Председатель сельхозартели «Ступинское» Александр Холодов — о том, чем жив один из последних в Архангельской области колхозов
На минувшей XXVII областной выставке «Животноводство Поморья» СПК сельскохозяйственная артель (колхоз) «Ступинское» из Няндомского района стал призером с присуждением третьего места по результатам племенной работы в 2018 году.
Для тех, кто в теме, это важная новость. «Ступинское» — маленькое хозяйство в маленькой деревне, которая находится в 130 километрах от районного центра. В Ступино примерно 200 жителей, и сорок из них работают в СПК. Вот такая основа экономической, да и всей остальной жизни территории.
Подобных хозяйств в области осталось крайне, просто критически мало. И все они живут по афоризму из «Алисы в Зазеркалье»: нужно бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее.
Так с какой скоростью «бежит» признанное призером «Ступинское»?
Соль жизни
Александр Холодов в этом году может отмечать совершеннолетие своего председательства: в 2001‑м он возглавил практически разоренную к тому времени артель. Сам вспоминает: когда пришел в хозяйство, здесь было 15 миллионов рублей долгов. И годовая выручка в полтора миллиона! Так смешно, что хоть плачь. В 2004 году артель сумела войти в программу по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий, а спустя десять лет — закрыть все долги 1990‑х годов. К слову, расплатиться по таким долгам смогли только два няндомских предприятия из всех предприятий области.
Десять лет до Холодова хозяйство не пахало и не сеяло. Александру Николаевичу удалось вытащить из небытия животноводство и молочное производство, нарастить стадо и улучшить его племенную составляющую. Известно, как ревностно относится Холодов к чистоте холмогорской породы коров. В ступинском хозяйстве уровень прилития крови голштинов сохранен на уровне 40 процентов — в отличие от многих, в том числе крупных, племенных хозяйств, где этот показатель доходит до 90 процентов. При этом показатель продуктивности в небольшом «Ступинском» — на европейском уровне: восемь тонн молока на корову в год.
Но соль жизни сельхозартели не только в производстве. «Ступинское», по сути, решает все социальные вопросы в деревне: обеспечивает дровами, водой, теплом, ремонтами школу, детский сад и клуб. Построило современное жилье, детские площадки, мемориальный комплекс к юбилею Победы, церковь. Открыли колхозники и собственный магазин — с ценами на грани себестоимости. В Ступино куда ни ступи — всюду будет «Ступинское»!
О воскрешении экономики
Мы спросили у Александра Николаевича: что он и его специалисты делают такое, что «Ступинскому» удается сохранить стадо и производство, тогда как другим хозяйствам, которые находятся в аналогичных условиях, — нет?
— Ничего особенного мы не делаем, — честно отвечает Холодов. — Нам удавалось полноценно развиваться до 2011 года, пока на хозяйство не положили глаз мои политические оппоненты. В течение двух лет готовился захват предприятия. Предприятие отстояли — начались другие проблемы… Я два созыва был депутатом областного Собрания, но с августа прошлого года мое депутатство закончилось, и я плотно занялся хозяйством.
Сегодня в артели идет огромная внутренняя работа по восстановлению экономики. На ближайшие два года поставлена задача по максимуму снизить убытки — и мы уже видим, что это нам пока удается: по итогу года убыток будет, но небольшой. «Выплывать» помогает лес — на ближайшие тридцать лет у нас есть 16 тысяч кубометров.
Что касается развития: подготовлен проект телятника с беспривязным содержанием. Мы понимаем, что назрела необходимость переходить с привязного на беспривязное содержание, опыт по области накоплен огромный.
При этом мы продолжаем наращивать надои, но это дается непросто. Основной покупатель нашего молока — Каргопольский молочный комбинат — находится в 210 километрах от «Ступинского». Причем 80 километров из этих двухсот — грунтовая дорога. Весной и осенью ее размывает, летом чуть прошли дожди — дорожники ставят ограничение по весу. И как молоко вывозить?
Возвращаясь к вопросу о том, как нам удается держаться на плаву, когда другие похожие хозяйства идут ко дну: все состоит из мелочей. Из конкретных шагов, которые нужно делать, из отдельных вопросов, которыми нужно заниматься. Если этого не делать, если не обращать внимания на мелочи, нас ждет судьба многих маленьких хозяйств на отдаленных труднодоступных территориях. Остановишься — погибнешь. А чтобы жить, нужно все время двигаться вперед и верить, что так и может быть всегда.