Кочевники и жители удаленных поселков получают среднее образование в Ненецкой средней школе им. А. П. Пырерки. С недавних пор на территории учебного заведения установили настоящий чум, который стал центром проведения как национальных праздников, так и обычных выходных дней

Школьный разговор за чашкой чая

Утро субботы для учеников школы им. А. П. Пырерки начинается во дворе. Мальчики и девочки, родители которых живут и работают в тундре, с удовольствием помогают взрослым наставникам принести дрова и продукты, а после все дружно начинают топить печь, жарить на ней мясо и оладьи. Вскоре закипает чайник, тогда на стол ставят кусковой сахар, и за чашкой ароматного чая начинаются разговоры об учебе, родных поселках и делах текущих.

Рядом с детьми находится воспитатель Алефтина Канева, которая сама родом из Хорей-Вера и знает тундровую жизнь не понаслышке. Помогает юным жителям Заполярного района и директор школы, их вторая мама Людмила Прилуцкая. На языке коми она учит кочевников уму-разуму: где пожурит, а где и добрым словом обогреет.

— Чум мы установили благодаря сотрудничеству с компанией «Статойл АСА», — говорит Людмила Прилуцкая. — Ежегодно мы заключаем договоры пожертвования с нашими партнерами и друзьями, выделенные средства идут на реализацию социально ориентированных программ: экскурсии, походы, отдых детей. Сейчас благодаря появлению чума дети кочевников обучаются без отрыва от традиционной культуры, сохраняют навыки хозяйствования, не забывают и родной язык.

Педагоги и воспитатели школы понимают, что дети из тундры и отдаленных поселков по‑разному воспринимают отрыв от родителей и привычной обстановки. Чтобы помочь ученикам адаптироваться, преодолеть трудности с восприятием новых условий, здесь создали и комнату психологической разгрузки.

Родителям есть где остановиться

— Мы занимаемся с детьми с помощью здоровьесберегающих программ «Волна» и «Экватор», направленных на обучение релаксационному типу дыхания и преодоление стрессовых состояний, — рассказывает психолог Екатерина Канева.

В комнате психологической разгрузки есть возможность заниматься арт-терапией. Здесь установлены воздушно-пузырьковая колонна, кресла для релаксации, акустическая система, стол для рисования песком с подсветкой, световой проектор, необходимые для снятия утомления и перенапряжения. Также в школе работает медицинский кабинет, где дети находятся под постоянным присмотром опытного врача-педиатра.

На каждом этаже школы есть уютная комната отдыха, совсем недавно создана и так называемая комната матери и ребенка. Сейчас родителям, приезжающим из отдаленных сел и деревень Заполярного района навестить своих учеников, больше не надо думать о гостиницах, о том, где провести время с чадом. Необходимо отметить, что благодаря спонсорской поддержке Ненецкого окружного союза потребительских обществ комнату полностью укомплектовали новой мебелью и современной техникой, включая плазменный телевизор, холодильник и микроволновую печь.

«Тревоги мамы как рукой сняло»

Подумали в Ненецкой средней школе им. А. П. Пырерки и о детях с ограниченными возможностями здоровья, создав для них доступные и комфортные условия. Один из учеников, Вова Галев, в интервью рассказал, что в свое время мама боялась отпускать его в город, переживала за состояние сына.

— Спустя два года тревоги мамы как рукой сняло, — говорит он. — Во-первых, условия проживания здесь очень комфортные, даже двери установили для меня специальные, они легко открываются. Со мной здесь занимаются специалисты, есть возможность выхода в Интернет, в комнате я живу не один, кормят тоже очень хорошо.

В комнате психологической разгрузки
В комнате психологической разгрузки

К слову, питание в школе пятиразовое, готовят здесь много, разнообразно и, главное, вкусно. В комнатах у ребят тепло, чисто и светло. По субботам ученики сами наводят порядок. Пообщавшись с Катей Мошковой из Белушья и Катей Ноготысой из Нельминого Носа, мы поняли, что среди учеников царит атмосфера мира и добра.

— У нас в школе активно практикуются здоровый образ жизни, военно-патриотическое воспитание, — рассказывает воспитатель и учитель биологии Лидия Ивановна Алсуфьева. — Детей приучаем к самостоятельной жизни — например, парней учим стирать, убирать, гладить. Мы гордимся своими учениками, они очень отзывчивые, трудолюбивые и талантливые.

«У нас еще много интересных идей»

Чтобы поддержать таланты, в школе работает программа художественной направленности «Моя Родина — тундра». Для занятий с детьми создано объединение юных иллюстраторов и литераторов «Нядэйко» («Ягелек»).

— Ягелек — это детский тундровый (авторский) персонаж, устами которого сама тундра рассказывает о себе, — поясняет руководитель объединения Ирина Селиверстова. — Ягельный край дает пищу оленям — основному объекту жизнедеятельности оленеводов округа, что поясняет выбор и создание персонажа, содержащего образное и смысловое значение, близкое этим детям. Инновационным решением программы стала интеграция наиболее доступных, современных и в том числе необходимых для эстетического и экологического развития детей видов деятельности: рисование, лепка, литературное сочинительство, художественная фотография.

Для тех, кто любит спорт, существуют различные направления. Например, житель Хорей-Вера Денис Чупров все лето проводит в тундре, а когда наступает пора учебы, активно занимается физподготовкой. В 2019 году он как спортсмен и активист школы побывал в Норвегии. Кроме того, Денис стал победителем регионального турнира по боксу, чем очень гордится. Растить спортсменов и патриотов помогает учитель физкультуры Иван Белугин.

— У нашего педагогического коллектива, — подчеркивает Людмила Прилуцкая, — еще много интересных идей, направленных на то, чтобы подарить подрастающему поколению счастливое детство и приятные воспоминания о чудесных школьных годах.