Народный мастер Галина Челпанова возрождает бренд поморской варежки
Председатель Архангельской региональной общественной организации содействия сохранению и развитию народной поморской культуры «Мастеровые поморы» Галина Челпанова стала победителем областного конкурса «Достояние Севера — 2021».
«Вяжу с семи лет»
У Галины Александровны Челпановой две малые родины — Архангельск и Новодвинск.
— Детство прошло на улице Гагарина в областном центре, затем жила на улице имени народного мастера Федота Шубина, где располагаются Выставочный зал Союза художников и «Беломорские узоры». Это как‑то определило мой путь, я тоже стала народным мастером, — рассказывает Галина Александровна. — Моя бабушка Евгения Ивановна очень хорошо вязала, ткала пряжу, шила народные костюмы и мне привила любовь к рукоделию. Варежки вяжу с семи лет, занималась в школьном кружке вязания. А еще с радостью посещала пионерскую комнату при домоуправлении, где прекрасный педагог Александра Ивановна учила девочек вязать шарфы, рукавицы, носки и свитера.
В четвертом классе Галина Челпанова серьезно увлеклась лыжами. Активно участвовала в районных и городских соревнованиях. Тренер ДЮСШ № 3 Екатерина Маминова учила своих воспитанников не бояться соревноваться и всегда добиваться победы.
— Ее уроки мне очень пригодились в жизни. Когда участвовала в многочисленных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству, не боялась поражений, всегда шла к намеченной цели, — отмечает Галина Александровна.
Галина Челпанова по образованию инженер-технолог. Окончила факультет механической обработки древесины АЛТИ. Работала мастером и инженером на Соломбальском ЛДК.
Варежки с узором
В 1987 году молодая семья Челпановых переехала в Новодвинск. Муж сразу нашел работу, а Галина Александровна воспитывала сына и два года работала надомницей. Тогда и пришло увлечение вязанием с традиционным орнаментом.
— В журналах я искала узоры для рукавиц. Очень понравились старинные рисунки Лезгинцевой. Собирая их, она объездила весь Север, вплоть до Чукотки. Об этом авторе, а также ее интересные рассказы об орнаменте и семантике я прочитала в журнале «Северные просторы». Так начала вязать варежки с орнаментом. Моя бабушка была хранительницей народных традиций, и мне очень захотелось возрождать и сохранять изделия народных промыслов.
В 1994 году Галина Челпанова создала кружок вязания в новодвинском ДЮЦ. На занятия к мастерице приходило много девчонок. Им нравилось вязать наряды для кукол Барби. Зарплату в перестройку задерживали, ниток не было. Девочки распускали на нитки трикотажную обтирку с АЦБК, а руководитель кружка искала средства на пряжу у спонсоров. Супруг Галины Александровны обтачивал спицы из колес старых велосипедов и зонтиков, чинил ломаные куклы. Несмотря на трудности, девочки вязали шикарные наряды для Барби.
— Постепенно девчонки освоили технику вязания. Стали вязать рукавички и другие вещи. Мы продавали свои изделия на ярмарках, а на вырученные деньги покупали нитки, ездили в экспедиции. Тогда наш девиз был — «Найти и сохранить». В деревнях мы искали старинные рисунки, учились новым технологиям. Бабушки делились тонкостями, как по‑особому закрывать варежку, чтобы рисунок заходил на палец, как вывязывать после резинки обручок с молитвой, как по цветовой гамме располагать орнамент изделия — нельзя ни одной петельки прибавить или убрать, а то получится злой клыкастый дракон, — рассказывает народный мастер.
Юные вязальщицы побывали в деревнях Лешуконского, Мезенского, Пинежского и Приморского районов. Записывали за бабушками значение рисунков, а после экспедиций работали со справочной литературой, узнавали символику и семантику орнаментов. Было собрано много исследовательского материала. Ученицы Галины Челпановой писали доклады и исследовательские работы, выступали на городских и всероссийских научных конференциях и форумах, успешно участвовали в творческих конкурсах, некоторые из них связали свою профессию с этнографией.
Музей поморской варежки
В 2006 году Галине Челпановой выделили помещение в Новодвинском городском культурном центре. Появилась возможность заниматься вязанием с детьми и взрослыми. Так открылась народная студия «Нить Ариадны».
С женщинами — любительницами вязания народный мастер приумножает народные традиции орнаментального вязания.
Галина Челпанова со своими мастерицами постоянно участвует и побеждает в соревнованиях и грантовых конкурсах различного уровня. Деятельность народного мастера по сохранению поморского культурного наследия, популяризации народного прикладного творчества получила высокую оценку на уровне Общественной палаты РФ, отмечена президентскими грантами, дипломом «Лучшая социальная практика» на всероссийском уровне.
В 2019 году в Новодвинске был создан Музей поморской варежки, который стал центром притяжения мастеровых горожан. Здесь обучаются вязанию и стар и млад, проходят конференции, творческие встречи.
Благодаря реализации авторского проекта Галины Челпановой по созданию Музея поморской варежки Новодвинск стал победителем Всероссийского конкурса на лучшую муниципальную практику в номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне». Город бумажников получил президентский грант в размере 75 миллионов рублей на развитие бренда поморской варежки.
— В этом году коллекция музея пополнилась 400 вязаными вещами, среди которых поморские рубахи, чулки и другие изделия. Мы позиционируем Новодвинск как колыбель поморской варежки. Провели конкурс стихов о варежке собственного сочинения, конкурс «Самая веселая варежка». Хотим, чтобы наш музей стал примером для мастеровых людей, чтобы они развивались вместе с нами, — рассказывает Галина Челпанова. — На средства президентского гранта планируем создать этноцентр общественных инициатив по сохранению народных традиций. В Новодвинске проживают люди 56 национальностей. Наша задача — сохранить народные традиции, народное прикладное творчество.