Кто побеждает на WorldSkills
Участники второго регионального чемпионата WorldSkills клали кирпичную стену, сооружали птицу счастья из гипсовой смеси и картона, собирали модель вагона, строили беседку, проводили бодрящую гимнастику для детсадовцев и уроки по робототехнике для школьников… «Достояние Севера» разбирается, чем WorldSkills отличается от других конкурсов профмастерства.
Миссия выполнима
Полностью название чемпионата звучит так: «Молодые профессионалы Архангельской области» (WorldSkills Russia) — и уже в самом названии заложено море оптимизма. Признаемся: рассказом о том, что происходило в эти конкурсные дни, одну пожилую родственницу мы довели до слез. Сказала, что очень ей стало радостно за рабочие профессии, за ребят, которые этому учатся, и за областную экономику в целом.
Это лирика, конечно, но чемпионат действительно получился эмоциональным. И живым. Вот актовый зал Архангельского педагогического колледжа. Пыль стоит столбом, дыма коромыслом, к счастью, еще нет. Плотники — участники WorldSkills — строят детские беседки. У задания два этапа. Первый — сама беседка, массивное сооружение из доски-сороковки. Второй этап — стропильный каркас наклонной двускатной крыши над этим сооружением.
Время заканчивается, первый этап завершили почти все. Шум инструментов не то чтобы стих — но теперь он сосредоточился у рабочего места номер два. Студент педколледжа Даниил Синицын намерен построить и крышу.
Изюм в том, что крышу нужно сконструировать. В задании дана только общая схема, а углы и сопряжения деталей участник должен сосчитать самостоятельно. Причем ошибаться и переделывать уже некогда. За ленточкой, отделяющей зрителей от участников, переживает наставник Даниила…
На будущей беседке один за другим появляются бруски — стропила с выпиленными углами. Сложится ли этот пазл, станет ясно, только когда все будет готово. А время идет…
Крыша — за три часа
В свободную минуту мы спрашиваем у эксперта Александра Брагина, насколько востребованы сейчас плотники.
— Столяры, плотники всегда востребованы, — говорит он. — Человек с такой профессией может работать на стройке, в столярных мастерских, строительных, ремонтных организациях. Настоящие профессионалы получают много частных заказов. Ребята поспособнее и поактивнее открывают ИП. Те, кто соображает неплохо, умеет считать, могут повышать квалификацию, поступив в вуз, получить профессию инженера.
…У этой истории все хорошо не только с драматургией, но и с финалом. Даниил Синицын единственный из всех участников построит крышу — и сделает это всего за три часа вместо отведенных десяти.
А мы останемся с вопросом: что же такое WorldSkills и что на нем побеждает? Золотые руки или золотые головы?
Шкаф с неисправностями
Главный эксперт по компетенции «Электромонтаж» Алексей Житов очень высоко оценил уровень подготовки участников: дело в том, что задание для электромонтажников было взято с предыдущего национального чемпионата WorldSkills, оно считается практически невыполнимым для профессионала. Наши ребята справились процентов на семьдесят.
— Участники работали над схемой освещения и схемой управления насосной станцией. Им давалось 17 часов на монтаж, один час на программирование и один час на поиск неисправностей. Был шкаф, в который мы специально внесли 15 неисправностей, — рассказал Алексей Житов.
— Мы тут задались вопросом: здесь важнее уметь работать руками или головой?
— Это сплав. И руки важны, и голова. Недавно тоже задавался вопрос: WorldSkills — это спорт или профессионализм? Давайте я спрошу у вас: кто к вам придет ремонтировать холодильник — спортсмен или профессионал?
— Профессионал, надеюсь.
— Конечно. Но при этом, когда профессионал делает свою работу, он не торопится. А здесь ребятам на выполнение заданий отводилось время — в этом, наверное, и была спортивная составляющая.
Это перезагрузка
Вопрос, о котором говорит Алексей Житов, задавался на дебатах в рамках чемпионата: WorldSkills — это спорт высоких достижений или инструмент повышения качества профессионального образования?
Наверное, и то и другое, а еще способ встряхнуть, перезагрузить нас — родителей, учителей, всех взрослых. На пленарном заседании в деловой части чемпионата звучало: надо научиться уже работать с молодыми людьми по-другому. До сих пор у нас система образования ориентировалась на запросы родителей. А надо бы на запросы работодателей.
Вот всего две цифры для размышления, их привел в своем докладе министр экономического развития области Семен Вуйменков. До 2030 года появятся 186 новых профессий. И до 2030 года исчезнут 57 профессий.
В этом смысле WorldSkills — это метафора сегодняшнего рынка труда. Чтобы на нем победить, сварщику, например, уже мало просто уметь делать хороший ровный шов. Нужно обладать гибким и самостоятельным мышлением, желанием и возможностью постоянно учиться. В споре золотых рук и золотых голов побеждает дружба.
Цифры и факты
- 85 субьектов Российской Федерации участвуют в движении WorldSkills Russia
- 92 студента участвовали в 2018 году в региональном чемпионате
Мнение
Оксана Орлова, руководитель направления Управления регионального развития Союза «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia
— Сегодня WorldSkills — это не только чемпионатная система. Это система подготовки рабочих кадров в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Ежегодно проводятся региональные чемпионаты, расширяется экспертное сообщество, наблюдается положительная динамика в части количества развиваемых компетенций. А это свидетельствует о том, что у вас в регионе работает профессиональная команда. И конкурсанты — это тот самый кадровый потенциал, который готов поднять областную экономику на более качественный уровень.
Победители чемпионата «Молодые профессионалы Архангельской области» (worldskills russia) 2018 года
- «Сантехника и отопление»: Сергей Осипов, Архангельский техникум строительства и экономики
- «Малярные и декоративные работы»: Анна Зуева, техникум строительства, дизайна и технологий (Северодвинск)
- «Электромонтаж»: Захар Чернышов, Котласский электромеханический техникум
- «Преподавание в младших классах»: Алена Антропова, Архангельский педагогический колледж
- «Кирпичная кладка»: Дмитрий Лупинский, Архангельский техникум строительства и экономики
- «Медицинский и социальный уход»: Марина Ушакова, Котласский электромеханический техникум
- «Плотницкое дело»: Даниил Синицын, Архангельский педагогический колледж
- «Парикмахерское искусство»: Валерия Кувакина, Архангельский торгово-экономический колледж
- «Сухое строительство и штукатурные работы»: Юрий Попов, техникум строительства и городского хозяйства (Архангельск)
- «Дошкольное воспитание»: Екатерина Глобенко, Архангельский педагогический колледж
- «Обработка листового металла»: Малик Гаев, техникум судостроения и машиностроения (Северодвинск)