оформлять, пользоваться научными источниками. Причем тематика проектов не ограничена учебными предметами.

Когда в школе появилась «Точка роста», мы стали использовать более сложное оборудование, дающее в химических опытах определения до сотенных значений показателей. Занятия в этом направлении дают результаты. В 2021 году моя выпускница Анастасия Елукова стала призером в секции «Химия» областной учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья» со своей работой «Определение витамина С в ягодах, произрастающих в Мезенском районе». Еще две работы, проведенные нашими учениками, — «Определение кислотности почвы» и «Определение качества чистоты снега» — были отмечены на районном этапе «Юности Поморья».

Ученики Каменской средней школы Дарья Розова и Матвей Левкин с научным руководителем Ириной Мартюшовой в 2023 году стали участниками Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее» в Москве
Ученики Каменской средней школы Дарья Розова и Матвей Левкин с научным руководителем Ириной Мартюшовой в 2023 году стали участниками Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее» в Москве

Мне и самой нравится расти в профессии. В 2022 году я стала победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады учителей естественного цикла «ДНК науки». Ездила в Москву представлять в финале нашу область. Это стало для меня важным этапом, я узнала там много нового.

С теми, кому интересно

Юлия Ювинальевна Быкова, учитель английского языка:

Юлия Быкова, учитель английского языка
Юлия Быкова, учитель английского языка

— Я выпускница Каменской средней школы. Высшее образование получила в Ярославском государственном университете на историческом факультете.

Английский язык стала вести после переподготовки. В нашей школе для изучения моего предмета есть все условия — учебники, рабочие тетради, я использую также аудиоприложения.

Бывают дети, которые не понимают, зачем в глубинке изучать иностранный язык. А есть и те, которым это интересно, и всеми силами я стараюсь этот интерес поддерживать.

Мои ученики — участники и призеры многих районных олимпиад. В областном конкурсе «Я живу на родине Ломоносова» мы заняли второе место.

Ребятам также очень нравятся исследовательские конкурсы, которые проводит Кенозерский национальный парк. Два моих ученика ездили туда на очный этап со своими работами на краеведческие темы: «Мое родовое гнездо» (о старинном доме в деревне Заакакурье) и «Туристский потенциал деревни Кимжи».

Будущие мастера

Анастасия Викторовна Филатова, педагог дополнительного образования:

Анастасия Филатова, педагог дополнительного образования
Анастасия Филатова, педагог дополнительного образования

— В школе мы занимаемся сохранением тимощельского гончарного ремесла и традиций нашего известного народного мастера Александра Степановича Рюмина. Это ручная работа без использования электрического гончарного круга. Делаем горшки и латки местной формы. В старину использовали березовый деготь и свинцовый сурик для покрытия изделий. А мы покрываем их глазурью.

Глиняные латки изготовлены руками юных мастеров
Глиняные латки изготовлены руками юных мастеров

Лепить посуду я училась у местного мастера Вениамина Константиновича Лихачева. Многому учусь и сама.

С ребятами мы участвуем в районных и местных выставках. В этом году мой ученик Сергей Буренков ездил на отборочный этап Дельфийских игр. Он стремится к тому, чтобы получить звание мастера. Сейчас Сергей подмастерье, но у него все впереди, потому что есть желание учиться дальше.

Официальная группа Каменской средней школы в соцсети «ВКонтакте»