Как в обычной архангельской школе учат мечтать о море
Архангельская школа № 32, что в округе Майская Горка, с 2010 года носит имя Соловецких юнг. Уже заходя в нее, ощущаешь себя словно в морском экипаже — именно так здесь называют привычные классы. Среди учеников тут принято носить морскую форму, которая является не просто элементом стиля и эстетики, а скорее символом некоего внутреннего порядка. А сердце школы — местный музей соловецких юнг.
Школа с соловецким уклоном
— В 2006 году судьба свела нас с энтузиастом своего дела Галиной Георгиевной Валовой, автором экспериментальной комплексной образовательной программы «Соловецкие юнги», — рассказывает директор школы Ольга Павловцева. — Ее программа — единственная в своем роде и носит яркий региональный характер: феномен Соловецкой школы юнг наш, местный, северный! Это уникальная историческая страница: на Соловках была организована школа для подростков со всей страны, на чьи плечи легла необходимость решать серьезные взрослые задачи, защищать свою страну наравне со взрослыми. И здесь у педагога возникает масса вопросов. Что общего у тогдашних и сегодняшних детей? И смогут ли нынешние дети поступить так же, выполнить те же задачи, если у страны будет такая историческая необходимость? И сейчас я абсолютно не сомневаюсь в этом!
После изучения программы было принято решение создать на базе школы № 32 некое подобие школы юнг, перенести в наше время ее дух и содержание. В 2007 году получено разрешение работать по экспериментальной программе. Она предполагала создание на базе школы системы дополнительного образования. Работать по морским дисциплинам начали с первого класса — в первой группе было 22 ребенка. Каждый год к программе подключали новую учебную параллель. Таким образом, через десять лет вся школа стала морской и соловецкой.
Парус, узлы и… бальные танцы
Море — это во многом о любви. Поэтому случайные люди в 32‑й школе не приживаются. Сергей Иванович Щербина, морской офицер запаса, ведет занятия с детьми по морскому профилю. Образно выражаясь, отвечает в школе непосредственно за морской дух и букву. Дает основы военно-морской подготовки, рассказывает детям о море не по учебнику, знакомит с морским уставом, учит вязать морские узлы и управляться с веслами и парусом. Школа дружит с парусным центром «Норд», на базе которого проходят летние профильные лагеря. И в этом году программа лагеря ожидаемо посвящена 80‑летию создания Соловецкой школы юнг.
— В начальной школе, с 1‑й по 4‑й класс, у нас работали группы продленного дня, — продолжает Ольга Николаевна рассказ о становлении соловецкой программы. — Дети были заняты с утра до вечера. После основных уроков начинались занятия по морскому делу, хореографии, основам православной культуры. Мы возили детей в бассейн, занимались с ними этикетом и бальными танцами — в общем, учили всему, что должен был когда‑то знать и уметь российский морской офицер. Мы также сотрудничали с 14 учебными заведениями, в том числе САФУ, СГМУ и училищем имени В. И. Воронина, для того чтобы преподать ребятам азы профессий. Сегодня мы работаем в несколько усеченном варианте. Школа готова к дальнейшему развитию программы, но для того, чтобы работать в полном объеме, не хватает ресурсов. Здесь учатся 947 ребят, и их число растет, так как микрорайон активно развивается. Обучение идет в две смены, помещений катастрофически не хватает. Надеемся, что вернемся к полному формату работы в будущем.
«Зачем готовить детей к войне?»
— Конечно, с самого начала мы сталкивались с мнением части родителей, которые выступали против такой, как им казалось, милитаризации образования. Мол, зачем готовить детей к войне, воспитывать из них солдат? Кто‑то говорит так и сейчас, хотя случаев отказа ребенка от занятий в нашей школе на моей памяти не было, — продолжает Ольга Николаевна. — Кто‑то не признавал морскую форму, говорил, что она не является обязательной, хотя ее носят подавляющее большинство наших учеников. Но когда родители увидели, что именно предлагает школа, даже скептики поменяли свое мнение. С практической точки зрения это очень удобно: родителям не нужно самим водить после школы детей по разным учреждениям дополнительного образования, ведь дети уже здесь, на месте, бесплатно получают огромное количество дополнительных знаний и умений! Самое же, я считаю, главное, что мы получили благодаря реализации программы, — внутри классов появились настоящие сплоченные и дружные коллективы, экипажи, как называют их сами ребята. А внутри этих экипажей родились дружеские, почти родственные отношения и связи, которые будут потом объединять ребят всю жизнь. И даже ученики, у которых, к примеру, не все было благополучно в основной учебе, могли стать настоящими звездами по вязке морских узлов, разборке-сборке оружия и так далее.
Форма обязывает!
К слову о военно-морской форме, принятой в этой школе. Как рассказывает Ольга Павловцева, форма была введена по инициативе родителей, которые поняли: соприкосновение с рядом учебных направлений, а также героической историей Великой Отечественной войны требует от учеников некой внутренней дисциплины, достичь которую поможет форма.
— Вариантов формы было много, — продолжает Ольга Николаевна. — Мы поработали с ателье и дизайнерами, и получился нынешний вариант. Ведь главная цель формы — увязать внешний вид с содержанием. Конечно, всегда будут дети, которые стремятся стать исключением из правил. Но большинство родителей и учеников форму приняли: это самый демократичный и незатратный вариант решения вопроса, в чем ходить на учебу. Наконец, форма — это просто красиво.
Профессия как судьба
Одной из основных задач школы остается профориентация. Многие мальчишки-выпускники действительно выбирают путь, связанный с морем либо военной службой. Бывшие ученики часто возвращаются в школу, чтобы рассказать своим учителям, как складывается их жизнь.
— Безусловно, работа по программе, подобной нашей, подразумевает под собой не только образование, но и воспитание, формирование определенной системы ценностей. И, как мне кажется, мы с этим справляемся, — рассказывает Ольга Павловцева. — Достаточно вспомнить один показательный случай, который произошел во время нашего с ребятами очередного выезда на Соловки. Вместе с костромичами и северодвинцами мы являемся участниками Летней Соловецкой школы юнг, живем летом на островах по две недели, ребята многому учатся, ходят на шлюпках по системе озер, несут вахту у памятника юнгам… Наши ученики живут там настолько насыщенной жизнью, что даже про мобильные телефоны забывают! И вот однажды во время торжественных мероприятий, посвященных юбилею школы юнг, к одному из наших учеников, мальчишке в морской форме, подошел англичанин и предложил купить у него бескозырку с ленточкой. Предложил тысячу долларов. Но мальчик сказал: «Это не продается!» Значит, все, что мы делаем, — не зря! Видимо, наша задача — поработать с детьми так, чтобы, понимая реалии сегодняшнего дня, они были готовы разделить со страной все серьезные испытания, которые выпали на ее долю.