Мы ввалились в Марусин дом вечером, уставшие после насыщенного дня. Крутили платки, примеряли вязаные короны, учились определять, шаль это или полушалок, Дивились красотой барановских платков и всплескивали руками: «У бабушки моей вот такой же точно был!»

Простое женское несчастье

История Марусиного дома в Каргополе началась не с идеи, а с обычной бабьей беды — от простой русской женщины Марии Клочевой ушел муж. Двое детей, ипотека… Состояние — лечь и умереть.

Но умерла бабушка. Остался дом, который нужно было досмотреть. Маша взялась. С детьми. Было три мастера, которые помогли: один — с печкой, другой — с полом, третий — с проводкой. Остальное ­как-то вывезли сами. Слух о Машиной истории с восстановлением старого дома разошелся мгновенно: город-то небольшой.

— Говорили: «Баба там одна бьется, передай ей хоть тыщу», — вспоминает Маруся.

Так у Маруси появился дом. Осталось понять, чем его предстоит наполнить.

Человеку нужно то, что невозможно купить

Первый грант она написала под пряники — «сказули». Традиционные тетерки в Каргополье пекли под Рождество из ржаной муки. Маруся решила, что будет печь из пшеничной да с медом. Так родился проект «СамоBAR»: сами печем — сами угощаемся. А идея приснилась под Рождество. Она увидела, что печь они будут… слова.

— Я увидела, как девочка лет пяти дарит бабушке на Рождество «здоровье». И поняла, что в этом много любви. Пока есть человек, ему будет нужно то, что невозможно купить, — говорит Маруся.

Они до сих пор пекут эти волшебные слова. Пекут на новолуние, пекут на полнолуние, пекут на желание. Собираются женки, формулируют, что для них сей час является целью. Буквально своими руками создают мечту-цель-желание. И пекут.

— Ой, сколько шуб у нас сбылось! — хохочет Маруся.

Подари мне платок

А еще у Маруси есть актив — мама. Людмила Палладьевна Кононова родом из Коноши, деревни Кощеевской. Там уже много лет проводит фольклорный фестиваль «Що кощевцы форсуны» ее старшая сестра Александра Палладьевна Анисимова. Собираются, наряжаются, поют, пляшут — форсят.

— О том, что у мамы настолько большая коллекция пестряди и платков, я не знала, — признается Маруся. — Но сразу поняла, что эта история важна. Ведь что такое платок, плат? Кусок материи на всю жизнь. Завернуть младенца, подарить маме на первые собственные деньги, нарядиться на гулянье, прикрыть вдруг озябшие плечи, раздать из сундука соседкам те самые, бабушкины, когда придет время.

Хранить огонь, не передавая пепел

Откуда у нее столько идей? Вот придумали они с мамой по мотивам кокошников вязаные короны — и эти короны стали их «изюмом». Традиционно? Да. Душевно? Очень. Иронично? Еще бы!

Или печатные пряники, объединившие два каргопольских бренда: саламату и красные рыжики. Проясним для городских: саламата — это толокно, обжаренное на масле. Г­де-то блюдо готовят на жире, даже верблюжьем, но Каргополь городом был богатым, мог себе позволить топленое сливочное масло. Так по­явились на свет пряники с грибами.

В общем, завертелось.

— Я себя спасла этим проектом, — честно говорит Маруся, — у меня началась совсем другая жизнь. Никогда не подумала бы, что муж тем, что ушел, сделал мне чудесный подарок.

— Освободил для творчества?

— Освободил для жизни.

Родом из Каргополя

Сейчас она пишет грант, чтобы провести центральное отопление. Потому что «Кулемушкам» нужно, чтобы было тепло. Детский фольклорный коллектив «Кулемушки» — теплая бесплатная история. Пекут жаворонков, поют частушки, примечают, в какой день что следует делать в ­хорошем-то дому, затем несут эти знания домой: «Ма-а-ама, Людмила Палладьевна сказала, время белое на солнце выбрасывать!» Выбеливать то есть на злом мартовском солнце рубахи да полотенца пришла пора.

Они ходят к ней, как к бабушке, почти каждый день — просто общаться.

Это обманчивое «просто» на деле очень сложное. И Маруся Клочева прекрасно это осознает. И вовсе не туристы являются главной целевой аудиторией ее дома. А те, кто живет рядом.

— Каждый день мы формируем локальную идентичность: помогаем человеку перенять опыт своей территории. Чтобы потом с гордостью говорить: «Я родом из города, который на год старше Москвы», «Я родом из города, где родился будущий губернатор Аляски». Мне важно, чтобы молодежь видела, как круто можно реализоваться в своем городе.

Помиральная доска

У Маруси есть помиральная доска. Это не метафора. Это доска, на которой лежала ее бабушка, когда умерла. И когда Марусе очень плохо, она ложится на эту доску, складывает правильным образом руки и лежит так. Долго.

— А бабушка моя владела словом,- говорит Маруся. — И от доски такая энергия идет! Ко мне порой девки приходят — кто разведен, у кого что. И я их на этой доске раскладываю. Это намоленная нами доска, наплаканная. Серебряная от времени.

Время — такая странная субстанция. От момента, когда Маруся рухнула, подкошенная своей бедой, до дня, когда ее помиральная доска возвращает из пепла израненные женские души, прошло всего пять лет.

Маруся рассказывает, как встречала в своем доме министров и звезд, как приглашают ее экспертом на стратегические сессии. Как люди говорят ей, что она изменила их жизнь. И с некоторым изумлением замечает: «А ведь могла быть просто женой». И «просто» в ее устах звучит как «всего-­навсего».

Контакты

Каргополь, улица Онежская, д. 6

+7-960-005-65-60 / Маруся Клочева

+7-921-075-20-67 / Людмила Кононова

vk.com/kargopolmarusindom

Материал из издания «Архангельская область. Открытый Север»: