Зачем ООО «Агрофирма Судромская» внедрило новую систему кормления
Этим летом на областной выставке «Животноводство Поморья» было объявлено, что ООО «Агрофирма Судромская» вошла в тройку лучших по племенной работе за 2022 год. Чтобы своими глазами увидеть, как и чем живет предприятие, которое не перестает удивлять, мы едем в поселок Погост Вельского района.
Ни мешком больше, ни мешком меньше
Солнце перевалило за зенит. Возле бурта с комбикормом идет загрузка на вечернее кормление: в круглую мельницу, которая прицеплена к трактору «Беларус», фронтальный погрузчик закидывает очередной рулон сена. Зоотехник Надежда Чухарева объясняет: у сена фракции длинные, а у силоса короткие, поэтому, чтобы они стали одинакового размера, сено перемалывают. Это хорошо скажется на пищеварении животных.
Горка измельченного сена постепенно растет. Погрузчик зачерпывает его ковшом и высыпает в подъехавший миксер — большую красную «ванну», присоединенную к трактору «Джон Дир». Следом в миксер отправляются силос и комбикорм. В тракторе установлен компьютер — он точно знает, сколько компонентов корма нужно положить в смесь для конкретной группы коров, и следит за этим. Дальше трактор с миксером едет прямо на ферму и раздает коровам корм строго по заданной компьютером норме — не больше и не меньше.
— Весной этого года мы внедрили программное обеспечение DTM, специально разработанное для контроля ежедневного процесса кормления на больших фермах, — рассказывает Надежда Чухарева. — Как это работает? Вместе с главным зоотехником Анной Оленевой я забиваю в компьютер поголовье и состав рационов по группам: для высокоудойных коров, для новотельных и так далее — и отправляю механизатору на компьютер, который установлен в тракторе. Эта программа — очень хорошая помощь для зоотехника, нам теперь не надо сидеть и вручную высчитывать рационы и распечатывать их на бумажках. А главное — мы можем контролировать правильную загрузку миксера. Раньше было как? Механизатор мог ошибиться и насыпать лишний мешок комбикорма или, наоборот, какой‑то компонент недоложить. А теперь влияние человеческого фактора исключено: программа выдаст ошибку и не даст продолжить загрузку компонентов, пока эта ошибка не будет устранена.
— Программа уже показала свою эффективность, — добавляет Анна Оленева. — За 2022 год мы надоили 9664 килограмма молока на корову, в 2023‑м выйдем на десять тысяч килограммов.
Свой комбикорм
Анна Степановна Оленева работает в сельском хозяйстве 36 лет, в агрофирме — с 1988 года. В этом году она в очередной раз вошла в тройку лучших зоотехников племенных хозяйств Архангельской области, занимающихся разведением крупного рогатого скота голштинской породы. И этот опыт не дает ей испытывать «головокружение от успехов»: преодоление планки в десять тысяч килограммов означает, что здоровье коров становится уязвимее, а требования к содержанию и кормам — жестче.
— Рационы кормления мы рассчитываем сами после консультации с ветеринарными врачами, — объясняет Анна Степановна. — Комбикорм также с недавних пор изготовливаем самостоятельно — оказалось, что это выигрышнее и с точки зрения экономики, и с точки зрения качества. Каждая партия компонентов (шрот, жмых, кукуруза, ячмень), а также готовый комбикорм обязательно проходят лабораторные исследования. Сейчас построены две новые силосные траншеи объемом полторы-две тысячи кубометров каждая и новый ангар — это позволит нам завезти побольше зерна, поставить мельницы помощнее и создать запас комбикорма, а не работать с колес, как это было летом и осенью.
Мы с Анной Оленевой разговариваем на новой ферме, которая была запущена два года назад. Вот что лично вам приходит в голову, когда вы слышите «новая ферма»? Скорее всего — сооружение из сэндвич-панелей (как строятся большинство современных ферм в Архангельской области) с беспривязным содержанием и роботами. Но в ООО «Агрофирма Судромская» все не так — у предприятия всегда был свой особый путь.
Во-первых, ферма кирпичная. Да, строить такую труднее и дороже, но прослужит она дольше. А главное, как подчеркивает директор агрофирмы Александр Бородулин, микроклимат в ней гораздо лучше — такая ферма «дышит».
Во-вторых, роботов здесь нет и пока не предвидится. Просто потому, что директору и коллективу они не близки. Зато есть подвесная линия в доильном зале: доильные аппараты с автосъемом передвигаются сами, как по рельсам, а работников в таком зале требуется в два раза меньше.
На ферме установлена система климат-контроля. Чтобы коровы не травмировали языки, на кормовые столы накатано пластиковое полотно. Вода в поилках — подогретая. Навозоудаление — не скребковое, а шнековое.
И наконец, здесь организовано привязное содержание. Коровы разделены на группы по физиологическому состоянию: группа новотельных коров, группа высокоудойных, группа раздоя, производства, затухания лактации, сухостоя… Кормят их также в зависимости от физиологического состояния и удоев.
Признаемся, два года назад, когда мы впервые побывали на ферме, это нас удивило: в последнее десятилетие хозяйства региона старались переходить на беспривязное содержание, которое считалось современным и прогрессивным подходом. Но коллективу агрофирмы есть с чем сравнивать — здесь практикуют оба вида содержания.
— Вот смотрите, корова привязана, ее круг кормления составляет 80 сантиметров, — показывает Анна Степановна. — Она с этих 80 сантиметров никуда не денется, ну разве что дотянется до корма соседки и чуть‑чуть у нее утащит. Но ведь и соседка у нее немножко утащит. А при беспривязном содержании что происходит? Мы выдали кормовую смесь по норме. Но ведь у каждого животного свой темперамент: одна корова, что побойчее, подошла и самое вкусное, самое питательное из него выбрала, а вторая, поскоромнее, идет сзади, и ей уже не достанется корма нужного качества и количества… В целом наш опыт показал, что при привязном содержании удой больше, а выбраковки и травматизма — меньше.
Что нужно делать сегодня, чтобы наступило завтра
Тем временем на ферму приезжает директор — Александр Васильевич Бородулин. Пожимает руки механизаторам, негромко расспрашивает их о делах.
— Александр Васильевич, на ком у вас все держится?
— У нашего коллектива хороший крепкий костяк: главный зоотехник Анна Степановна Оленева работает уже около 30 лет, главный агроном Надежда Васильевна Бедина — около 40 лет, тракторист Николай Владимирович Бородулин уже пенсионер, но до сих пор в строю. Виталий Петрович Меньшиков работал механизатором, а летом ввиду его опыта я назначил его начальником полеводческой бригады. Тракторист Александр Николаевич Кошутин давно и хорошо управляется со сложной техникой. Есть и молодые ребята, на которых я всегда могу положиться. В целом весь наш коллектив — люди ответственные, можно сказать, трудоголики.
— Расскажите, как руководителю добиться подобного отношения к труду?
— Во-первых, достойная заработная плата. Сейчас у нас в агрофирме средняя зарплата составляет около 50 тысяч рублей. Во-вторых, удобные и комфортные рабочие места: например, на новой ферме оборудована подвесная линия, и дояркам не приходится таскать доильные аппараты и бидоны на руках.
Есть и, казалось бы, второстепенные моменты, которые тоже важны. Например, с весны по осень, когда идет кормозаготовительная кампания, мы организуем питание работников — открываем столовую с доставкой обедов на другой берег реки Ваги, где у нас тоже есть площади. Я ведь понимаю: переезжать сюда через реку, чтобы сходить домой на обед, это большая трата времени и сил. Другое дело, когда наш повар Любовь Станиславовна, которую коллектив любит и уважает, все приготовила, по термосам разложила, а водители развезли обед по участкам.
Наконец, я считаю, руководителю нужно просто хорошо ладить с людьми.
— У вас сейчас есть дефицит кадров?
— В животноводстве всегда есть дефицит хороших кадров. Нам не хватает доярок, скотников, нужен еще один ветеринарный врач и еще один осеменатор… Я бы очень хотел, чтобы предприятие подпитывала молодежь, поэтому мы много работаем с профильными учебными заведениями Вельска и Архангельска, с Вологодской молочнохозяйственной академией имени Н. В. Верещагина.
В этом году к нам на практику приезжали будущие ветфельдшеры — две студентки Архангельского многопрофильного колледжа (это бывший аграрный техникум). Хорошо поработали доярками и пообещали вернуться в будущем году. Два молодых человека — из Архангельска и Санкт-Петербурга — прошли практику на тракторе и в кормоцехе. Уехали довольные.
Если молодые специалисты придут в агрофирму на постоянную работу, их ждут хорошая зарплата, соцпакет, служебное жилье: прежде мы приобретали для сотрудников дома, а теперь покупаем квартиры в многоквартирном доме. В нашем поселке Погост есть все для комфортной жизни: детский сад, новая школа, Дом культуры, амбулатория… До Вельска рукой подать, всего 30 километров. Кроме того, нуждающимся сотрудникам предприятие дает займы — это гораздо выгоднее, чем брать деньги в банке.
— Пару лет назад в интервью нашему журналу вы сказали фразу, которая нам очень запомнилась: «Если ничего не делать, то скоро делать будет нечего». В этом смысле — что вы делаете сегодня для того, чтобы наступило завтра?
— Действительно, на месте останавливаться нельзя. С ростом удоев увеличиваются требования и к качеству кормов, и к выполнению всех технологических процессов. Поэтому мы построили новый ангар и новые траншеи, в планах — еще одна траншея, кормоцех и телятник на 260 голов для 20–60‑дневного молодняка.
Мы продолжаем ремонтировать технику и благодаря господдержке покупаем новую. Приобретаем больше удобрений, чтобы после каждого укоса делать подкормку посевов, и за счет этого получаем достаточное количество хорошего корма.
У меня не то чтобы вариантов нет работать иначе — просто я не могу по‑другому. Работаю здесь 45 лет, с 1978 года, с тех пор как окончил институт и отслужил в армии. Вся моя жизнь — и прошлая, и нынешняя, и будущая — связана с агрофирмой и сельским хозяйством.
Цифры
- 1350 голов скота составляет общее поголовье ООО «Агрофирма Судромская», из них 600 голов — дойное стадо
- 3,9 процента — средняя жирность молока ООО «Агрофирма Судромская». Содержание белка в нем — 3,19 процента. Основной объем молока поставляется в АО «Северодвинск-Молоко»