Известный врач — травматолог-ортопед Сергей Боканов, заведующий травматолого-ортопедическим отделением Северного медицинского центра имени Н. А. Семашко, удостоен награды «Достояние Севера»
Всю свою трудовую жизнь он посвятил развитию травматологии и ортопедии в Архангельской области. За годы работы выполнил свыше десяти тысяч операций и внедрил более 50 методик оперативных вмешательств. Одним из первых в регионе начал успешно применять эндопротезирование суставов и передает свои знания и наработки коллегам. Мы попросили Сергея Петровича рассказать о его профессиональном пути и развитии травматологии, ортопедии и эндопротезирования на Севере России.
На выбор повлияли окружение и книги
Его мама работала старшей акушеркой в Коношской центральной районной больнице. Будущий хирург рос в окружении медиков и с детства видел, с каким уважением люди относятся к врачам и медицинским сестрам.
— В медицину я пришел более 40 лет назад. В то время подростки мечтали стать летчиками, космонавтами, геологами и врачами. Считалось, что хирург — это героическая профессия. Выходило много книг о медиках: известная трилогия Юрия Германа, книги Антонины Коптяевой, «Мысли и сердце» Николая Михайловича Амосова. Я с детства много читал, и эти книги наложили, конечно, свой отпечаток. В 10‑м классе начал ходить в больницу, присматриваться к работе врачей, и в 1970 году я поступил в мединститут, — вспоминает Сергей Петрович.
С первого по шестой курс он работал в студенческом научном обществе АГМИ на кафедре нормальной анатомии, патофизиологии и топографической анатомии и все эти годы занимался экспериментальной хирургией. С третьего по шестой курс избирался председателем студенческого научного общества.
— Хирургия увлекла меня с первого курса. На пятом курсе в хирургическом кружке мы освоили операции на сердце у собак, что мне пригодилось в последующей работе, когда пришлось оперировать ранения сердца у людей. Таких случаев в моей практике было несколько, и все с неплохими исходами, — смущаясь, говорит хирург.
Все свое свободное время в студенческие годы он отдавал работе — дежурил в больницах по ночам, в выходные дни и во время летних каникул.
— После окончания института я хотел вернуться домой в Коношу. Пять лет работал в Коношской ЦРБ общим хирургом и не думал, что когда‑то стану травматологом-ортопедом. С чем шли пациенты к хирургу? С болью в колене или плече. Примерно 50 процентов работы хирурга в районной больнице — это травмы и их последствия, заболевания опорно-двигательного аппарата. Оказывать травматологическую помощь помогали знания, полученные в институте, которые в нас заложила Эльза Альфредовна Лусь, доцент кафедры травматологии и ортопедии.
В 1981 году я прошел первичное усовершенствование по травматологии в Ленинграде. Тогда‑то все и началось. Я полюбил травматологию именно за сложность. И за то, что это восстановительная хирургия. Травматолог-ортопед возвращает пациенту, попавшему к нему в результате травмы или заболевания, прежнее качество жизни или значительно улучшает его, — рассказывает наш собеседник.
Один из первых
С 1982 по 1983 год Сергей Петрович работал хирургом в Котласской железнодорожной больнице. В 1984‑м его пригласили врачом-травматологом в Котласскую центральную городскую больницу. В 1986 году там выделили 60 коек под новое травматолого-ортопедическое отделение, и вместе с единомышленниками Боканову удалось создать в районной больнице уникальное, суперсовременное для тех лет отделение, которое обслуживало пять районов области.
— Так совпало, что все хирурги в отделении были примерно одного возраста, — говорит Сергей Боканов. — Все зациклены на специальности и нацелены на развитие самых передовых методов хирургического лечения травм и их последствий. Постепенно мы пришли к ортопедии и стали делать реконструктивно-восстановительные операции, в том числе операции на суставах. Так, мы одними из первых в регионе внедрили ряд методик по Илизарову (в 1987 году я прошел усовершенствование по чрескостному остеосинтезу у академика Г. А. Илизарова). В числе первых начали заниматься эндопротезированием — заменой суставов.
В 1993 году я стажировался в ЦИТО НИИТО им. Р. Р. Вредена. В то время получить такую возможность было очень трудно — спасибо за нее главному травматологу области Олегу Клавдиевичу Сидоренкову. После была учеба в клинике профессора В. В. Ключевского, а также в клиниках Швейцарии, Венгрии, Бельгии, Франции, Германии.
Задача — поставить на ноги
В 2005 году Сергея Петровича пригласила на работу Елена Казакевич: одним из первых и, как показало время, верных ее решений стало развитие в СМКЦ им. Н. А. Семашко эндопротезирования. Перед Бокановым была поставлена задача создать в центре специализированное направление.
— Первый эндопротез в центре им. Н. А. Семашко мы поставили в декабре 2005 года. В настоящее время ставим порядка 400 протезов тазобедренных и коленных суставов в год. Отделение у нас маленькое, а докторов много — шесть человек. Это дает возможность оперировать достаточно интенсивно и с хорошими результатами. Я рад, что нам удалось создать все это в центре им. Н. А. Семашко. Здесь я имею все возможности реализовать себя. Справедливо горжусь тем, что все врачи отделения самостоятельно выполняют операции эндопротезирования. При этом они применяют именно те методики и технические приемы операций, которым я их научил, — делится Сергей Боканов.
Минута триумфа
— Хирургия — профессия, связанная со стрессом и постоянным преодолением, — уверен наш собеседник. — Она неестественна для человека. Разве естественно резать себе подобных, видеть кровь и страдания? Приходится многого лишать себя, всю жизнь проводить в больнице. Это тяжело. Это требует определенных качеств, определенной работы над собой. Медицина изменяет личность, в какой‑то мере деформирует ее, но и многое дает. Чтобы не выгорать, важно любить профессию и себя в профессии. Постоянно совершенствоваться, расти и соответствовать высоким стандартам, которые есть в твоей голове.
Молодого парня со сквозным ранением сердца я прооперировал в 1987 году, и вот уже 32 года он мне звонит и благодарит за жизнь. Сегодня у меня была достаточно сложная операция — и, несмотря на сильнейшие эмоции, минута профессионального триумфа. Весь опыт, который ты получил на профессиональном пути, все знания, все в такие моменты складывается и дает хороший результат. Удовлетворение, которое ты испытываешь после хорошо сделанной операции, сильные положительные эмоции дают ощущение, что не зря прожил жизнь в профессии.
• Отличник здравоохранения (1991 г.)
• Победитель областного конкурса на звание «Лучший врач 2002 года» в номинации «Травматология и ортопедия»
• Заслуженный врач Российской Федерации (2006 г.)