У Натальи Цокоровой, директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Устьяны», есть свой ответ на этот вопрос:
— Слово «Устья» имеет чудские и финно-угорские корни. Река изначально называлась Остойя, Остья — торговая река. Она преобразовалась в Устью, тоже торговую реку. Сверху вниз по реке сплавлялись на лодках, тогда еще на долбленках, и прибывали на ярмарки. Большая ярмарка была в Бестужево, Прокопьевская. Оттуда и пошла традиция Устьянской ссыпчины.
Тогда все ссыпали вместе по мере зерна и варили пиво. То, что все ссыпали поровну зерна, подчеркивало равенство между богатыми и бедными, каждый был равноправен на празднике. Широко гуляли!
— Фестиваль «Устьянская ссыпчина» в наше время стал, вероятно, самым известным туристическим брендом района, его настоящей визитной карточкой. Что фестиваль дает Устьянам?
— Ссыпчина дает эмоциональный заряд, плюс решаются многие вопросы о том, куда дальше идти, что развивать. Фестиваль «Устьянская ссыпчина» мы проводим уже больше 15 лет. Каждый год у него своя тема. ссыпчина бывала медовой, свадебной, ремесленной…
В этом году делали сенокосную. Вспоминали традиции сенокоса, провели соревнования по косьбе ручной косой и бензомоторной. Темой ссыпчины 2018 года станет здоровье.
В фестивале участвуют более 300 человек, приезжают 100–120 гостей. А в народных гуляниях в Октябрьском и в Шангалах более трех тысяч человек.
— Наталья Сергеевна, на чем замешан интерес к Устьянам?
— Недавно у нас гостила профессор Массачусетского университета, преподаватель русского языка Дарра Гольдштейн. Уезжая, она сказала: «Я не знала, насколько вы богаты». Я спросила: «В чем богатство?» Она ответила: «У вас есть сильные традиции, а самое главное — сильные люди».
Да, у нас есть хороший крупный бизнес, и есть бизнес, который помогает выживать в деревнях. Есть люди, которые содержат крестьянские хозяйства, и дают возможность заработать остальным.
Главная черта местного характера
— То есть гостеприимство, туристический бизнес уже замещают собой производство, дают работу жителям устьянских деревень?
— В какой-то степени да. К нам едут за сельским отдыхом. Мы можем дать такую возможность. Есть люди, которые развивают туризм. Например — семья Светланы Пушкиной. У них есть гостевой дом «Прошлый век» в деревне Михалевская в Плосском муниципалитете. Они, на удивление, развивают и гостевой дом, приглашая туристов, и заботятся о жителях, которые живут рядом с ними.
Кто-то может продать ягоды, грибы, кто-то готовит, кто-то водит гостей на рыбалку, в лес. Это очень важно. Когда у человека есть работа, он уходит от пьянства, безделья, попрошайничества.
Чтобы к нам приезжали, гостевые дома должны быть благоустроены. Туристический бизнес дает возможность зарабатывать на недревесных лесных ресурсах. Туристам нужны грибы и ягоды. В Плосском мы недавно построили коптильню и проводим мастер-классы по копчению рыбы.
Мы угощаем туристов традиционными блюдами. Для этого написали и реализовали проект «Устьянские вкусноговорки». То есть можно не только вкусно поесть, но и вкусно поговорить — с нашими присказками. Мы можем принимать гостей и жить этим заработком достаточно долго.
В Бестужево давно пустовал дом, построенный в 1900 году. Его выкупила районная администрация, но никто не верил, что из него что-то получится. Наши девчонки, их всего-то там трое, смогли дом преобразить. Создали объект туристического показа «Изба Устьянских сказаний», и сейчас от гостей просто нет отбоя. Там есть два ТОСа, мы пишем с ними совместные проекты. Бестужево обязательно будет преображаться.