Однажды из Санкт-Петербурга в Архангельскую область приехал молодой человек, у которого в плане было только: концерт Северного русского народного хора и Музей поморской варежки в Новодвинске. Как получилось, что варежка стала брендом монопромышленного города? Рассказывает создатель музея Галина Челпанова.

«Не трогай, ошиболка будет!»

— Все началось с этнографической мастерской северного художественного вязания, которую я создала в 1994 году в Детско-­юношеском центре Новодвинска. Мы с детьми ездили в деревни, искали ­старинные ­рисунки, фотографировали «кода­ками» орнаменты, записывали за бабушками разные тонкости: как закрыть варежку в шесть дорожек, как после резинки вывязать с молитвой «обручок», как завести рисунок на палец. Старые мастерицы учили нас, что нельзя ни петельки убавить или прибавить: «Не трогай, ошиболка будет!»

Параллельно я работала с источниками в отделе краеведения областной библиотеки имени Н. А. Добролюбова, искала словари и энциклопедии по семантике и символике орнамента. Так мы с ученицами собрали теоретический материал и освоили технологию.

В 2007 году нам выделили помещение в городском культурном центре, появилась возможность заниматься вязанием с детьми и взрослыми — так открылась народная студия «Нить Ариадны», в которой сегодня занимаются 73 человека. А в 2019 году благодаря Фонду президентских грантов появился Музей поморской варежки.

Что носили звонарь, невеста и рыбак?

— На какие экспонаты всегда обращают внимание наши гости? В первую очередь это варежки с тремя пальцами — маленькие дети, увидев их, радуются: «Ой, зайчик!» Впервые такие варежки я увидела в Российском этнографическом музее в 2001 году и сфотографировала их. Мы рассчитали количество петель и рядов, скопировали орнамент и связали реплику тех варежек. Оказалось, что они входили в комплект праздничной одежды звонаря и надевались всего четыре раза в году!

Всех удивляют варежки, которые снизу украшены бахромой и орнаментом, а сверху оставлены белыми. Вот эта чистая, ничем не украшенная часть варежек «сообщала» окружающим, что их владелица — невеста, идущая на венчание в храм.

А как интересны — и на редкость практичны — поморские варежки! Например, у нас есть экспонаты, на которых вывязаны сразу два больших пальца: когда один пронашивался до дыр, варежку переворачивали, а дырявый пальчик заправляли внутрь. Есть и дельницы (от слова «дело») — их вязали без резинки, в два раза больше, чем нужно, а затем обваривали. Варежки садились по руке и становились плотными и крепкими, как сукно. Большой палец на таких варежках вывязывали посередине. Зачем? Затем что их брали с собой на рыбный промысел, и, если варежка вымокла или порвалась, ее можно было легко скинуть и надеть другую, не разбираясь, левая она или правая.

Восьмиконечная звезда — тот же компас

— Раньше варежки были своего рода паспортом: по узорам и цветовой гамме можно было понять, из какой местности родом их обладатель. Например, для орнамента поморских варежек характерна восьмиконечная звезда. Об этом хорошо рассказала Ксения Гемп в «Сказе о Белом море». Она спрашивала у поморских женок, почему они вывязывают звезды на варежках, чулках и рубахах-­бузурунках, и те отвечали: потому что в открытом море их мужья ориентируются по звездам. А в 2004 году во время нашей экспедиции по деревням Уна и Луда одна бабушка рассказала мне, что ее мама не отпускала отца на рыбный промысел, если на нем не была надета ­какая-­нибудь вещь, украшенная восьмиконечной звездой.

В орнаменте ярких многоцветных лешуконских варежек мы видим солярные знаки, знаки плодородия и сильный обережный знак — рыболовную сеть. В орнаменте более сдержанных по цвету мезенских — знак пожелания в охоте, заячьи ушки, следы оленя и медведя, рога молодого оленя и оленя-быка.

В Пинежском районе и Республике Коми было широко распространено семеричное вязание — то есть полосами шириной по семь рядов, в каждом ряду — обережный знак, каждый ряд окаймляется рисунком. Что интересно, в древнем старообрядческом селе Усть-­Цильма варежки вязали немного по-другому: ширина полосы не семь, а пять рядов и варежка начинается с желтого цвета.

Орнаменты до сих пор до конца не изучены. Могу сказать, что неизвестного в них гораздо больше, чем известного. Мы с единомышленниками сходимся во мнении, что орнаменты на варежках — это дошедшие до нас отголоски ­какой-то предыдущей эпохи или даже целой цивилизации.

Помните, как в сказке «Снежная королева» лапландка отправила финке письмо на сушеной треске? Там было нацарапано всего несколько знаков, но финка получила из них много информации. Так и с варежками — в их орнаменте заложен целый рассказ. И даже просто попытаться расшифровать эти «послания» — это так интересно и захватывающе!

Место притяжения

— В 2020 году Новодвинск стал победителем Всероссийского конкурса лучших муниципальных практик* и получил 75 миллионов руб­лей на развитие бренда поморской варежки. Мы зарегистрировали бренд и разработали проект Центра общественных инициатив по сохранению народных традиций, который откроется в здании бывшего детского сада. В этом центре будут организованы пространства, которых сегодня так не хватает Новодвинску: выставочный зал, сувенирная лавка, место для проведения мастер-­классов. Переедет туда и наш музей.

Что это даст городу? Музей — это инструмент брендирования и привлечения туристов, а мы хотим развивать Новодвинск через продвижение в нем туризма. Поэтому сегодня мы пишем и заявляем на гранты туристические проекты и очень рады, что по нашим следам уже идут другие городские общественные организации.

*В номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне».

Контакты

Музей поморской варежки

Новодвинск, ул. Ломоносова, 3, корп. 1

варежка-новодвинск.рф

Материал из издания «Архангельская область. Открытый Север»: