Каждый день, без выходных, праздников и в самую сложную погоду пилоты АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» прокладывают воздушные дороги над бескрайней тундрой. Их круглосуточная работа — закон жизни в суровых условиях Заполярья.
Валерий Остапчук, генеральный директор АО «Нарьян-Марский объединенный авиационный отряд»:
— В 2016 году наше предприятие отметило 70-летний юбилей, у него славная история, достойное настоящее и перспективное будущее.
Сегодня авиапредприятие занимается перевозкой пассажиров на внутренних и внешних авиалиниях, осуществляет доставку грузов, проводит поисково-спасательные операции и многое другое. География наших полетов обширна. Это не только 25 населенных пунктов Архангельской области и НАО, но и Республика Коми, острова Баренцева моря.
Мы гордимся тем, что владеем уникальным опытом работы, в том числе в сложнейших условиях Арктики, сопровождая деятельность морских судов и буровых установок. Уже более семи лет обеспечиваем эвакуацию больных с нефтяной платформы «Приразломная». В целом почти 80 процентов нашей работы — это обслуживание крупных нефтедобывающих компаний, таких как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть», «Русвьетпетро» и других.
Оставшиеся 20 процентов — это местные пассажирские перевозки, важность которых для жителей округа трудно переоценить. Именно наши летчики выполняют рейсы санитарной авиации, доставляя пациентов из самых отдаленных поселков округа. Всего в 2017 году было совершено более 300 санвылетов.
Радует, что авиапарк предприятия последовательно обновляется — за последние пару лет нами взято в лизинг три вертолета. Сегодня в ведении предприятия находятся 8 самолетов Ан-2 и 19 вертолетов Ми-8 различных модификаций. Отмечу, что в юбилейном 2016-м в Нарьян-Мар был доставлен новый вертолет Ми-8 МТВ-1, произведенный в Казани по заказу предприятия.
Сегодня одной из насущных задач вижу постепенную замену самолетов Ан-2 на их современные версии. Кроме модернизации авиапарка по всей территории НАО требуется обновление инфраструктуры аэропортов и аэродромов, которые давно не реконструировались. К слову, во всем Ненецком округе имеются только две взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием — в Нарьян-Маре и Амдерме.
В будущее мы смотрим уверенно. Потребность Ненецкого автономного округа в малой авиации очень велика — такова специфика арктических регионов России. Перспективы развития предприятия мы видим в продолжении сотрудничества с предприятиями нефтегазовой отрасли, в том числе готовы участвовать в освоении шельфа.
Орден Мужества — первый в России
Доказательств высокому профессионализму полярных летчиков из Нарьян-Мара искать не приходится. Одно то, что они трудятся в сложнейших для полетов условиях, говорит о многом. Климатические условия в НАО — это настоящий экстрим. Резкие смены погоды, низкая облачность, туманы, безориентирная местность, метели, снежные заряды, шквалы… Пилоты в таких условиях нужны особые — с максимальным уровнем ответственности и неисчерпаемым запасом выдержки и хладнокровия.
Пример тому — постоянное участие нарьян-марских авиаторов в поисково-спасательных операциях. Первые ордена Мужества, первые медали «За спасение погибавших» в России — наших заполярных летчиков.
…7 октября 1994 года. В Баренцевом море бушует 8-балльный шторм. Ветер разгоняется до 33 метров в секунду, тогда как ограничение для вертолетов — не более 25 метров в секунду.
Беспощадный шторм расшвырял караван теплоходов, которые доставляли пиломатериалы из Диксона. Когда с одного из них — теплохода «Яхрома» — поступил сигнал SOS, руководство летного отряда на помощь тонущим людям направило свою лучшую команду — командира летного отряда пилота 1-го класса Валерия Афанасьева, его заместителя пилота 2-го класса Валерия Остапчука, второго пилота Сергея Осипенко, бортмеханика Виктора Циваша и аварийно-спасательную команду.
С теплохода нужно было снять 14 человек за очень короткое время, было принято решение поднимать моряков по веревочной лестнице, обвязав для страховки фалом. Палуба под нами ходила ходуном, а вертолет над ней требовалось удерживать на одной высоте. Нужно было так синхронизировать управление машиной, чтобы ни одно неверное движение не привело к смертельной опасности. И нам это удалось. Операция прошла успешно, все моряки были спасены и доставлены на большую землю.
Уверенность в будущем
Сегодня главное достояние авиаотряда — это, конечно, люди. В коллективе трудятся 650 человек, 110 из которых — летный состав. Более трети из них отдали летному делу по 30–35 лет. Все они специалисты высочайшего уровня с огромным опытом работы.
На предприятии ценят профессиональные династии: летчиков, авиатехников, бортмехаников. Пилоты Вокуевы, Шмарыгины, Шараповы, Циваши, Булыгины — отцы и сыновья передают друг другу бесценный опыт, делятся накопленными знаниями, складывая слаженную работу коллектива в единое целое.
— Уверенность в стабильном будущем предприятия опирается в первую очередь на кадры. Есть крепкий костяк профессионалов — будем двигаться вперед, — уверен генеральный директор. — А своим коллегам хочу традиционно пожелать, чтобы количество взлетов всегда совпадало с количеством посадок.
Цифры и факты
- 23 тыс. пассажиров ежегодно пользуются услугами Нарьян-Марского авиаотряда
- 4 878 км общая протяженность воздушных трасс на местных воздушных линиях
- 300 часов санитарных вылетов произведено в 2017 году
- В 2013 и 2016 годах АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» стал дипломантом национальной авиационной премии «Крылья России» в номинации «Оператор вертолетных работ».
Александр Цыбульский, временно исполняющий обязанности губернатора НАО:
— Считаю, что потенциал Нарьян-Марского авиапредприятия очень большой и имеет все возможности для дальнейшего раскрытия. Наш авиаотряд может стать базовым для целого макрорегиона, а также центром межрегиональной авиации.
Страницы истории
1925 Совершен первый перелет по маршруту Ленинград — Петрозаводск — Новая Земля для оказания помощи судам, идущим по Северному морскому пути.
1933 Открыта регулярная авиалиния для доставки в Архангельск почты, рыбы и пушнины.
1940 Начало строительства первого сухопутного аэродрома в столице округа методом народной стройки (субботники и воскресники).
1941 Открытие аэропорта для взлета и посадки.194630 сентября образован 228-й авиаотряд.
1952 В аэропорту Нарьян-Мар произвел посадку первый из самолетов Ан-2.
1963 Переименование 228-го авиаотряда в Нарьян-Марский объединенный авиаотряд. Именно с этой даты ведет свою историю предприятие.
1970-е Веха геологоразведки. Вертолеты обслуживают геологов-первопроходцев, начавших в тот период изыскания нефти и газа на территории Ненецкого округа.
1985 Авиапредприятие перебазировалось в новый аэропорт. Новая взлетно-посадочная полоса позволила принимать большие воздушные суда, такие как Ту-134, Як-40, Ан-24, Ан-26. Нарьян-марские пилоты впервые совершили полет на морскую буровую установку «Кольская».
1990-е Предприятие было признано неплатежеспособным. Транспортная работа сократилась в четыре раза, практически прекратилось финансирование геологоразведки. Тем не менее в авиапредприятии удалось сохранить опытных специалистов, инженеров, пилотов и техников.
2000-е Постепенное увеличение объемов перевозок на воздушных линиях. Активизация работы нефтяных компаний на окружных месторождениях увеличила объем авиационных работ на вертолетах.
АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»
Адрес: НАО, г. Нарьян-Мар, аэропорт
Приемная: (818–53) 4-31-57
Справочная: (818–53) 4-31-51
Производственный отдел: (818–53) 91-5-08
E-mail: office@avianao.ru