Людмила Симакова, старший научный сотрудник Архангельского краеведческого музея, — о предметах, связанных с пребыванием Петра I в Архангельске.
В собрании каждого музея есть коллекции, которыми он особо гордится. Для Архангельского краеведческого музея это петровские реликвии. Это немые свидетели событий, которые происходили на нашей северной земле. Это память о тех людях и событиях. Это те ниточки, которые связывают времена. Каждый из этих предметов — загадка. Каждое поколение исследователей и реставраторов добывает новые знания о них или с их помощью.
Утрата и открытие Петровского креста
В одном из залов Архангельского Гостиного двора установлен большой деревянный крест. Он был собственноручно вырублен Петром I в память о чудесном спасении во время шторма и установлен на берегу Унской губы. Это случилось в начале июня 1694 года, когда Петр I с архиепископом Афанасием на яхте «Святой Петр» отправились в Соловецкий монастырь. В море их застиг жестокий шторм. Казалось, гибель была неминуема. Только благодаря опыту и мужеству кормщика Антипы Тимофеевича Панова яхту удалось направить в Унскую губу, где ветер был не столь яростным. Три дня, пока чинили судно и латали паруса, Петр I из сосновых бревен вытесывал памятный крест. В его нижней части была вырублена надпись на голландском языке:
DAT СRUVS MAKEN KAPTEIN PITER VAN A CHT 1694 — «Сей крест поставил капитан Питер в лето от Христа 1694».
Установка памятных крестов в честь спасения или по обету была древнейшей поморской традицией. Видимо, юного царя познакомили с этим обычаем, и Петр счел необходимым следовать ему.
Через некоторое время монахи близстоящего Пертоминского монастыря заметили, что крест снизу стал подгнивать, и перенесли его в святую обитель. В 1805 году он был перенесен в Троицкий кафедральный собор города Архангельска, где для него устроили специальный павильон, и почитался как историческая реликвия. В 1920‑е годы перед разрушением собора церковная утварь, определенная как имеющая историческую или художественную ценность, была перевезена в краевой музей. Прошли годы. Считалось, что эта реликвия утрачена: не счесть, сколько памятников тогда погибло. Однако чудесным образом петровский крест нашелся в запасниках музея. Была такая страница в истории российских музеев, когда их сотрудники, невзирая на угрозу утраты свободы или даже жизни, сохраняли памятники, неугодные советскому строю.
Однако это временное небытие заставило скептиков усомниться в подлинности памятника. Немало усилий пришлось приложить музейным работникам для доказательства своей правоты, и только в последнее время благодаря самым современным методам атрибуции удалось поставить точку: да, это действительно крест Петра I.
Иерусалимский флаг — подарок архиепископу Афанасию
Среди тех немногих, кто поддерживал Петра I и разделял его взгляды в то время, был холмогорский архиепископ Афанасий. Царь щедро одаривал своего сподвижника. Среди его подарков был Иерусалимский флаг — большое белое полотнище (160 на 180 см) из шелка с пятью красными крестами: один в середине (символ Христа) и четыре по углам (четыре апостола).
Иерусалимский флаг был флагом Иерусалимского королевства (xi—xiii века), которое появилось в результате крестовых походов, когда рыцари захватили Иерусалим в борьбе с арабами-мусульманами. Он был также и символом католического ордена Гроба Господня. В России XVII века он символизировал единение государственной и духовной власти.
Иерусалимский флаг архиепископа Афанасия хранился в Троицком соборе, откуда и поступил в музей. За долгие годы полотнище значительно обветшало: иссечены шелковые нити, кресты выгорели и потеряли цвет. Флаг неоднократно реставрировался. Он продублирован на специальный материал и все же экспонированию не подлежит. На выставках в музее показывается его копия.
Памятники воинской славы
Значительно лучше сохранились полковые знамена. Их в музейной коллекции два: знамя Гайдуцкого стрелецкого полка и знамя Русского стрелецкого полка. Оба знамени вышиты шелковыми и золотными нитями на шелковом полотне мастерицами московской Оружейной палаты. Изготовление таких знамен — дело долгое, кропотливое, многотрудное и дорогое. Изображения на них, выполненные художниками-знаменщиками, утверждались лично Петром.
На лицевой стороне знамени Гайдуцкого стрелецкого полка (166 на 151 см) в центре — двуглавый орел, над ним — образ Знамения Пресвятой Богородицы со Спасителем, слева — апостол Петр, справа — Алексий, человек Божий. На оборотной стороне — изображения Архистратига Михаила и Иоанна Предтечи. Выбор святых неслучаен. Архистратиг Михаил — небесный покровитель Архангельска, святые — божественные покровители Петра I, царевича Алексея и царя Иоанна V, брата-соправителя Петра. По периметру на обеих сторонах знамени вышита вязью летописная история создания знамени с датой — 1696 год.
На знамени Русского стрелецкого полка (101 на 102 см) изображены евангелические сюжеты. На лицевой стороне — Богоявление Господне, в центре — Христос, слева от него — Иоанн Предтеча, справа — три ангела. На оборотной стороне — Благовещенье Пресвятой Богородицы. На фоне зданий с куполообразными кровлями — изображения Архистратига Михаила и Богоматери с книгой. Над ними — изображение Саваофа и исходящего от него Святого Духа в виде голубя.
Оба знамени как воинские реликвии хранились в полковой Свято-Троицкой церкви, той, что на углу улицы Комсомольской и набережной Северной Двины. Знамя Русского стрелецкого полка было расшито, разделено надвое уже давно. Обе стороны использовались как хоругви во время богослужений. Знамя Гайдуцкого стрелецкого полка расшито уже в процессе музейной реставрации. Решение не соединять полотнища было принято для обеспечения более благоприятных условий их хранения и экспонирования.
Знамена холмогорских Гайдуцкого и Русского стрелецких полков участвовали в знаменитом Новодвинском сражении 25 июня 1701 года, когда шведская эскадра подошла к строящейся Новодвинской крепости и была достойно встречена артиллерийским огнем береговых батарей. Два из трех шведских кораблей сели на мель и были захвачены со всем снаряжением. Три трофейные пушки Петр I пожаловал архиепископу Афанасию. Реликвии сражения хранились при Архиерейском доме, затем были переданы в Троицкий кафедральный собор, а после его закрытия попали в Архангельский музей. С тех пор они постоянно экспонируются на различных выставках. В настоящее время они находятся в зале постоянной исторической экспозиции, посвященной Новодвинскому сражению.
«Пожаловали сим ковшом…»
Из Троицкого собора в музей поступил удивительной красоты ковш-братыня из серебра с позолотой. На дне ковша в золоченом круге изображен двуглавый орел, выполненный в технике чеканки, а по бортику в той же технике — надпись:
«Божией милостию мы, великие государи князия Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержцы, пожаловали сим ковшом колмогорца Федора Черепанова за ево службу и за прибор, что он, будучи в 195 (т. е. 7195 год от сотворения мира или 1686 год от Рождества Христова) в Колмогорах у таможенного збору питейной продажи головою, много учинил прибыли».
В «петровской» коллекции музея есть немало предметов, не связанных непосредственно с пребыванием Петра I на Севере. Это издания «Воинский устав Петра I» 1719 года и «Морской устав» 1720 года, а также книги, описывающие деяния Петра Великого, в том числе изданные в XVIII веке.
Подарено музею
XVIII столетие — век расцвета медальерного искусства в России. Медали выпускались по случаю разных событий. В музее хранятся памятные медали «На рождение царевича Петра Алексеевича» и «На возвращение Петра I из-за границы». А кроме того, довольно много оттисков медалей этого периода. Они представляют скорее не историческую или художественную ценность, а значимость для истории музея.
Большую коллекцию оттисков медалей подарил Архангельскому городскому публичному музею на рубеже XIX—XX веков собиратель Петр Петрович Берваль. Память о другом дарителе сохранил погрудный портрет Петра I в овальной раме, написанный Николаем Тимофеевичем Богацким в 1890 году, о чем свидетельствует подпись латиницей. На оборотной стороне картины есть надпись: «Д. Н. Островский». Дмитрий Николаевич Островский, действительный статский советник, дипломат, автор книг о Севере, в 1897—1898 годах был архангельским вице-губернатором. 17 июня 1898 года он подарил этот портрет Архангельскому городскому публичному музею.
В настоящее время ведутся активные археологические работы на территории Новодвинской крепости. Надеемся, что они пополнят нашу коллекцию. Впрочем, находки могут быть и при изучении собственных коллекций и коллекций других музеев и архивов.