Ректор СГМУ Любовь Горбатова: «Наши абитуриенты делают осознанный выбор»
По данным «РИА Новости», в рейтинге востребованности вузов за 2017 год Северный государственный медицинский университет находится на 8-м месте среди вузов своего профиля.
В профессию — с детского сада
— Любовь Николаевна, по вашим наблюдениям, насколько осознанно школьники идут получать медицинское образование?
— Медицина — это призвание. Как правило, те, кто поступает в наш вуз, делают осознанный выбор. Во многом в этом помогает та огромная профориентационная работа, которая проводится в нашем университете.
Путь к профессии врача никогда не был простым. Нужно понимать, что учиться придется всю жизнь. Наши студенты сочетают образовательную деятельность с научной работой. Среди них много победителей различных олимпиад и конкурсов всероссийского и международного уровня. Все это также говорит о том, что ребята заинтересованы в получении знаний, в постоянном развитии, а значит, их выбор профессии не был случайным.
О качестве подготовки медицинских кадров говорит и тот факт, что в рейтинге востребованности вузов за 2017 год, по данным «РИА Новости», среди медицинских вузов СГМУ находится на 8-м месте.
— Расскажите подробнее о профориентационной работе, которую ведет СГМУ в школах.
— В СГМУ создана и активно работает модель непрерывной профессиональной ориентации «детский сад — школа — вуз — медицинская организация». В Центре довузовского образования и профессиональной ориентации СГМУ, которому в этом году исполняется 25 лет, разработаны уникальные методики профориентации школьников, студентов и выпускников, программы психологической адаптации для первокурсников, разные формы дополнительных занятий для поступающих в вуз и для сдачи ЕГЭ.
Наиболее эффективной формой работы является создание профильных медицинских классов. С 2009 года работает интернет-школа — одна из форм дистанционного обучения слушателей центра. Сегодня функционирует ряд новых профориентационных проектов. Среди них инновационный образовательный и профориентационный проект для школьников и дошкольников «МЕДИК-ГРАД», занятия в котором проводятся на базе научно-образовательного симуляционного центра.
Новый проект «Урок в музее» включает занятия на базе музеев университета для школьников 5-11-х классов по темам школьной программы по естественным наукам. Для учащихся 7-11-х классов проводится тестирование с помощью диагностического компьютерного комплекса «Профориентатор».
Интересен проект «Студент на один день», участвуя в котором школьники знакомятся со студенческой жизнью: посещают лекции, семинары и практические занятия. Ученики 8-11-х классов, обучающиеся в профильных классах, в очной и заочной профориентационной школе «Юный медик» и «Юный фармацевт», могут принять участие в олимпиаде по латинскому языку.
Проведенные исследования показали, что первокурсники, обучавшиеся в профильных классах и посещавшие подготовительные курсы при вузе, значительно легче адаптируются к новой форме обучения, более внимательны и восприимчивы к получению большого объема знаний.
— Как бы вы объяснили абитуриенту, что представляет собой медицинское образование? В чем его главная трудность и главная притягательность?
— Медицинское образование — это огромное количество как теоретических знаний, так и практических навыков. Причем эти знания необходимо получать всю жизнь, то есть нужно быть готовым к тому, что учиться придется постоянно. Специалисту любого медицинского направления необходимо пополнять свой теоретический багаж, так как медицинская наука не стоит на месте.
Медицинское образование — это еще и искренняя готовность служить людям. Только обладая этим качеством можно стать настоящим профессионалом. Всегда нужно помнить, что профессия врача очень трудна и ответственна. Но нет ничего лучше, чем осознание того, что ты помог человеку, спас его.
Кадровый ответ
— Выпускники каких специальностей наиболее востребованы в регионе?
— Востребованность в медицинских кадрах в Северо-Западном округе большая, особенно по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология».
— Районы жалуются на нехватку узких специалистов. И как университет может способствовать решению проблемы?
— В регионе очень много делается для решения задачи кадрового обеспечения здравоохранения и поддержки молодых специалистов. Это и целевое обучение, и единовременные денежные выплаты молодым специалистам, программа «Земский доктор», областные конкурсы «Лучший врач года», «Лучший провизор года», «Целевик года» и другие.
Большая роль в решении кадрового вопроса принадлежит муниципальным образованиям, с которыми мы проводим большую совместную, в том числе и профориентационную, работу на уровне дошкольного и школьного образования.
Очень важно, что в последнее время большое внимание уделяется целевому обучению: удельный вес целевиков в нашем вузе увеличивается с каждым годом. В 2017-м в СГМУ план выполнения целевого приема по регионам составил 98,9 процента.
Всего же сегодня в СГМУ по целевым договорам учатся 389 человек. И если все они в свое время выйдут на положенное им по договору место работы, кадровый потенциал больниц значительно улучшится, ведь большинство учреждений обучают своих целевиков именно по дефицитным специальностям.
Кроме того, в нашем университете ежегодно проводится ярмарка вакансий. Мы очень тесно сотрудничаем с учреждениями здравоохранения, потому что задачу обеспечения медицинскими кадрами можно решить только совместными усилиями.
— Как заключить договор на целевое обучение?
— Есть два варианта. Первый: будущий абитуриент должен узнать в медицинской организации, может ли он заключить договор на обучение в СГМУ по определенной специальности. Второй вариант — можно узнать информацию и заключить договор между поступающим и министерством здравоохранения Архангельской области. При этом надо помнить, что студенты, получающие образование по целевому договору, имеют и обязанности, главная из которых — трудоустройство в учреждение, направившее на учебу. Подписав договор о целевом обучении, будущий специалист уверен в том, что после окончания вуза будет трудоустроен по специальности.
Обучение на практике
— Какие новые тренды в образовании использует СГМУ?
— В университете внедрена система непрерывного медицинского образования с применением современных технологий: симуляционного обучения, стажировок, дистанционного образования. Открытый в СГМУ Центр аккредитации и симуляционного образования способствует внедрению симуляционного обучения на всех уровнях образовательного процесса.
Сегодня важна практикоориентированность образовательных программ. 28 лечебных учреждений Архангельска являются клиническими базами университета. Студенты имеют возможность получить различную квалификацию: врач-лечебник, врач-педиатр, врач-стоматолог, врач по общей гигиене, врач-биохимик, провизор и другие. Востребованы и такие парамедицинские специальности, как социальная работа, клиническая психология, лечебная физическая культура.
Университет располагает всей необходимой материально-технической базой и высококвалифицированными специалистами.
389 человек учатся сегодня в СГМУ по целевым договорам