Что умеет летчик, выполняющий полеты на Севере? К примеру, надолго и точно зависать над судном, терпящим бедствие в штормовом море. Или находить в лесу, в кромешной тьме пятачок земли для посадки, чтобы принять на борт страдающего от боли человека. А еще перевозить грузы в любых условиях — от Арктики до Африки.

АН-26

— Простая нормальная мужская работа, — хитро прищурив умные глаза, улыбается Сергей Шамов. — Ничего особенного.

Скромничает зря. Именно он, летный директор 2-го Архангельского объединенного авиаотряда, выполняет сегодня самые технически сложные задачи. За штурвалом своей любимой «восьмерки» — вертолета Ми-8 — он уже почти 30 лет. А начиналось все с детской мечты: шестилетним мальчиком он впервые попал на борт самолета Ан-2. Тогда и решил — стану летчиком! После службы в армии поступил в Кременчугское летное училище гражданской авиации, отучился и по распределению попал в Архангельск.

— Опыт нарабатывал под присмотром наставников, у нас в летном деле он передается из поколения в поколение, — делится Сергей Леонидович. — К примеру, зимой при низких температурах воздуха пилот должен уметь выполнять взлет и посадку в снежном вихре, в инверсии или при предельной скорости ветра.

Пилоты ведут воздушные съемки, лесоавиационные, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, в том числе с морских судов и буровых платформ
Пилоты ведут воздушные съемки, лесоавиационные, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, в том числе с морских судов и буровых платформ

Медаль «За спасение погибавших»

На личном счету Сергея Шамова — более 20 спасенных человеческих жизней. По заданиям санавиации Шамов облетел всю Архангельскую область, в каждой деревне пилотов 2-го авиаотряда знают в лицо. В 2010-м он и члены его экипажа были награждены медалью «За спасение погибавших». Тогда пилоты поднимали рыбака из лодки, унесенной штормом в Белое море.

— Искали его долго, и когда уже топливо было на исходе, судно обнаружили. Зависли, спустили спасателя, потом на подъемно-спусковой лебедке подняли их обоих, — вспоминает пилот. — Вся сложность в том, что на одной точке над морем трудно фиксировать вертолет при отсутствии ориентиров на воде. Пришлось около часа висеть почти над самой лодкой, чтобы ее не относило потоками воздуха и трехметровыми волнами.

За свою летную карьеру приходилось вызволять людей из самых, казалось бы, критических ситуаций. Однажды снимал с льдины ночью шесть рыбаков на озере Лача в Каргопольском районе, потом — еще одного бедолагу-рыбака вместе с собакой. Это уже в Белом море. «Собачку подняли?» — первым делом тогда спросил у коллег.

Вертолетный парк представлен МИ-8т, МИ-8 мтв и МИ-26т — самым грузоподъемным в мире, а самолетный — АН-2 и Л-410 УВП-Э
Вертолетный парк представлен МИ-8т, МИ-8 мтв и МИ-26т — самым грузоподъемным в мире, а самолетный — АН-2 и Л-410 УВП-Э

В Арктику — на новом вертолете

Вообще, если что-то сложное, эксклюзивное — это только к Шамову. Именно он в 2012-м по просьбе ВМС Норвегии на внешней подвеске Ми-26 эвакуировал потерпевший в горах аварию вертолет Sea King. А в Великом Новгороде поднимал новую мачту для телевышки на 200-метровую высоту. Факельную установку высотой около 100 метров на вертолете Ми-26 на месторождении им. Требса в НАО монтировал тоже он. И перевозил модули для строительства заставы Нагурское на Земле Франца-Иосифа. Если военным летчикам на это требовалось полчаса, то Шамову с его экипажем — 7–10 минут.

Признается, что самые тяжелые полеты были в Пакистане, куда после землетрясения русские летчики доставляли гуманитарную помощь. Ущелья узкие, горы высокие — это было сложно с точки зрения техники пилотирования. Приходилось и на Ми-26 летать через перевал Саланг в Афганистане на высоте 5600 метров — такие рейсы под силу единицам.

— Хотелось бы сесть за штурвал вертолета новой модификации — Ми-38, Ми-171А2, Ми-26Т2, интересно попробовать их функционал, — мечтает Сергей Леонидович.

Кому, как не летному командиру, знать, что сегодня для работы в Арктике нужны новые типы гражданских вертолетов, особенно для полетов в сложных метеоусловиях с посадками на морские суда при низких температурах. А в том, что архангельские летчики справляются с любыми задачами, сомнений нет.

Факты

В 2016 году перевезено:

  • 25 754 пассажира
  • 196,7 тонн грузов
  • 139,6 тонн почты

На Новой Земле 2-й авиаотряд выполняет работы для Российского федерального ядерного центра — ВНИИ технической физики им. Академика Е. И. Забабахина, Первой горнорудной компании, АО «Экспедиция № 2».

2-й Архангельский объединенный авиаотряд — родоначальник авиации на Севере России

  • 600 человек трудится в коллективе
  • 100 человек — летный состав авиаотряда
  • 8 летчиков — заслуженные пилоты РФ
  • 30 единиц — парк малой авиации