Традиции новаторства Котласского центра дополнительного образования
Удивительно, но все самые заметные новшества в российском образовании уже были внедрены в работу Котласского ЦДО — и даже стали его традицией. О том, как коллектив центра работает на опережение, рассказывает его директор Елена Чиркова.
«Движение первых»
— Часто бывает так, что мы начинаем воплощать какую‑либо идею, а потом наша же инициатива возвращается к нам в виде распоряжения областного или федерального министерства, тем самым подтверждая, что мы выбрали правильный путь, — рассказывает Елена Леонидовна. — Возьмем «Движение первых»: новые формы работы общероссийского общественно-государственного движения, созданного 14 июля 2022 года по инициативе руководства России, во многом строятся на коммунарской методике доктора педагогических наук Игоря Петровича Иванова, 100‑летие со дня рождения которого отмечается в этом году. А мы работали по этой методике и сохраняли коммунарские традиции независимо от изменений, происходящих в стране, наших личных жизненных обстоятельств и реформ учреждения.
Год педагога и наставника, несомненно, внес новую струю в организацию работы коллектива. Как и требуется, появились форматы наставничества «педагог — педагог», «педагог — ученик», «ученик — ученик». Но в ЦДО традиция работать в таких форматах зародилась еще с тех времен, когда центр был Домом пионеров.
— Особая черта педагогов нашего учреждения — преданность, — подчеркивает директор. — Есть люди, которые по воле обстоятельств сегодня сменили работу, но продолжают сотрудничать с нами или участвуют в каких‑либо проектах, потому что ЦДО — их стартовая площадка. Это очень важно и ценно.
Продолжают работать с центром наши уважаемые ветераны. Приведу такой пример: я в учреждении с четвертого класса, работаю уже 49‑й год. Своими наставниками по педагогической деятельности считаю Римму Александровну Стрельцову, которая создала городской штаб школьников «Товарищ», и Тамару Изосимовну Бурдаеву, она вводила меня в профессию. Они обе давно не работают, но остаются в курсе новостей и событий нашего штаба, причем Римма Александровна по‑прежнему участвует в наших с ребятами поездках. В свою очередь у меня есть свои преемники — это Михаил Викторович и Наталья Геннадьевна Шарины. Эта цепочка не прерывается: сегодня у них уже свои ученики и продолжатели.
«Разговоры о важном»
Сегодня каждый понедельник во всех школах страны начинается с уроков «Разговоры о важном». В Котласском центре дополнительного образования такие «Разговоры» всегда были элементом любого занятия — здесь дети не сидят смирно за партами, а постоянно находятся в движении и в творчестве.
— На занятиях ребята и педагог обсуждают книги, фильмы, важные события, семейные традиции, этикет, отношения мальчиков и девочек, первую любовь… Они говорят обо всем, что им пригодится в жизни и о чем дома не успевает поговорить мама, — рассказывает Елена Леонидовна. — Наш стажист, педагог дополнительного образования Людмила Васильевна Козлова умеет по‑особому выстраивать такие диалоги. Она очень востребованный педагог, к которому ведут детей независимо от программы: секрет — в общении! Ее направление — народная игрушка, но, рассказывая о ней, Людмила Васильевна также говорит о народных и семейных традициях, о любви к Родине, к своим родным и близким.
Или возьмем нашего ветерана Николая Михайловича Шабалина, который вел радиотехнику и авиамоделирование. Дети приходили к нему и говорили: «Вы как папа или дедушка». Мамы мальчиков из неполных семей отдавали своих сыновей в группы Шабалина, потому что он тот мужчина, который может научить мужскому делу и отношению к жизни.
Новое поколение преподавателей тоже имеет важное преимущество — они с легкостью разговаривают с современными детьми на их языке, имеют навык обращения с гаджетами. Это хорошо помогает молодым педагогам обсуждать с учениками самые ключевые аспекты жизни человека в России.
«Большая перемена»
В 2015 году в центре появился городской клуб ветеранов педагогического труда «Большая перемена».
— Мы назвали его так, еще не зная, что будет учрежден такой всероссийский конкурс. Думаю, это не случайное совпадение, а знак, — подчеркивает директор. — Клуб объединил в одной команде Котласский педколледж и абсолютно все школы городского округа. В его актив вошли экс-директора школ во главе с лидером Надеждой Васильевной Добрыниной. Мы провели много совместных праздников и чествовали своих наставников далеко до старта Года педагога и наставника. Встречаясь, они обнимаются, и я радуюсь тому, что наши ветераны сохранили свой удивительный командный дух.
Коллектив центра дополнительного образования и сам по‑особому демонстрирует, насколько ценны профессиональная дружба и уважительное отношение друг к другу.
— Нам много раз повторяли, что современный переход на выбор кружков через «Навигатор дополнительного образования» приведет нас к конкуренции с коллегами, но наш опыт показывает несостоятельность конкуренции в образовании. Мы все — партнеры, готовые дружить и работать, вместе придумывать новые проекты, — отмечает Елена Чиркова.
Ребята и педагоги московской школы № 1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова, которых с нами связывает история знаменитого котлашанина, каждый раз, приезжая, удивляются возможностям учреждения. Имея весьма скромное финансирование, центр дополнительного образования развивает лучшие практики и инициативы страны — благодаря сильному коллективу энтузиастов-бессребреников, которые просто живут своим делом.
Коллектив ЦДО в цифрах:
- Выпускники учреждения — педагоги — 60 %
- Стажисты — 12 %
- Молодые педагоги — 5 %
- Семейные династии (пары) — 6
- Учебных групп — от 225 и свыше
- Обучающихся — до 3500 человек
- Количество программ по шести направлениям — более 145
- Методисты — 8
Официальная группа Котласского центра дополнительного образования в соцсети «ВКонтакте»