На то, чтобы придумать и воплотить знак премии «Достояние Севера», у художника Сергея Сюхина ушел всего один месяц

— Сергей Никандрович, как у вас с «Достоянием Севера» все закрутилось?

— Дело в том, что премию «Достояние Севера» придумал Виктор Михайлович Третьяков. Мы тогда активно сотрудничали с ним по Ломоносовскому фонду — я и самому фонду символ разрабатывал, много было интересных проектов, и он загорелся этой идеей премии общественного признания. А мне поручил разработать знаки.

Скульптуру помора с оленем утвердили сразу, нужно было определиться со стилем и деталями. Виктор Михайлович изначально предложил выполнить работу в кости — чтобы поддержать символ Севера и напомнить, что традиция косторезов все еще живет в селе Ломоносово. Я посмотрел на помора с оленем — а он исполнен в стиле сталинского классицизма, упрощенно говоря. Поэтому за основу я эту фигуру взял, но убрал элементы, которые мешают воспринимать ее как близкую по духу и времени, осовременил по пластике, сделал эскиз и передал в работу.

Первый знак изготовил Геннадий Осипов — известный был мастер из села Ломоносово. Я ездил к нему, обговорили, что да как. Основные элементы — оленя и оленевода — делали из кости мамонта. Обелиск и постамент — из цевки, основа — из дерева. Так все и состоялось, пошло дело. Осипов был в возрасте уже, так что следующие заказы я распределил ребятам молодым: Мише Буторину, сыну Николая Буторина, знаменитого нашего костореза, и его другу и тезке Михаилу Богомолову. Так что мы, считаю, придали новую жизнь обелиску Севера. Это очень важно: на мой взгляд, традиция живет в развитии. Простое копирование — это материал архивный, будущего у него нет.

А значок должен был быть маленький, изящный. Какие, думаю, символы у нас на Севере есть, что больше нигде не встретишь? Естественно, северное сияние изобразил на нем. Алмазы тогда уже тоже начали разрабатывать, так что и алмаз наш северный к месту пришелся. Значок уже на «Звездочку» заказывали — там все же и огранка алмазов есть, дело им знакомое.

По времени сколько делал? Да около месяца. Вот когда скульптуру делаю — пока эскизы рисую, пока рабочую модель исполняю — это по времени, конечно, дольше.

— А вы считали когда‑нибудь, сколько из‑под вашего пера да топора символов всевозможных вышло?

— Я считать‑то не люблю, но некоторая гордость у меня есть за герб Верхнетоемского района. Главное, что удалось мне основную свою идею воплотить. Мы, когда поднимали материалы с музейщиками районными, обнаружили, что в нашем районе было очень много церквей Георгия Победоносца пешего — как в Москве, покровителя, но без коня.

Конкурс, конечно, объявлен был, как во всех районах. Но публика в основном непрофессиональная, детишки да пенсионеры, нарисовали всех змей, что в лесу водятся, всех рыб, что в реках да озерах плавают, все ягоды… Я понимаю, что люди природу любят, но это же особый вид геральдики, надо построже к нему подходить, символику изучать. Во многих гербах Архангельской области непрофессиональный подход виден: плоскость‑то заполнить не умеют, берут симметрией. Я и воду дал, и лес показал, от меня еще прялку полностью требовали, я им: ребята, одним элементом все сказать можно, тут и народ-мастер у меня показан, народ-творец… В деревнях прежде какие умельцы были и ремесел, и песен, и эпоса нашего исконного. Для меня главное было — дух передать, а не решать, кто у меня будет — карась или окунь.

Так что мой проект победил, хоть и шуму наделал, и суды прошел… Как за что? А святой‑то на гербе? Веровать‑то к тому времени уже разрешили, а к святым покровителям на гербах еще не подготовились. Старые гербы любопытно решены тоже, я вопросом интересовался, у тех наших городов, что постарше, идея прежняя сохранена. Я горжусь, что свою идею передать смог. В гербе же не так значимо, какие именно птички на нем изображены — они и у соседей одинаковы. А вот идея, которая во все времена собирала народ русский, — это действительно важно.

«Достояние Севера»: как это сделано

Михаил Буторин
Михаил Буторин

Косторезы Михаил Буторин и Михаил Богомолов изготовляют памятный почетный знак по проекту Сергея Сюхина с 2009 года. Между собой называют изделие «приз», «кубок», «обелиск», иногда просто «работа». Рассказывают, что нужно всегда заранее знать, сколько будет наград, потому что заготавливать животную кость начинают в июне—июле. Ее нужно пилить, шкурить, вываривать несколько дней, белить перекисью водорода, потом сушить. Работать над знаком начинают, когда готова животная кость и получен бивень мамонта. На работу уходит полтора-два месяца.

Михаил Богомолов
Михаил Богомолов

Ломоносовская косторезная школа носит имя Николая Буторина — отца Михаила Буторина. Среди его выпускников и Михаил Богомолов. Он, Михаил, окончил художественную школу, хотел поступать в Ярославское художественное училище, но передумал и поступил в Ломоносово. Потом полтора года работал там на фабрике.

На один памятный почетный знак уходит два килограмма бивня мамонта. Добывается он в основном в Якутии. Есть еще маленькое месторождение на Ямале, но ямальские бивни, по мнению архангельских мастеров, очень плохого качества. Также при производстве используются рог лося и коровья кость. В общей сумме — пять килограммов кости.