Зачем нужна экологическая тропа на территории детского сада
Как открыть для дошкольников мир природы, рассказывает заведующая детским садом «Рябинушка» поселка Октябрьский Устьянского округа Светлана Сокова.
— Светлана Николаевна, что стало отправной точкой вашего проекта?
— В 2019 году мы задумались, что могло бы отличать «Рябинушку» от других детских садов. Все взвесив, пришли к выводу, что у нас очень выигрышная территория. Это не только большие прогулочные участки с массой зеленых насаждений, но и значительная по размерам свободная площадь, которую требовалось привести в порядок.
Почему экологическая тропа? Она позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, ценить ее красоту. Поэтому целью проекта стало развитие специальной образовательной инфраструктуры на нашей территории.
— Какие задачи вы ставили перед собой?
— Необходимо было создать и обеспечить содержанием и оснащением видовые точки экологической тропы. Требовалось также разработать методическое сопровождение объекта образовательной инфраструктуры ДОО «Экологическая тропа на территории детского сада» и повысить уровень компетентности педагогов по данному направлению. И, конечно, привлечь единомышленников. В первую очередь ими стали родители.
— Светлана Николаевна, с чего конкретно вы начинали работу?
— Для осуществления задуманного, естественно, нужны были ресурсы — финансовые, материально-технические, кадровые. Мы создали инициативную группу из педагогов. Детально обследовали территорию детского сада и выделили наиболее интересные уже имеющиеся природные объекты. Определили, что еще требуется добавить. Составили карту-схему тропы, нанесли на нее маршрут и все объекты. А потом с помощью родителей приступили к подготовке — убирали старые растения, корчевали кусты, прибирали территорию. Наши родители — активные участники всех проводимых в детском саду конкурсов и акций, и мы им очень благодарны.
— Что на данном этапе представляет собой экологическая тропа?
— Сегодня у нас созданы следующие видовые точки: «Зеленая аптека», «Метеостанция», «Огород», «Яблоневый сад», «Птичий городок», «Березовая аллея», «Рябиновая аллея», «Клены», «Ель». Запланировано и создание новых объектов. Это «Виды грунта», «Привал на поляне», «Спилы деревьев» и «Следы зверей». К примеру, на метеостанции ребята наблюдают за погодой. Весной сами белят стволы яблонь. В птичьем городке они кормят птиц, в огороде сами высаживают овощи, собирают урожай. На видовой точке «Зеленая аптека» они узнают, какие лекарственные травы растут в Устьянском крае, сами их высаживают. У педагогов по каждой точке есть своя программа занятий для детей разного возраста, разработано методическое сопровождение.
— Девиз вашего проекта: «Смотри, трогай, чувствуй, думай, действуй!». Что это значит?
— Мы считаем, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Окружающий мир, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Поэтому так важно дать ребенку возможность прикоснуться к природе как можно раньше.
— Какими итогами работы вы гордитесь сегодня?
— Радует, что у нас налажена связь с социумом. К нам на тропу приходили ребята из экологического класса Октябрьской средней школы № 1. На муниципальном конкурсе «Бренд детского сада», где мы представляли наш проект, мы заняли второе место.
В Устьянском округе наш проект прошел муниципальную экспертизу. Мы не замыкаемся в себе, планируем приглашать на тропу ребят из других детских садов для занятий, а педагогов — пользоваться нашими наработками. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, расширяем границы и выходим за рамки детского сада. Для нас это новое и неизведанное, мы только начинаем работать в данном направлении.
— Светлана Николаевна, новым вызовом для вас стало и участие в чемпионате «Лесоруб XXI века». Расскажите подробнее об этом.
— На чемпионат мы вышли с презентацией компетенции «Лесное дело» для дошкольников в рамках Всероссийского конкурса «Юный мастер». По предложению министерства образования Архангельской области наш старший воспитатель Анна Васильевна Мякшина разработала программу по ранней профориентации детей, которую мы и апробировали на чемпионате. Сначала представили ее на деловой части форума, затем на практическом занятии, где дети сами выбирали грунт, готовили к посадке и высаживали сеянцы хвойников по всем правилам.
Перед чемпионатом ребята съездили на экскурсию в Устьянский лесной селекционно-семеноводческий центр. Там им показали, как ведется работа в теплицах, они увидели все стадии выращивания саженцев хвойных пород — от закладки грунта до их высадки. Дети получили информацию о том, чем конкретно занимается инженер-технолог лесовосстановления, что это за профессия.
По словам мамы воспитанницы детсада «Рябинушка» Ксении Федоровой, особенно нужны такие занятия тем ребятам, которые живут в многоквартирных домах, а в семье нет земельного участка.
— В детский сад «Рябинушка» ходит моя трехлетняя дочь, а сын в этом году его окончил. Он всегда с интересом посещал занятия на экологической тропе, рассказывал о них дома: как они определяли время по солнечным часам, изучали виды облаков, направление ветра. Ребята в группе сами готовили рассаду растений для огорода. А дома мы вырастили из желудей дубки и посадили их на территории детского сада вместе с другими родителями и детьми, — поделилась она.