Людмила Симакова, старший научный сотрудник Архангельского крае­ведческого музея, — о предметах, связанных с пребыванием Петра I в Архангельске.

Людмила Симакова
Людмила Симакова

В собрании каждого музея есть коллекции, которыми он особо гордится. Для Архангельского краеведческого музея это петровские реликвии. Это немые свидетели событий, которые происходили на нашей северной земле. Это память о тех людях и событиях. Это те ниточки, которые связывают времена. Каждый из этих предметов — загадка. Каждое поколение исследователей и реставраторов добывает новые знания о них или с их помощью.

Портрет Петра I, написанный Николаем Богацким. 1890 год. Фото предоставлено Архангельским краеведческим музеем
Портрет Петра I, написанный Николаем Богацким. 1890 год. Фото предоставлено Архангельским краеведческим музеем

Утрата и открытие Петровского креста

В одном из залов Архангельского Гостиного двора установлен большой деревянный крест. Он был собственноручно выруб­лен Петром I в память о чудесном спасении во время шторма и установлен на берегу Унской губы. Это случилось в начале июня 1694 года, когда Петр I с архиепископом Афанасием на яхте «Святой Петр» отправились в Соловецкий монастырь. В море их застиг жестокий шторм. Казалось, гибель была неминуема. Только благодаря опыту и мужеству кормщика Антипы Тимофеевича Панова яхту удалось направить в Унскую губу, где ветер был не столь яростным. Три дня, пока чинили судно и латали паруса, Петр I из сосновых бревен вытесывал памятный крест. В его нижней части была выруб­лена надпись на голландском языке:
DAT СRUVS MAKEN KAPTEIN PITER VAN A CHT 1694  — «Сей крест поставил капитан Питер в лето от Христа 1694».

Крест Петра I. Слева — рисунок из книги Николая Устроялова «Карты, планы и снимки к первым трем томам истории царствования Петра Великого». Спб., 1858 год
Крест Петра I. Слева — рисунок из книги Николая Устроялова «Карты, планы и снимки к первым трем томам истории царствования Петра Великого». Спб., 1858 год

Установка памятных крестов в честь спасения или по обету была древнейшей поморской традицией. Видимо, юного царя познакомили с этим обычаем, и Петр счел необходимым следовать ему.

Через некоторое время монахи близстоящего Пертоминского монастыря заметили, что крест снизу стал подгнивать, и перенесли его в святую обитель. В 1805 году он был перенесен в Троицкий кафедральный собор города Архангельска, где для него устроили специальный павильон, и почитался как историческая реликвия. В 1920‑е годы перед разрушением собора церковная утварь, определенная как имеющая историческую или художественную ценность, была перевезена в краевой музей. Прошли годы. Считалось, что эта реликвия утрачена: не счесть, сколько памятников тогда погибло. Однако чудесным образом петровский крест нашелся в запасниках музея. Была такая страница в истории российских музеев, когда их сотрудники, невзирая на угрозу утраты свободы или даже жизни, сохраняли памятники, неугодные советскому строю.

Однако это временное небытие заставило скептиков усомниться в подлинности памятника. Немало усилий пришлось приложить музейным работникам для доказательства своей правоты, и только в последнее время благодаря самым современным методам атрибуции удалось поставить точку: да, это действительно крест Петра I.

Иерусалимский флаг — подарок архиепископу Афанасию

Среди тех немногих, кто поддерживал Петра I и разделял его взгляды в то время, был холмогорский архиепископ Афанасий. Царь щедро одаривал своего сподвижника. Среди его подарков был Иерусалимский флаг — большое белое полотнище (160 на 180 см) из шелка с пятью красными крестами: один в середине (символ Христа) и четыре по углам (четыре апостола).

Иерусалимский флаг, пожалованный петром I архиепископу Афанасию. Фото предоставлено Архангельским краеведческим музеем
Иерусалимский флаг, пожалованный петром I архиепископу Афанасию. Фото предоставлено Архангельским краеведческим музеем

Иерусалимский флаг был флагом Иерусалимского королевства (xi—xiii века), которое появилось в результате крестовых походов, когда рыцари захватили Иерусалим в борьбе с арабами-­мусульманами. Он был также и символом католического ордена Гроба Господня. В России XVII века он символизировал единение государственной и духовной власти.
Иерусалимский флаг архиепископа Афанасия хранился в Троицком соборе, откуда и поступил в музей. За долгие годы полотнище значительно обветшало: иссечены шелковые нити, кресты выгорели и потеряли цвет. Флаг неоднократно реставрировался. Он продублирован на специальный материал и все же экспонированию не подлежит. На выставках в музее показывается его копия.

Памятники воинской славы

Значительно лучше сохранились полковые знамена. Их в музейной коллекции два: знамя Гайдуцкого стрелецкого полка и знамя Русского стрелецкого полка. Оба знамени вышиты шелковыми и золотными нитями на шелковом полотне мастерицами московской Оружейной палаты. Изготовление таких знамен — дело долгое, кропотливое, многотрудное и дорогое. Изображения на них, выполненные художниками-знаменщиками, утверждались лично Петром.
На лицевой стороне знамени Гайдуцкого стрелецкого полка (166 на 151 см) в центре — двуглавый орел, над ним — образ Знамения Пресвятой Богородицы со Спасителем, слева — апостол Петр, справа — Алексий, человек Божий. На оборотной стороне — изображения Архистратига Михаила и Иоанна Предтечи. Выбор святых неслучаен. Архистратиг Михаил — небесный покровитель Архангельска, святые — божественные покровители Петра I, царевича Алексея и царя Иоанна V, брата-­соправителя Петра. По периметру на обеих сторонах знамени вышита вязью летописная история создания знамени с датой — 1696 год.

На знамени Русского стрелецкого полка (101 на 102 см) изображены евангелические сюжеты. На лицевой стороне — Богоявление Господне, в центре — Христос, слева от него — Иоанн Предтеча, справа — три ангела. На оборотной стороне — Благовещенье Пресвятой Богородицы. На фоне зданий с куполообразными кровлями — изображения Архистратига Михаила и Богоматери с книгой. Над ними — изображение Саваофа и исходящего от него Святого Духа в виде голубя.

Оба знамени как воинские реликвии хранились в полковой Свято-­Троицкой церкви, той, что на углу улицы Комсомольской и набережной Северной Двины. Знамя Русского стрелецкого полка было расшито, разделено надвое уже давно. Обе стороны использовались как хоругви во время богослужений. Знамя Гайдуцкого стрелецкого полка расшито уже в процессе музейной реставрации. Решение не соединять полотнища было принято для обеспечения более благоприятных условий их хранения и экспонирования.
Знамена холмогорских Гайдуцкого и Русского стрелецких полков участвовали в знаменитом Новодвинском сражении 25 июня 1701 года, когда шведская эскадра подошла к строящейся Новодвинской крепости и была достойно встречена артиллерийским огнем береговых батарей. Два из трех шведских кораблей сели на мель и были захвачены со всем снаряжением. Три трофейные пушки Петр I пожаловал архиепископу Афанасию. Реликвии сражения хранились при Архиерейском доме, затем были переданы в Троицкий кафедральный собор, а после его закрытия попали в Архангельский музей. С тех пор они постоянно экспонируются на различных выставках. В настоящее время они находятся в зале постоянной исторической экспозиции, посвященной Новодвинскому сражению.

«Пожаловали сим ковшом…»

Из Троицкого собора в музей поступил удивительной красоты ковш-братыня из серебра с позолотой. На дне ковша в золоченом круге изображен двуглавый орел, выполненный в технике чеканки, а по бортику в той же технике — надпись:

«Божией милостию мы, великие государи князия Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержцы, пожаловали сим ковшом колмогорца Федора Черепанова за ево службу и за прибор, что он, будучи в 195 (т. е. 7195 год от сотворения мира или 1686 год от Рождества Христова) в Колмогорах у таможенного збору питейной продажи головою, много учинил прибыли».

Серебряный ковш (братыня), которым был пожалован в 1687 году царями Петром и Иоанном холмогорский таможенник Федор Черепанов. Фото Семена Шаврина
Серебряный ковш (братыня), которым был пожалован в 1687 году царями Петром и Иоанном холмогорский таможенник Федор Черепанов. Фото Семена Шаврина

В «петровской» коллекции музея есть немало предметов, не связанных непосредственно с пребыванием Петра I на Севере. Это издания «Воинский устав Петра I» 1719 года и «Морской устав» 1720 года, а также книги, описывающие деяния Петра Великого, в том числе изданные в XVIII веке.

Воинский устав. Фото Павла Кононова

Воинский устав. Фото Павла Кононова
Воинский устав. Фото Павла Кононова

Подарено музею

XVIII столетие — век расцвета медальерного искусства в России. Медали выпускались по случаю разных событий. В музее хранятся памятные медали «На рождение царевича Петра Алексеевича» и «На возвращение Петра I из-за границы». А кроме того, довольно много оттисков медалей этого периода. Они представляют скорее не историческую или художественную ценность, а значимость для истории музея.

Реплики памятных медалей. Фото Павла Кононова
Реплики памятных медалей. Фото Павла Кононова

Большую коллекцию оттисков медалей подарил Архангельскому городскому публичному музею на рубеже XIX—XX веков собиратель Петр Петрович Берваль. Память о другом дарителе сохранил погрудный портрет Петра I в овальной раме, написанный Николаем Тимофеевичем Богацким в 1890 году, о чем свидетельствует подпись латиницей. На оборотной стороне картины есть надпись: «Д. Н. Островский». Дмитрий Николаевич Островский, действительный статский советник, дипломат, автор книг о Севере, в 1897—1898 годах был архангельским вице-губернатором. 17 июня 1898 года он подарил этот портрет Архангельскому городскому публичному музею.

В настоящее время ведутся активные археологические работы на территории Новодвинской крепости. Надеемся, что они пополнят нашу коллекцию. Впрочем, находки могут быть и при изучении собственных коллекций и коллекций других музеев и архивов.